формирования общеучебных универсальных учебных действий посредством знаково-символического моделирования при изучении синтаксиса в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) содержит 71 страницу, 54 использованных источника, 4 приложения.
Данная работа посвящена формированию общеучебных универсальных учебных действий посредством знаково-символического моделирования при изучении синтаксиса в начальной школе.
Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) включает описание понятий универсальные учебные действия, общеучебные универсальные учебные действия, знаково-символическое моделирование в психолого-педагогической литературе, представлены условия использования знаково-символического моделирования при изучении синтаксиса на уроках в начальной школе в контексте формирования общеучебных универсальных учебных действий.
Проведена опытно-экспериментальная работа на выявление уровня сформированности общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование потенциала знаково-символического моделирования по формированию общеучебных универсальных учебных действий при изучении синтаксиса в начальной школе.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: эмпирические методы, включающие в себя наблюдение за деятельностью обучающихся, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ и обработку данных экспериментальной работы.
В результате исследования проведен анализ школьных программ и учебников в аспекте изучаемой проблемы.
Степень внедрения – частичная.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 832.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. | 3 |
1 Теоретические аспекты формирования общеучебных универсальных учебных действий посредством знаково-символического моделирования при изучении синтаксиса в начальной школе…………………………………....... | 6 |
| 6 |
2 Методические аспекты формирования общеучебных универсальных учебных действий посредством знаково-символического моделирования при изучении синтаксиса в начальной школе …………………..… | |
2.1 Методика изучения синтаксических понятий в начальной школе .………………………………… | |
2.2 Анализ школьных программ и учебников в аспекте изучаемой проблемы…………………………………………………..………. 2.3 Анализ результатов экспериментального исследования………………… Заключение………………………………………………………………….……. Список использованных источников…………………………………………… | |
Введение
Актуальность. Современное общество постоянно развивается, и с каждым годом появляются более сложные инновации, новые технологии, прогрессивные идеи или научные открытия, и, чтобы жизнь не останавливалась, а продолжала свое совершенствование, требуется активная познавательная деятельность людей. Именно поэтому обществу необходимы высокообразованные, творческие, способные нестандартно мыслить люди, обладающие высоким уровнем развития разных видов мышления. В связи с этим в последние годы остро встает вопрос о развитии логического мышления и формировании общеучебных универсальных действий у учащихся младшего школьного возраста. Именно они способствуют тому, что человек может давать ответы на те вопросы, которые недоступны ему в рамках чувственного познания и восприятия.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется структурированию процесса обучения таким образом, чтобы способствовать всестороннему развитию учащихся. Это включает в себя формирование не только конкретных знаний и навыков, но и универсальных учебных действий (УУД): личностные, предметные и метапредметные компоненты. Такие стандарты направлены на развитие у школьников умений продолжать учение самостоятельно, осуществлять поисковую деятельность и стремиться к самосовершенствованию.
Исследование и разработка методов формирования общеучебных универсальных действий были предметом работы многих выдающихся психологов и педагогов (Л. С. Выготский, А. Г. Асмолов, М. Р. Битянова и другие).
В контексте изучения синтаксиса в начальной школе, а также при формировании общеучебных универсальных учебных действий, использование знаково-символического моделирования может значительно повысить эффективность учебного процесса. Данная методика позволяет детям увидеть структуру языка через визуализацию, что способствует лучшему усвоению правил построения предложений и взаимодействия слов. Знаковo-символическое моделирование представляет собой один из важнейших аспектов изучения синтаксического материала в начальной школе. Этот подход позволяет учащимся осмыслить структуру предложения и отношения между его компонентами через визуализацию и использование символов. Применение знаков и символов способствует развитию аналитического мышления, а также углубляет понимание языковых закономерностей.
На наш взгляд, вопрос формирования общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников посредством знаково-символического моделирования является недостаточно проработанным, что и обуславливает актуальность представленной проблемы.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать потенциал знаково-символического моделирования при формировании общеучебных универсальных учебных действий при изучении синтаксиса в начальной школе.
Объект исследования: процесс формирования общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: знаково-символическое моделирование как средство формирования общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников.
Исходя из цели, объекта, предмета нашего исследования, мы поставили ряд следующих задач:
- Рассмотреть сущность и содержание понятия «общеучебные универсальные учебные действия» в педагогической литературе;
- представить общую характеристику знаково-символического моделирования в начальной школе;
- провести опытно-экспериментальное исследование по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников;
- проанализировать школьные программы и учебники в аспекте изучаемой проблемы.
- Проанализировать результаты исследования.
В процессе работы использовались следующие методы исследования: эмпирические методы, включающие в себя наблюдение за деятельностью обучающихся, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ и обработку данных экспериментальной работы.
Экспериментальная база исследования: МОУ «Гимназия №23» г. Саранск.
Практическая значимость исследования: разработанные материалы по проблеме формирования общеучебных универсальных учебных действий младших школьников, а также анализ школьных программ и учебников могут быть использованы учителями начальных классов, студентами педагогических вузов.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа (дипломная работа) включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
1 Теоретические аспекты формирования общеучебных универсальных учебных действий посредством знаково-символического моделирования при изучении синтаксиса в начальной школе
- Сущность и содержание понятия «общеучебные универсальные учебные действия» в педагогической литературе
Реформирование образовательной политики в России привело к внедрению новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые ставят в центр образовательного процесса развитие универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся. Данные УУД призваны стимулировать способность школьников к самостоятельному обучению, а также поддерживать их желание и возможности следовать пути саморазвития и непрерывного совершенствования навыков и знаний.
Одна из основных задач ФГОС – формирование таких универсальных учебных действий – основан на концепции, разработанной коллегией специалистов под эгидой А. Г. Асмолова. Данная концепция подразумевает, что качественное образование должно выходить за рамки традиционной передачи знаний и придавать большое значение освоению учащимися самостоятельных стратегий учения, критического анализа, решения проблем и эффективного общения [1].
Теория, лежащая в основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС), опирается на системно-деятельностный подход. Этот подход представляет собой интеграцию различных компонентов образовательного процесса, в котором особенное внимание уделяется деятельности учащихся в контексте получения ими образования. Это предполагает активное участие школьников в учебном процессе, где они занимаются не только усвоением информации, но и развивают критическое мышление, проблемно-ориентированные навыки, и где учебный процесс ориентирован на их личностное развитие и приобретение универсальных учебных действий [11].
Согласно Н. И. Аксеновой, уникальность системно-деятельностного подхода заключается в преобразовании обучения из внешней, наглядной деятельности учащихся в их внутреннюю психическую активность. Этот процесс приводит к развитию психологических функций и образованию способностей, что является фундаментальной целью обучения.
В то же время Н. И. Гайворонская подчеркивает, что деятельностный подход стимулирует активное участие учеников в познавательном процессе. Ученики не просто получают знания от учителя, но самостоятельно ищут их, что делает образование процессом взаимодействия и совместной работы, направленным на освоение знаний и умений решения поставленных задач [4].
И. А. Кокоткина подчеркивает важность создания условий при проведении уроков, которые бы способствовали возникновению желания у учащихся активно участвовать в учебном процессе. Основная цель – пробудить у школьников внутреннюю мотивацию к обучению. В результате младшие ученики станут не пассивными слушателями, а активными участниками учебных занятий. Этот процесс позволяет успешно комбинировать новейшие образовательные технологии и традиционные задания с целью достижения заранее запланированных учебных итогов.
