Приёмы формирования универсальных учебных действий при помощи интерактивных средств обучения на уроках в начальной школе.
статья

Алферова Ольга Анатольевна

Как ИКТ средства помогут учителю формировать УУД у младших школьников на разныхэтапах урока Ключевые слова: понятие "универсальные учебные действия, деятельносный метод обучения, виды ИКТ ресурсов. технология формирования УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы формирования универсальных учебных действий при помощи интерактивных средств обучения на уроках в начальных классах.    Учитель: Алферова О.А.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Формирование УУД реализует системно-  деятельностный подход,  целью которого является организация самостоятельной деятельности ученика, умение анализировать материал, делать обобщения, умение получать необходимые знания.

Как учителю организовать такую деятельность ученика?

В настоящее время самым эффективным и отвечающим новым требованиям ФГОС способом организации формирования УУД - является применение ИКТ средств: компьютер, интерактивная доска, айпед, документ – камера и другие - их программное обеспечение, разные программы, диски по предметам, которые предусматривают применение ЭОРов, иллюстративный материал, и тренировочные задания, и задания-тренажёры для закрепления материала (правила).

Все перечисленные выше средства икт можно классифицировать по способу использования:

Виды ИКТ - ресурсов по способу использования:

  1. Как демонстрационный экран (статичные изображения с выводом на экран, анимированные презентации- показ слайдов, наглядного материала для визуализации учебной информации изучаемого;
  2. 2.как обычную доску для работы в классе ( только мел заменён электронным карандашом);
  3. Как интерактивный инструмент- работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде).

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные  возможности для  применения ИКТ средств и следовательно для формирования  УУД.

Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся ему  необходимо чётко определить, для чего используется данное средство, материал и на каком этапе урока. При этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся данного класса .

Рассмотрим и проанализируем на конкретных примерах, как подготовленный и представленный учителем на ИД материал, способствует формированию УУД

  • 1. как демонстрационный экран (изображения с выводом на экран, анимированные презентации - показ слайдов, наглядного материала)  для визуализации учебной информации

Пример: Урок окружающего мира. «Живая и неживая природа».

На этапе актуализации знаний на ИД появляется слайд.                

Учитель даёт задание: рассмотрите изображение на слайде, назовите лишние объекты. Почему они являются лишними?

Сам по себе этап Актуализации знаний направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся.

Для того, чтобы ребёнку выполнить данное задание (т.е. определить лишние объекты) ему необходимо:

- выбрать основание и критерии для сравнения, сериации, классификации этих объектов,

 -произвести их анализ  с целью выделения существенных или несущественных признаков,

- подвести под понятие.

Чтобы дать ответ:- построить логически верную цепь рассуждения; сформулировать доказательство;        т.е. обосновать свой выбор - почему эти объекты являются лишними.

На данном этапе Формировали  познавательные универсальне действия ( логические действия).

  Через сравнение, подведение под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств

  • Формирование коммуникативных универсальных действий):
  • умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.\

После обсуждения ответов и доказательств детей, учитель предлагает проверить их мнение.

Со слайда исчезают две картинки .

Исчезнувшие картинки с объектами выполняют функцию контроля,  где ученики сравнивают свои варианты ответа с правильным  ответом .

Затем учитель предлагает детям объяснить - Почему это вариант является верным? 

На этом этапе идёт закрепление материала предыдушего урока, где ребята выводили понятия и сравнивали  «объекты рукотворного мира  и объекты природы

 оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;  Так формируются Регулятивные действия

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Личностные УУд - осознание своей значимости для всего колллектива

Формирование своего «Я»

Используем ИД

  • как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);                                                          на экран выводится страница и рабочей тетради (в данном случае - это страница из тетради по математике). Страницу можно вывести на экран через сканер или с помощью документ-камеры. Всю проведенную, в ходе урока, работу, со всеми записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра. Такой способ даёт возможность планировать работу по любому предмету, на разных этапах урока, как индивидуальные, так и коллективные формы работы. Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Ребята не боятся выходить к доске и даже обижаются, когда им не предоставляется такая возможность

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
  • уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

  • 2.интерактивный инструмент –  работа с использованием  специализированного программного обеспечения, заготовленного в  цифровом виде способствует формированию УУд

Представление готового программного обеспечения в цифровом виде и его описание

 подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы) ;-регулятивные УУД

— реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы);

— презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать);— оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы). Личностные и коммуникативные УУД

В процессе презентации изделия школьник учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования. В ходе оценки проекта учащиеся должны научиться отвечать на вопросы: «Что нового вы узнали? Чему научились? Как вы это сделали?», т. е. научиться анализировать и оценивать

так как урок труда  - это деятельность самого ребёнка, на направленная на достижение конкретного результата в виде готового продукта, то здесь большее внимание следует уделить формированию регулятивных УУД, а именно действию - планирование

Технология – Формирование регулятивных универсальных действий - действия планирования.

формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; данный электронный ресурс предоставляет нам большие возможности

со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку).

Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.

План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме:

 (познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой урок обучения грамоте – на этапе постановки целей урока.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.

Для первоклассников, второклассников, пока ещё не умеющих читать, имеющих недостаточный уровень чтения, свои действия уместен графический план урока из условных обозначений.

Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Здесь учитель также использует ИКТ средства - вывод на экран доски образцов для сравнения. Ребёнок может самостоятельно увидеть, сравнить и даже поработать (исправить, дополнить),закрепить в действиии.

Современные ИКТ средства дают возможность учителю не только облегчить труд в подготовке качественного современного урока, но открывают перед ним большие возможности расширить дидактические возможности урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования универсальных учебных действий с помощью деталей конструктора «ТИКО».

Цель: показать некоторые возможности использования конструктора «ТИКО» на уроках в начальной школе....

Формирование универсальных учебных действий у детей с разным уровнем развития в условиях массовой школы

В работе дан обзор проблемы формирования универсальных учебных действий у детей с разным уровнем развития: основные характеристики, обоснование актуальности темы, проблем, возникающих на практике. Осн...

Формирование универсальных учебных действий с помощью технологической карты

Технологическая карта выступает паспортом учебного процесса по учебной теме. Создаётся определённая Модель учебного процесса, которая имеет свои параметры: ЦелеполаганиеЦельДиагностикаПроверочные...

Использование интерактивных средств обучения на уроках в начальной школе.

Возможности использованияИКТ в начальной школе....

"Приёмы формирования универсальных учебных действий: работа с текстом учебника"

Доклад на тему "Приёмы формирования универсальных учебных действий: работа с текстом учебника"...

Презентация к докладу на методическом объединении «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно-диалогического обучения»

Данная презентация знакомит учителей с одной из эффективных технологий системно-деятельностного подхода, раскрывает  особенности проблемно-диалогического обучения, содержит практический материал ...

Обобщение опыта работы Дьяковой С.А. по теме "Развитие познавательных универсальных учебных действий путём использования интерактивных методов обучения"

Здесь представлен  опыт работы по теме " Развитие познавательных универсальных учебных действий путем использования интерактивных методов обучения"...