ФГОС нового поколения делает акцент на подготовку учеников к жизни в реалиях современного мира, включая развитие готовности к занятию активной социальной позиции, умение сотрудничать с другими и решать жизненные задачи. Основание ФГОС строится не только на приобретении учащимися знаний и умений, но и на формировании их способности к самостоятельной практической деятельности.
Теперь рассмотрим более детально само понятие общеучебных универсальных учебных действий (УУД), которое интерпретируется двухуровнево: в узком и широком смысле. В узком контексте УУД объединяют набор учебных действий и навыков, которые ученики используют для самостоятельного освоения новой информации, развития собственных умений и систематизации процесса познания [3].
В более широком аспекте общеучебные универсальные учебные действия (УУД) рассматриваются как компетенция учеников научиться учиться. Это основополагающий принцип, заложенный в новейшие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Такая компетенция представляет собой способности и готовность учащихся к саморазвитию и совершенствованию, нацеленную на осознанное и активное усвоение социального опыта.
Ключевая специфика универсальных учебных действий связана с их функциями, которые можно охарактеризовать следующим образом:
- Когнитивная функция, которая касается процессов мышления, понимания и осмысления информации.
- Регулятивная функция, обеспечивающая самоконтроль и самостоятельность в учебном процессе.
- Коммуникативная функция, которая необходима для работы в совместной деятельности и взаимодействия с другими.
- Познавательная функция, направленная на формирование умения задавать вопросы и искать ответы, а также на развитие стратегий обучения.
- Мотивационная функция, поддерживающая внутренний интерес и стремление к знаниям.
Эти функции вместе создают условия для всестороннего развития личности ученика, способствуя формированию активной, осмысленной учебной деятельности и подготовки учащихся к жизни в динамичном социальном окружении [].
Первая функция состоит в создании условий для учащихся, в которых они могли бы самостоятельно ставить перед собой учебные цели, заниматься поисковой деятельностью, искать и использовать необходимые способы и средства для достижения поставленных целей, а также научиться контролировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности. Данная функция подразумевает возможность учеников самостоятельно организовывать и реализовывать учебную деятельность, она осуществляет системно-деятельностный подход в образовании [].
Вторая функция заключается в обеспечении приобретения учащимися знаний, умений и навыков, а также компетентностей в любой предметной области. Данная функция наиболее полно отражает, в чем же заключается универсальность учебных действий, а также способствует достижению планируемых результатов: предметных, метапредметных и личностных, которые являются по стандарту итогами обучения в начальных классах. К УУД относится четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. В нашем исследовании мы акцентируем внимание на логических универсальных действиях, которые относятся к познавательному блоку.
Авторитетный специалист в области педагогики, А. Г. Асмолов, вносит значительный вклад в развитие концепции универсальных учебных действий. Его подход определяет познавательные УУД как обширную систему способностей, обуславливающих восприятие и осмысление мира. В то же время, логические действия в этой системе играют ключевую роль, поскольку они предполагают активный и целенаправленный поиск знаний, а также проведение анализа, синтеза, обработки и систематизации полученной информации. Эти действия обеспечивают глубину понимания и способность к обобщению [1].
Состав основных видов общеучебных универсальных учебных действий, которые органично соотносятся с ведущими целям образовательной деятельности, заключает в себе четыре блока:
1) познавательный блок;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции) блок;
3) личностный блок;
4) коммуникативный блок.
Формирование универсальных учебных действий в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начинается с дошкольного возраста до возраста ребенка, поступающего в начальную школу, определяя при этом необходимые требования, для планирования образовательного процесса в образовательной организации и обеспечения непрерывного обучения [16].
Формирование универсальных учебных действий у детей способствует вырабатыванию в них новообразований и психологических способностей, которые, в свою очередь, определяют условия для повышения успешности образовательной деятельности и развития дисциплины учащимися.
Становится очевидным, что общеучебные УУД подразумевают так же и выбор содержания различных приемов, форм обучения в образовательном процессе, а также его построения в соответствии с дидактическими принципами.
Существует несколько видов универсальных учебных действий: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.
Выделяя этап периода начальной школы, можно отметить его важность. Именно младший школьный возраст предполагает корректирование определенных знаний и умений в образовательном процессе без психологических затруднений [9].
Формирование и развитие общеучебных УУД у младших школьников, несомненно, благотворно повлияет не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и поспособствует эффективному положительному формированию психологических особенностей данного возраста, а также способностей, которые будут необходимы в учебной деятельности [15].
При этом важно понимать, что данная работа должна осуществляться не только в плане познавательного развития, но и с учетом образовательных областей ФГОС [20].
Принимая во внимание представленную информацию, можно сделать следующие выводы: под общеучебными универсальными учебными действиями мы будем понимать способности к обучению, то есть умение личности реализовать путь к саморазвитию, выстраивая индивидуальный маршрут для получения определенного образовательного результата, нового общественного опыта. Универсальные учебные действия являются обобщенными и обозначают такие умения, как приобретение обучаемыми новых знаний, развитие определенных компетентностей, умение обучаться, ориентироваться в определенных образовательных областях и, в частности, в учебной деятельности, ее построении.
- Общая характеристика знаково-символического моделирования в начальной школе
Знаково-символическое моделирование представляет собой ключевую концепцию в педагогической литературе, охватывающую множество аспектов учебного процесса и его структурирования. Суть данного понятия заключается в использовании знаков и символов для представления и упрощения сложных образовательных явлений, что позволяет более эффективно донести учебный материал до обучающихся.
В контексте обучения знаково-символическое моделирование открывает новые горизонты для освоения знаний, позволяя использовать визуальные и аудиовизуальные средства, которые воздействуют на разные каналы восприятия. Это преобразование информации приводит к более глубокому пониманию и осмыслению материала, что особенно актуально в условиях быстроменяющегося образовательного пространства. Подробнее остановимся на основных понятиях нашего исследования.
Слово «модель» (от лат. «modus, mo-dulus») означает меру, образ, способ. Первоначальное значение этого слова было связано со строительным искусством, и употреблялось как образец, прообраз, или вещь, в каком-то отношении сходная с другой вещью [3].
Моделирование – это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории Я. А. Коменского.
Моделирование наглядно-действенное, основано на практических действиях и в его основе лежит принцип замещения, что значит замещение реальных предметов в деятельности детей другими предметами, изображениями и знаками. Этот метод является действием, направленным к созданию и оперированию моделями. Можно сказать, что моделирование выполнило свою познавательную функцию только когда раскрывает сущность заменяемого содержания, объективизируя его в разных видах моделей [24].
Моделирование напрямую связано с моделью и представляет собой систему, обеспечивающую знания о другой подобной. Познавательные преобразования совершаются на объекте – модели, но результаты соотносятся к реальному объекту. Идеализированный объект тоже вид моделирования, но воображаемого конструированного предмета, не имеющего аналога в действительности [11].
Моделирование – это логическая операция, при помощи которой делается обследование данного объекта и характеристик, недоступных для восприятия. В основном, модели бывают: предметные, предметно схематические и графические. В понятии «модели» подразумеваются разные вещи: определенную конструкцию, воспроизведение объекта с определенной целью, идеальный образец. Не каждый объект модель, но может стать моделью, если у него есть репрезентативность, знания об объекте, правдивость знания и действия для овладения им. Чтобы выполнить эти свойства моделирующий и моделированный объект должны быть в зависимости подобия. Воспроизводство не полностью, а объект представлен в форме для анализа. Он может быть идеальным или материальным в естественной или в искусственной форме. Содержание объекта определяется тем, что получили в процессе моделирования. В нем могут быть представлены вещи, свойства или отношения структурного, функционального или генетического типа. У моделей есть: наглядность, абстрактность и фантазия, гипотетичность и подобие [26, с. 18].
Знаковое (символическое) моделирование – это представление информационной модели с помощью алфавитов формальных языков: условных знаков, специальных символов, букв, цифр.
Оно предусматривает совокупность правил оперирования с этими знаками.
Примеры знаковых моделей:
– специальные языковые системы;
– физические или химические формулы;
– математические выражения и формулы;
– нотная запись [17].
Программа, записанная по правилам языка программирования, является знаковой моделью.
Знаково-символическое моделирование как форма представления информации, включающая знаки, символы и графику требует знания ее конструктивных элементов. «Уже самый общий анализ показывает, что форма характеризуется пятью основными элементами: точкой, линией, плоской формой, цветом и текстурой. Эти элементы составляют словарь форм, который имеется в нашем распоряжении для графической подачи информации» [1, c. 28].
В контексте ФГОС НОО (федеральный государственный образовательный стандарт начального образования), можно отметить, что он предъявляет к учителю начальных классов современные требования: использование инновационных технологий и современных подходов к учебно-воспитательному процессу. Учитель доложен сформировать у детей способность и готовность реализовывать универсальные учебные действия [13].
Развитие умений младших школьников проводится с учетом использования вербальных, знаково-символических, наглядных средств и приспособлений для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем, алгоритмов и эвристических средств решения учебных и практических задач, а также особенностей математического, технического моделирования. Овладение учащимися знаково-символическим моделированием на ступени начальной школы становится действенным инструментом развития у них функциональной грамотности на последующих уровнях образованности [24].
Использование на занятии по русскому языку знаково-символического моделирования предполагает соблюдение следующей последовательности этапов:
1) подготовительный: предварительное определение учителем возможности, цели, места и времени использования данного метода на уроке, приблизительного хода работы и конечного репрезентанта образа;
2) основной:
а) постановка цели и мотивирование проводимой работы;
б) предварительный анализ учебного материала: актуализация знаний об исследуемом предмете или явлении и выделении его существенных признаков (рассказ – описание на основе проведённого визуального фиксирования свойств и признаков объекта, его сравнения с другими, определения сходств и различий; параллельно выполняется задание по подбору моделей репрезентантов каждого из определённого важного признака);
в) перевод текстовой, словесной информации на язык знаков на вещественном или графическом уровне: первоначальное кодирование осуществляется учителем, позже – самостоятельно детьми, при этом в процессе работы взрослый обязательно делает акцент на новый признак, не поддающийся фиксированию с помощью созданных моделей и требующий иного образа (новой модели);
г) применение модели в практической деятельности (рассмотрение возможности её использования для описания различных предметов, расшифровка модели, её видоизменение и усложнение);
3) итоговый: соотнесение результатов, полученных в процессе моделирования, с реальностью (сравнение оригинала и репрезентанта).
Вместе с тем при использовании данного метода следует учитывать, что модель упрощает объект, делает явными нужные для наблюдения признаки, предоставляет лишь отдельные стороны, связи и отношения, поэтому его необходимо сочетать с другими методами – наблюдением реальных объектов в природе. Работа с моделью требует определённого уровня развития мышления; эффективность её зависит от выбранной технологии репрезентации модели и от активного участия детей при её создании [60].
Анализ педагогической литературы показывает, что знаково-символическое моделирование способствует развитию критического мышления, творческих способностей и навыков саморегуляции у детей начального этапа обучения в школе. Таким образом, данная концепция становится связующим звеном между теорией и практикой, обеспечивая не только познавательную, но и эмоциональную вовлеченность учащихся в процесс обучения.
1.3 Методы и приёмы изучения синтаксического материала в начальной школе
Изучение синтаксического материала в начальной школе – важный аспект формирования у учащихся языковой компетенции. Эффективные методы и приёмы, применяемые на данном этапе, позволяют не только усвоить основные правила построения предложений, но и развивают логическое мышление, коммуникативные навыки и творческий подход к языковым задачам.
Изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построении предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.
Изучение синтаксиса должно осуществляться, начиная с 1-го класса и иметь тенденцию преемственности (усложнения материала) переходя из первого класса во второй, из второго в третий [22]. От элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, учащиеся переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами.
Первоначальный этап совпадает с периодом обучения грамоте. В этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения. Уже в букварный период целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов). Наблюдая над главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения. По мере изучения предложения укрепляется представление о его составных частях, в частности, о словосочетании. Одновременно углубляется знание учащихся о каждом члене предложения [12].
В начальной школе учебный материал о предложении изучается таким образом, что в течение всего года работа над предложением пронизывает все другие темы, хотя, в целом, объем синтаксического материала мал. Ведущим при усвоении предложения является развитие у учащихся правильного представления о членах предложения.
Младшие школьники усваивают, что все члены предложения делятся на две большие группы: главные и второстепенные. В начальных классах традиционной школы члены предложения не дифференцируются. Для усвоения предложения раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены составляют структурную основу предложения, они нередко берут на себя и основную смысловую нагрузку, а второстепенные выполняют функцию уточняющую (хотя и не менее важную для выражения мысли) [11].
Для раскрытия сущности второстепенных членов, учащиеся проводят анализ предложения и устанавливают, какие члены предложения уточняются второстепенными членами. Особенно наглядно специфика второстепенных членов выступает в процессе распространения предложения. Например, учащимися записано предложение: «Ласточка улетает».
Чтобы мысль была выражена более полно, им предлагается включить в предложения слова, отвечающие на вопросы: «куда? и когда?» Отвечая на эти вопросы, учащиеся наглядно убеждаются в том, что какой член распространяется, становится более точным.
Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений.
Словосочетание выделяется как компонент предложения и воспринимается уже в начальных классах на основе его существенных признаков. Сам термин «словосочетание» не имеет в учебниках для начальной школы определения.
Но практически младшие школьники подводятся к осознанию следующих существенных признаков словосочетания:
1. Словосочетание – это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически.
Например, в предложении «Российский космонавт облетел Землю» два словосочетания: а) Российский космонавт; б) облетел Землю.
2. В словосочетании одно слово главное, а второе – зависимое. Главное – это слово, от которого ставим вопрос, а зависимое – то, которое отвечает на вопрос.
Умение выделять словосочетание в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки. Используется система упражнений, которая направлена на то, чтобы учащиеся поняли сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания.
Особенно эффективными являются следующие виды упражнений:
Восстановление деформированного предложения.
Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов находят словосочетание.
Деление сплошного текста на предложения.
Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.
Анализ предложения и составление его схемы.
Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам. Где? Что делают? Кто?
Беседа по содержанию. Деление текста на предложения.
- О ком этот рассказ?
- Предложение в сплошном тексте выделим по вопросам – помощникам. В каждом предложении о чём-то говорится и что-то говорится.
- О чём и что именно говорится в 1 предложении?
- Прочитайте 2 предложения.
- О чём сообщается в 3 предложении?
- Прочитайте весь текст, голосом выделяя предложения (хором, затем цепочкой по одному предложению).
Помимо представленных методов, также используются:
Игровые ситуации, такие как «Составь предложение», позволяют детям в увлекательной форме осваивать синтаксические конструкции. С помощью карточек с картинками и словами учащиеся могут поэтапно создавать предложения, что способствует визуализации грамматических правил.
Другим полезным приемом является анализ литературных текстов. Учащиеся, исследуя фразы из знакомых им произведений, начинают осознавать структуру предложений, выделяя главное и второстепенное. Такой подход способствует не только грамматическим знаниям, но и повышению интереса к чтению.
Кроме того, использование диаграмм и таблиц для демонстрации конструкции предложений облегчает восприятие синтаксического материала. Например:
Составь схемы к предложениям
1.Хорошо в лесу весной! _______________________________________
2.В лужицах голубеет небо. _____________________________________
3.Цветут душистые ландыши. ___________________________________
4.Весело живёт лес летом. _______________________________________
5. В густой листве поют птицы.____________________________________
Рисунок 1 Пример задания с использованием таблицы
Таким образом, применение разнообразных методов, таких, как восстановление деформированного предложения, деление сплошного текста на предложения, анализ предложения и составление его схемы, беседа по содержанию делает процесс изучения синтаксиса увлекательным и эффективным, что важно для формирования основ грамотной речи.
2 Методические аспекты формирования общеучебных универсальных учебных действий посредством знаково-символического моделирования при изучении синтаксиса в начальной школе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1 Методика изучения синтаксических понятий в начальной школе Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет конкретные требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. Эти требования не ограничиваются простым заучиванием правил, а ориентированы на развитие функциональной грамотности и деятельностного подхода к обучению. Особое внимание ФГОС НОО уделяет формированию у младших школьников практических навыков работы со словосочетаниями и предложениями. Это означает, что обучение синтаксису не сводится к пассивному восприятию информации, а предполагает активное освоение ряда ключевых умений, необходимых для дальнейшего успешного обучения и жизни в современном обществе. Рассмотрим подробнее, какие именно синтаксические умения должны быть сформированы у младших школьников в соответствии с ФГОС НОО. Стандарт подчёркивает необходимость развития глубокого понимания структуры языка, способности анализировать и сравнивать языковые единицы разного уровня – от отдельного слова до сложного предложения. Так, ученики должны научиться сравнивать слово, словосочетание и предложение, выделяя их сходства и различия. Эта способность является базовой для дальнейшего освоения более сложных синтаксических конструкций. Важно отметить, что понимание связи между словами в предложении и словосочетании является ещё одним ключевым умением. Ученики должны уметь устанавливать эти связи с помощью смысловых вопросов, что способствует развитию аналитического мышления и глубокого понимания текста. Кроме того, ФГОС НОО акцентирует внимание на умении различать и классифицировать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Это не просто запоминание терминов, а практическое владение способностью определять цель говорящего по грамматической структуре предложения. ФГОС НОО требует от младших школьников умения находить в тексте предложения с определёнными характеристиками, например, с однородными членами предложения. Умение определять границы предложений и выбирать правильный знак препинания в конце предложения является неотъемлемой частью грамотного письма. Более того, они должны научиться объяснять способы нахождения главных членов предложения, что способствует пониманию основ грамматической структуры русского языка. Особое внимание уделяется работе с предложениями, содержащими однородные члены. Ученики должны уметь находить их в тексте, самостоятельно составлять такие предложения, а также объяснять выбор нужного союза при их употреблении. Более того, они должны научиться продолжать ряд однородных членов, что требует не только знания грамматических правил, но и развитого чувства языка и способности к творчеству. Все эти умения в совокупности способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников и готовят их к успешному освоению дальнейших образовательных программ. Таким образом, ФГОС НОО не просто перечисляет теоретические знания, а акцентирует внимание на практическом применении полученных знаний и формировании метапредметных умений, необходимых для успешной учёбы и жизни. Среди синтаксических заданий выделяют упражнения следующих видов: 1) Аналитические упражнения; 2) Конструктивные упражнения; 3) Творческие упражнения. Аналитические упражнения представляют собой задания, направленные на анализ структуры словосочетаний и предложений. Основная задача таких упражнений - развитие языковой компетенции учащихся. К ним относятся, например: интонационное чтение предложений с учетом знаков препинания; определение количества предложений в речи учителя на слух; выделение из предложения существительных, глаголов, прилагательных, предлогов; выявление подлежащего и сказуемого и т.д. Конструктивные упражнения предполагают внесение изменений или дополнений в готовый или частично сформированный речевой материал. Такие упражнения могут быть как языковыми, так и речевыми. Примерами таких заданий являются: заполнение пропусков в предложении по смыслу или вопросу; расширение предложения; замена слов на синонимы или изменение их грамматической формы; ответы на вопросы; работа с искаженными предложениями. Творческие речевые упражнения направлены на развитие продуктивных речевых навыков. К ним относятся: составление словосочетаний и предложений по картинке, опорному слову, теме, на основе личного опыта учащихся; работа с диалогом (ответ на вопрос или формулирование вопроса к ответу). В начальных классах при обучении русскому языку используются различные методические подходы. Для эффективного усвоения синтаксиса важно применять наглядные методы: демонстрация образцов, иллюстрации, схемы, плакаты, таблицы, опорные карточки и алгоритмы. При этом целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Словесный метод обучения, основанный на объяснениях, способствует раскрытию новых синтаксических понятий, установлению причинно-следственных связей, закономерностей, а также организации инструктирования учащихся. Работа с печатным текстом под руководством учителя позволяет учащимся самостоятельно осваивать синтаксические знания и умения. Эффективным методом формирования синтаксических навыков является наблюдение: ученики анализируют предложения, сопоставляют их, делают выводы на основе наблюдений. На уроках синтаксиса необходимо использовать методы, стимулирующие познавательную активность учащихся: познавательные игры, дискуссии, проблемные ситуации, творческие задания. Учащиеся начальной школы, овладевая синтаксическими знаниями и умениями, должны научиться самоконтролю, взаимоконтролю, работе в группе и паре, а также применять полученные знания на практике. Положительный эффект оказывают такие педагогические технологии как игровая, проблемного обучения, личностно-ориентированное обучение, проектная технология, компьютерные технологии обучения и другие. Рассмотрим некоторые упражнения для изучения синтаксиса в школе для младших школьников. Упражнение: «Цветная схема» Цель: научить детей различать части речи Описание: Детям предлагается создать схему предложения, используя цветные карточки. Пусть дети составят предложение, сгруппировав карточки. Например: существительное — красная карточка, глагол — синяя карточка, прилагательное — зеленая карточка. Упражнение: «Силуэт предложения» Цель: определять роль каждого члена предложения и их взаимосвязь Описание: Учитель на доске изображает силуэт предложения в форме дерева: корень -подлежащее, ветки – сказуемое и второстепенные члены предложения. Детям нужно подобрать соответствующие слова, чтобы составить предложение. Упражнение: «Игра в синтаксики» Цель: развивать скорость и внимание при построении предложений. В процессе обучения русскому языку в начальной школе для развития навыка моделирования можно применять разнообразные инструменты. Эти инструменты могут быть интегрированы в учебники, дидактические материалы или основываться на опыте педагогов. Применение знаково-символической модели при изучении синтаксиса имеет двоякое значение: во-первых, моделирование является тем содержанием, которое учащиеся должны освоить как способ познания, и во-вторых, оно выступает в роли учебного действия, необходимого для полноценного обучения. Для успешного освоения моделирования как метода познания, недостаточно просто ознакомить учеников с понятиями модели и моделирования или демонстрировать научные модели. Важно, чтобы они самостоятельно создавали модели и изучали объекты и явления с их помощью. Этот подход применим на уроках русского языка и других предметах. Моделирование – это комплексный процесс, включающий анализ информации, перевод реальности в знаково-символическую форму, работу с моделью и соотнесение результатов с реальностью. Знаково-символическое моделирование – действенный способ помочь младшим школьникам лучше понимать синтаксические структуры и усваивать грамматику. Знаково-символическое моделирование — это эффективный метод, который помогает детям младшего школьного возраста лучше понять синтаксические конструкции и освоить грамматические правила. Вот несколько методических рекомендаций по его использованию: 1. Введение моделей: - Постепенность: начинайте с простых моделей, постепенно усложняя их. Например, с моделирования предложения с помощью кружочков для слов и стрелок для связей, переходите к использованию разных цветов для обозначения частей речи или членов предложения. - Наглядность: используйте яркие цвета, четкие изображения и символы, чтобы сделать модели привлекательными и запоминающимися. - Практика: постоянно практикуйтесь в создании и использовании моделей, чтобы дети могли освоить их и использовать самостоятельно. 2. Использование моделей на разных этапах урока: - введение нового материала: Модели помогут детям визуализировать новые понятия, например, главные и второстепенные члены предложения. - закрепление изученного материала: Дети могут самостоятельно создавать модели, чтобы проверить свои знания и закрепить изученные правила. - контроль знаний: Модели могут быть использованы для проведения самостоятельных и контрольных работ, чтобы проверить, как дети усвоили материал. 3. Примеры использования знаково- символического моделирования: - кружочки и стрелки: Используйте кружочки для обозначения слов в предложении и стрелки для показа связи между ними. Например, предложение "Девочка читает книгу". Девочка (кружочек) → читает (кружочек) → книгу (кружочек). - цветные кружочки: Используйте разные цвета для обозначения частей речи в предложении. Например, существительные - синий, прилагательные - зеленый, глаголы - красный. Девочка (синий кружочек) читает (красный кружочек) книгу (синий кружочек). - фигурные скобки: Используйте скобки для выделения главных членов предложения. Например, предложение "Девочка читает книгу". (Девочка) [читает] книгу. Знаково-символическое моделирование является эффективным методом для изучения синтаксиса у младших школьников. Вот несколько примеров упражнений, которые можно использовать в 1-4 классах.
Упражнение: «Угадай предложение» Цель: научить выделять слова в предложении. Описание: каждое слово в предложении представляется с помощью карточки с изображением или символом. Например, для слова «кошка» – изображение кошки. Дети поочередно берут карточки и собирают из них предложение, а затем читают его вслух.
Упражнение: «Собери предложение» Цель: познакомить с порядком слов в простом предложении. Описание: учитель раздает карточки с отдельными словами (например, «бегает», «кот», «по двору», «быстро»). Дети должны из предложенных слов составить правильное предложение, расставив карточки в нужном порядке и составить схему предложения. Затем они обосновывают свой выбор.
Упражнение: «Синтаксическая конструкция» Цель: научить различать односоставные и двусоставные предложения. Описание: ученикам представлены карточки с разными предложениями. Каждая карточка имеет цвет: односоставные – красные, двусоставные – синие. Дети сортируют карточки по цветам и затем объясняют, чем отличаются эти предложения.
Упражнение: «Синтаксический разбор» Цель: познакомить с простым синтаксическим разбором. Описание: дети получают предложения, которые нужно разобрать с помощью специальных знаков и символов (например, используйте круглые и квадратные скобки для обозначения подлежащего и сказуемого). Ученики должны визуально выделить части предложения, объясняя свою логику. Таким образом, использование знаково-символического моделирования делает изучение синтаксиса более наглядным и понятным для детей начальной школы, помогает им глубже освоить материал и развить логическое мышление. Применение моделирования позволяет сэкономить время при изучении тем: синтаксический разбор сложного предложения, сложное предложение с разными видами связи, сложное предложение с несколькими придаточными, бессоюзное сложное предложение. Таким образом, больше времени остаётся на отработку разборов. 2.2 Анализ школьных программ и учебников в аспекте изучаемой проблемы Развитие знаково-символического моделирования у младших школьников на уроках русского языка – это ключевая задача современной начальной школы. Русский язык, будучи сам по себе сложной знаковой системой, постоянно требует от учащихся построения и манипулирования разнообразными моделями. Эти модели могут быть как внутренними (ментальными представлениями), так и внешними (графическими схемами, таблицами, картинками). Без опоры на такие модели – будь то фонетические (звукобуквенный анализ), словообразовательные (разбор слова по составу), морфологические (определение частей речи) или синтаксические (анализ предложений) – эффективное усвоение грамматики и лексики русского языка невозможно. Процесс построения и преобразования этих моделей является прямым индикатором уровня понимания материала учащимися и их способности применять полученные знания на практике. При изучении синтаксиса, можно использовать схемы предложений, графически отображающие связь между словами, помогая определить главные и второстепенные члены предложения, виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Эти схемы могут быть простыми, линейными, или более сложными, отражающими многосложные синтаксические связи. Учебники русского языка являются ключевыми элементами в формировании учебного процесса. Сегодня на рынке образовательных материалов представлены многочисленные учебно-методические комплексы для начальной школы, включая такие известные наборы как «Школа России», «Школа 2100», «Гармония», «Перспектива», «Перспективная начальная школа» и «Школа XXI век». В современном школьном обучении моделирование уже в период обучения грамоте, когда детьми осмысливаются и создаются элементарные модели предложений, слов, звукового состава слов. Позже на уроках русского языка модели становятся сложнее, например, при изучении синтаксиса модели отражают существенные признаки изучаемого понятия, его связь с другими понятиями. Авторы УМК, зная о требованиях ФГОС НОО, закладывают в свои разработки задания с моделями, предполагающие моделирование. Мы провели детальный анализ учебников В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, которые входят в состав комплексов «Школа России» с целью выявления в них элементов знаково-символического моделирования при изучении синтаксического материала. Особое внимание уделим анализу разделов, в которые входит синтаксис. В 1 классе в процессе выполнения разного вида заданий по учебнику «Русский язык» проводятся наблюдения за словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении, а также обобщаются элементы лингвистических знаний, с которыми познакомились первоклассники в период обучения грамоте. В программу «Русский язык» УМК «Школа России» 1 класса входят следующие темы из раздела «Синтаксис»: слово, предложение, текст- единицы речи и их роль в общении; предложение, как два или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль; заглавная буква в начале предложения, точка – в конце; составление предложений на определенную тему по сюжетным картинкам и наблюдениям. В период обучения грамоте на уроках мы выбираем предложения и делим их на слова. Обычно для такого анализа используются предложения, состоящие из 2-3 слов. Таким образом, дети учатся анализировать состав нашей речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. Схемы используются на уроке с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведение материала по изученной теме до полного понимания. Учителя приучают детей, ещё не умеющих писать, изображать предложения в виде схемы. Приведем пример выполнения такого упражнения на уроке русского языка в 1 классе (Рисунок 2.1). Рисунок 2.1 Пример использования знаково-символического моделирования в 1 классе в учебнике русского языка Использование знаково-символического моделирования на уроках русского языка во 2 классе – это эффективный инструмент для повышения качества обучения и развития творческих способностей детей. Во 2 классе на уроках русского языка изучаются такие темы из раздела «Синтаксис»: текст, части текста, предложение, члены предложения, связь слов в предложении. Применение знаково-символического моделирования при изучении синтаксического материала во 2 классе особенно широко используется при изучении главных членов предложения и их обозначения, а также при изучении связи слов в предложении. Приведем пример таких упражнений (Рисунок 2.2). Рисунок 2.2 Пример использования знаково-символического моделирования во 2 классе в учебнике русского языка В 3-4 классах используются, в основном, таблицы, схемы предложений. На протяжении обучения в 3-4 классах по разделу «Синтаксис» обещающиеся изучают такие темы как: разбор предложений по членам, обозначение главных и второстепенных членов предложения, разбор словосочетаний и т. д. Рисунок 2.3 Пример использования знаково-символического моделирования в 4 классе в учебнике русского языка Рисунок 2.4 Пример использования знаково-символического моделирования в 4 классе в учебнике русского языка Анализ учебников русского языка УМК Школа России показывает, что при изучении синтаксиса предлагается использование метода знаково-символического моделирования. Частотность его использования представлена в таблице 2.1 Таблица 2.1 Частотность употребления элементов знаково-символического моделирования при изучении синтаксиса
В учебниках по русскому языку для 1-4 классов УМК «Школа России» элементы знаково-символического моделирования обычно присутствуют в достаточно малом спектре. Эти упражнения помогают детям лучше усваивать языковые правила, развивать логическое мышление и творческие способности. Частота употребления таких упражнений может варьироваться в зависимости от конкретного класса и темы урока. Например, в первом классе основное внимание уделяется изучению букв и составлению простых предложений, где знаково-символическое моделирование может проявляться в форме разного рода схем и моделей словесных конструкций. В более старших классах, таких как третий и четвертый, такие элементы могут использоваться для анализа сложных предложений, работы с текстами и развития навыков письма, где ученикам предлагают создавать модели различных грамматических конструкций или схемы для анализа текста. В целом, упражнения с элементами знаково-символического моделирования служат эффективным инструментом для визуализации и систематизации знаний, что делает их востребованными в учебниках данного цикла. Однако, для точного анализа необходимо рассмотреть конкретные учебные пособия и статистику их содержания. Таким образом, мы можем сделать вывод, что знаково-символическое моделирование является одной из наиболее доступных форм абстракции для младшего школьника, поскольку наглядно-образное мышление, которого достигают младшие школьники, является наглядно-схематическим, основой логического мышления. Работа со знаково-символическим моделированием снимает чувство скованности и страха перед ответом. Оно становится своего рода наглядным алгоритмом его рассуждений и доказательств, опорой его мысли, практической деятельности, связующим звеном между ним и учителем. Моделирование делает процесс синтаксического разбора более наглядным и доступным для детей младшего школьного возраста. Оно не только облегчает усвоение теоретических знаний, но и развивает логическое мышление, внимание и память. 2.3 Анализ результатов экспериментального исследования Констатирующий этап эксперимента был проведен на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г. o. Саранск. Количество детей, принявших участие в эксперименте – 20 человек. Возраст – 9-10 лет. Цель констатирующего этапа эксперимента: исследования уровня сформированности синтаксических общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников. На констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи: – определить критерии и уровни сформированности синтаксических общеучебных УУД у младших школьников; – подобрать диагностический материал для определения уровня сформированности синтаксических общеучебных УУД у младших школьников; – выявить исходный уровень сформированности синтаксических общеучебных УУД у младших школьников. Оценивать словообразовательные умения младших школьников можно по следующем критериям: 1. Правильность – обучающийся правильно рассуждает в ходе синтаксического анализа, понимает компоненты, из которых состоит предложение, словосочетание. 2. Осознанность – обучающийся осознает ход синтаксического анализа, может обосновать свои действия. 3. Логика действий – все действия обучающегося обуславливаются логическим ходом рассуждений. В соответствии с выделенными критериями, нам удалось обозначить три уровня сформированности синтаксических общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников: 1. Высокий уровень. Обучающийся знает понятие «словосочетание», умеет распознавать его, определять главное и зависимое слово. Знает понятие «предложение», умеет распознавать его, правильно определяет цель и интонацию предложения, умеет находить главные и второстепенные члены предложения, отличает простое предложение от сложного. 2. Средний уровень. Обучающийся знает понятие «словосочетание», умеет распознавать его, иногда допускает ошибки при определении главного и зависимого слова. Обучающийся знаком c понятием «предложение», умеет распознавать его, допускает не более двух ошибок при определении цели и интонации предложения, находит главные члены предложения, распознает предложение с однородными членами предложения. 3. Низкий уровень. Ученик не знает понятие «словосочетание», путает с предложением, следовательно, не может найти главное и зависимое слово. Обучающийся не знаком c понятием «предложение», хотя иногда находит правильно, предложение, т.к. не знает признаки. допускает более двух ошибок при определении цели и интонации предложения, не умеет находить главные члены предложения, или находит только один, не распознает предложение с однородными членами. Подробно рассмотрим работу на констатирующем этапе эксперимента. Задание №1 (1 балл) Отметь предложение, где выделенные слова будут являться словосочетанием: А) Ветер дул c севера. Б) Ветер дул c севера. В) Ветер дул c севера. Задание №2 (1 балл) Отметь в словосочетании главное и зависимое слово. Школьная тетрадь Задание №3 (2 балла, если есть некоторые неточности – 1 балл) Выполни синтаксический разбор предложения. Лошадь перешла на лёгкий бег. Задание №4 (1 балл) Отметь предложение, в котором предложениях есть однородные члены. Задание №5 (2 балла, если выполнено частично верно – 1 балл) Прочитай предложение, в скобках запиши каким членом предложения является выделенное слово. Тяжелая туча закрыла небо. (________________________) Утром над полем расстилается туман. (__________________) Учитель положил книгу на стол.(_______________________) Таблица 2.2 Критерии оценивания результатов исследования
Анализируя полученные данные, были получены следующие результаты: При анализе первого задания было выявлено, что 25% (5 человек) обучающихся имеют высокий уровень сформированности синтаксических общеучебных универсальных учебных действий. Эти дети правильно распознают словосочетание. Средний уровень показали 50% обучающихся класса (10 человек). Эти дети допустили ошибку в выявлении словосочетания среди выделенных слов. Низкий уровень был выявлен у 25% обучающихся (5 человек). Учащиеся с таким уровнем допустили грубые ошибки в ходе определения словосочетания среди выделенных слов. Выполняя анализ второго задания, было выявлено, что 50% (10 человек) обучающихся успешно справились c заданием. Обучающиеся умеют правильно обозначать главное и зависимое слово в словосочетании. Низкий уровень был выявлен у 10 человек, что составляет 50% от группы. Эти дети не смогли выделить главное и зависимое слово в словосочетании. Анализируя третье задания, мы увидели, что 20% (4 человека) обучающихся показали высокий уровень. Учащиеся смогли правильно выстроить ход синтаксического анализа предложения. Средний уровень имеют 40% (8 человек) обучающихся. Эти дети совершили ошибки в характеристике предложения, неверно указали части речи, неверно обозначили второстепенные члены предложения. Низкий уровень выявлен у 40% (8 человек) обучающихся. Эти учащиеся не смогли выполнить синтаксический разбор предложения. Анализ четвертого задания показал, что 60% (12 человек) обучающихся успешно справились c заданием, тем самым показали высокий уровень выполнения упражнения. Обучающийся успешно выделили предложение c однородными членами предложения. Низкий уровень показали 8 человек, что составило 40% группы. Эти не смогли успешно справиться c заданием и не выделили предложение c однородными членами предложения. Анализ пятого задания показал, что 20% (4 человека) имеют высокий уровень. Дети успешно обозначили каким членом предложения является выделенное слово. Средний уровень имеют 25% группы (5 человек). Эти дети допустили ошибку в распознавании каким членом предложения является выделенное слово. Низкий уровень выявлен у 55% обучающихся (11 человек), что говорит o том, что дети не смогли верно указать каким членом предложения, является выделенное слово. По итогам проверки диагностических заданий все младшие школьники были разделены на три дифференцированные группы по каждому из заданий. В первую группу (высокий уровень) вошли дети, которые справились с заданием без ошибок. Смогли, верно, отличить словосочетание и выделить главное и зависимое слово, выполнить синтаксический разбор предложения, распознать предложение c однородными членами. Во вторую группу (средний уровень) вошли дети, которые совершили не более 2 ошибок. С затруднением выделили смогли отличить словосочетание и выделить главное и зависимое слово, выполнить синтаксический разбор предложения, распознать предложение c однородными членами. В третью группу (низкий уровень) вошли дети, которые не смогли выполнить диагностическое задание или допустили грубейшие ошибки. С затруднением или вообще не смогли отличить словосочетание и выделить главное и зависимое слово, выполнить синтаксический разбор предложения, распознать предложение c однородными членами. Результаты представлены в таблице 2.3. Таблица 2.3 Количество учащихся по уровням сформированности синтаксических общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников на этапе констатирующего эксперимента
Анализ полученных данных показал, что синтаксические общеучебные универсальные учебные действия у младших школьников сформированы в недостаточной степени. Высокий уровень имеют 34% учащихся на момент проведения констатирующего эксперимента, средний уровень имеют 38 % обучающихся, низкий уровень имеют 42 % обучающихся. Полученные данные о качестве сформированности синтаксических общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников, графически отразили на рисунке 2.1. Рисунок 2.1 Рисунок 2.1 Результаты диагностики сформированности синтаксических общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников на этапе констатирующего эксперимента Таким образом, анализ диагностики исходного уровня сформированности синтаксических общеучебных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста показал, что в экспериментальной группе 34 % обучающихся обладают высоким уровнем. Они могут отличать и распознавать предложения и словосочетания, выделять главные и второстепенные члены предложения, главное и зависимое слово в словосочетаниях, а также определять и выделять однородные члены в предложении. Средний уровень был выявлен у 38 % обучающихся. Дети, относящиеся к этому уровню, умеют правильно отличать и распознавать предложения и словосочетания, выделять главные и второстепенные члены предложения, главное и зависимое слово в словосочетаниях, а также определять и выделять однородные члены в предложении, иногда допуская ошибки. Низкий уровень показали 42% учащихся, которые не смогли успешно справится c заданиями или допустили грубейшие ошибки. Такие данные позволяют сделать вывод о недостаточной степени сформированности синтаксических общеучебных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. 2.4 Методические рекомендации по формированию общеучебных универсальных учебных действий в начальной школе В контексте внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС НОО), одной из приоритетных целей становится развитие универсальных учебных действий (УУД). УУД не только способствуют эффективному освоению знаний, умений и навыков, но и закладывают основу для самостоятельного развития и самосовершенствования учащихся, а также умения учиться. Формирование универсальных учебных действий (УУД) является ключевой задачей начального образования, поскольку успешное освоение метапредметных умений и навыков в первые годы обучения оказывает значительное влияние на последующую учебную деятельность и становление личности учеников. Начальная школа представляет собой критически важный этап в становлении личности ребенка и его адаптации к обществу. Именно в этот период происходит интенсивное развитие психических функций и свойств, которые активно интегрируются в социальную среду. Иными словами, в начальных классах закладывается фундамент для успешной адаптации ребенка к требованиям, которые предъявляет общество в различных учебных и жизненных обстоятельствах. Особую роль в данном процессе играет освоение учащимися метапредметных навыков – универсальных умений, направленных на саморазвитие и совершенствование личности посредством осознанного и активного приобретения нового социального и образовательного опыта. Главная цель современного начального образования – научить детей учиться. Это достигается путем развития общеучебных универсальных учебных действий (УУД). УУД – это не просто набор отдельных навыков, таких как чтение или письмо, а гораздо более широкое понятие. Это комплекс умений, позволяющих ребёнку самостоятельно приобретать новые знания, проявлять инициативу, адаптироваться к новым ситуациям и критически оценивать как свои достижения, так и окружающую действительность. По сути, УУД формируют у младших школьников способность к самообразованию и постоянному развитию на протяжении всей жизни. Они позволяют ребёнку не только усваивать информацию, но и применять её на практике, анализировать, синтезировать и творчески преобразовывать полученные знания. Развитие этих умений – залог успешного обучения и адаптации в постоянно меняющемся мире. Общеучебные универсальные учебные действия (УУД) представляют собой совокупность методик, которые облегчают эффективное освоение нового материала, приобретение знаний и умений, а также их практическое использование. Общеучебные универсальные учебные действия (УУД) в начальной школе играют важную роль, ведь они способствуют эффективному усвоению нового материала, а также получению знаний и навыков, которые можно применять на практике. Обучающийся должны уметь не только усваивать готовые знания, но и самостоятельно находить нужные обучающие материалы, а также использовать их как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности. Мы разработали методические рекомендации по формированию общеучебных УУД у младших школьников. 1. Для формирования общеучебных УУД у младшего школьника во время урока можно использовать игровые элементы. Они способствуют развитию познавательного интереса и активной позиции у обучающегося. 2. Использование проектных заданий в качестве формирования общеучебных УУД является одним из самых распространённых методов. На уроках перед обучающимися можно поставить задачу создать мини-проект, который можно создать индивидуально или в группе. 3. Не маловажную роль в формировании общеучебных УУД, особенно в младшем школьном возрасте, является ясное и четкое изъяснение инструкций для выполнения заданий, чтобы помочь обучающимся сфокусироваться на достижении поставленной цели. 4. Использование наглядности на уроках: карт, схемы и другие наглядные материалы, которые помогут обучающимся легче воспринять новый материал, а также поможет развивать критическое мышление. 5. Проведение тематических уроков особенно способствует формированию общеучебных УУД у младших школьников. Применение методик тематического урока позволит обучающимся применять знания в разных контекстах, а также лучше усвоить учебный материал. 6. Педагогу необходимо проводить рефлексию, которая помогает детям анализировать свои действия и результаты. Во время проведения рефлексии педагог должен задавать детям вопросы o том, что они сделали, как это повлияло на результат и что можно улучшить. 7. Разнообразные учебные задания. Они требуют от обучающегося осознанного выбора и целенаправленного выполнения различных видов деятельности. Эти задания побуждают детей к анализу, выявлению сходств и различий, а также к активному поиску значимых и незначительных признаков. 8. Вовлечение учащихся в специально организованные учебные ситуации. Это способствует более глубокой вовлеченности и пониманию изучаемого материала. Таким образом, формирование общеучебных универсальных учебных действий (УУД) играет ключевую роль не только в успешном изучении школьных дисциплин, но и, что особенно важно, в процессе «научить детей учиться». Полноценное освоение УУД создает благоприятную почву для всестороннего развития личности и её самореализации на протяжении всей жизни. Приобретение общеучебных универсальных учебных действий УУД открывает перед учащимися перспективы самостоятельного и эффективного освоения новых знаний, навыков и компетенций, включая способность к непрерывному обучению. Это становится фундаментом для адаптации к изменяющимся требованиям современного мира. Заключение Использование знаково-символического моделирования является эффективным инструментом для формирования общеучебных универсальных учебных действий (УУД) при изучении синтаксиса в начальной школе. Под общеучебными универсальными учебными действиями мы будем понимать способности к обучению, то есть умение личности реализовать путь к саморазвитию, выстраивая индивидуальный маршрут для получения определенного образовательного результата, нового общественного опыта. Универсальные учебные действия являются обобщенными и обозначают такие умения, как приобретение обучаемыми новых знаний, развитие определенных компетентностей, умение обучаться, ориентироваться в определенных образовательных областях и, в частности, в учебной деятельности, ее построении. Знаково-символическое моделирование способствует развитию критического мышления, творческих способностей и навыков саморегуляции у детей начального этапа обучения в школе. Таким образом, данная концепция становится связующим звеном между теорией и практикой, обеспечивая не только познавательную, но и эмоциональную вовлеченность учащихся в процесс обучения. Применение разнообразных методов, таких, как восстановление деформированного предложения, деление сплошного текста на предложения, анализ предложения и составление его схемы, беседа по содержанию делает процесс изучения синтаксиса увлекательным и эффективным, что важно для формирования основ грамотной речи. Использование знаково-символического моделирования делает изучение синтаксиса более наглядным и понятным для детей начальной школы, помогает им глубже освоить материал и развить логическое мышление. Применение моделирования позволяет сэкономить время при изучении тем: синтаксический разбор сложного предложения, сложное предложение с разными видами связи, сложное предложение с несколькими придаточными, бессоюзное сложное предложение. Таким образом, больше времени остаётся на отработку разборов. Знаково-символическое моделирование является одной из наиболее доступных форм абстракции для младшего школьника, поскольку наглядно-образное мышление, которого достигают младшие школьники, является наглядно-схематическим, основой логического мышления. Работа со знаково-символическим моделированием снимает чувство скованности и страха перед ответом. Оно становится своего рода наглядным алгоритмом его рассуждений и доказательств, опорой его мысли, практической деятельности, связующим звеном между ним и учителем. Моделирование делает процесс синтаксического разбора более наглядным и доступным для детей младшего школьного возраста. Оно не только облегчает усвоение теоретических знаний, но и развивает логическое мышление, внимание и память. Использование знаково-символического моделирования делает изучение синтаксиса более наглядным и понятным для детей начальной школы, помогает им глубже освоить материал и развить логическое мышление. Применение моделирования позволяет сэкономить время при изучении тем: синтаксический разбор сложного предложения, сложное предложение с разными видами связи, сложное предложение с несколькими придаточными, бессоюзное сложное предложение. Таким образом, больше времени остаётся на отработку разборов. Анализ диагностики исходного уровня сформированности синтаксических общеучебных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста показал, что в экспериментальной группе 34 % обучающихся обладают высоким уровнем. Они могут отличать и распознавать предложения и словосочетания, выделять главные и второстепенные члены предложения, главное и зависимое слово в словосочетаниях, а также определять и выделять однородные члены в предложении. Средний уровень был выявлен у 38 % обучающихся. Дети, относящиеся к этому уровню, умеют правильно отличать и распознавать предложения и словосочетания, выделять главные и второстепенные члены предложения, главное и зависимое слово в словосочетаниях, а также определять и выделять однородные члены в предложении, иногда допуская ошибки. Низкий уровень показали 42% учащихся, которые не смогли успешно справится c заданиями или допустили грубейшие ошибки. Такие данные позволяют сделать вывод о недостаточной степени сформированности синтаксических общеучебных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Формирование общеучебных универсальных учебных действий (УУД) играет ключевую роль не только в успешном изучении школьных дисциплин, но и, что особенно важно, в процессе «научить детей учиться». Полноценное освоение УУД создает благоприятную почву для всестороннего развития личности и её самореализации на протяжении всей жизни. Приобретение общеучебных универсальных учебных действий УУД открывает перед учащимися перспективы самостоятельного и эффективного освоения новых знаний, навыков и компетенций, включая способность к непрерывному обучению. Это становится фундаментом для адаптации к изменяющимся требованиям современного мира. |
Список использованных источников
- Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов. – Москва : Просвещение, 2021. – 159 с. – 18ВК 978-5-09-020588-7. – Текст : непосредственный.
- Артемьева, В. В. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе применения проблемных ситуаций / В. В. Артемьева, В. Л. Воронина. – Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. – № 5. – С. 41-46
- Быстрова, Е. А. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос. – Москва: Дрофа, 2014. – 240 с. – Текст : непосредственный.
- Бурачевская, О. В. Изучение синтаксической структуры в контексте речевого развития / О. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. – Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. – 2016. – № 1 (4). – С. 93-97. – URL : https://moluch.ru/th/1/archive/24/801/ (дата обращения: 18.06.2023).
- Бердашкевич, А. П. Образовательные стандарты и непрерывное образование /А. П. Бердашкевич. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2017. – № 2. – С. 16–18.
- Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учебное пособие / В. П. Беспалько. – Москва: ТЦ Сфера, 2016. – 194 с. – Текст : непосредственный. – ISBN 978-5-9916-7416-4.
- Басовский, Л. Е. Особенности развития ребенка: учебное пособие / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. – Москва : Инфра–М, 2017. – 320 c. – Текст : непосредственный. – ISBN 5-16-000448-3.
- Вершинина, Н. А. Знаково-символическое моделирование и его использование на уроках русского языка / Н. А. Вершинина, М. К. Хащанская. – Текст : непосредственный // Наука и Практика. – 2016. – № 5. – С. 474–476.
- Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2024. – 432 с. – ISBN 978-5-534-07471-0. – Текст : электронный. – URL: https://urait.ru/bcode/538626 (дата обращения: 17.04.2024).
- Вендина, Т. И. Введение в языкознание : учебник для вузов / Т. И. Вендина. – Москва : Юрайт, 2024. – 333 с. – ISBN 978-5-534-02537-8. –Текст : электронный. – URL: https://urait.ru/bcode/535652 (дата обращения: 17.04.2024).
- Захарова, Е. С. Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка / Е. С. Захарова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 18 (360). – С. 330-332. – URL: https://moluch.ru/archive/360/80405/ (дата обращения: 02.06.2024).
- Леонтьев, А. А. Избранные сочинения в 3 т. Том 2 / А. А. Леонтьев. – Москва : Юрайт, 2024. – 379 с. – ISBN 978-5-534-08649-2. –Текст : электронный. – URL: https://urait.ru/bcode/538398 (дата обращения: 17.04.2024).
- Машарипова, У. А. Знаково-символическое моделирование на уроках русского языка / У. А. Машарипова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2013. – № 4 (51). – С. 580–582. – URL: https://moluch.ru/archive/51/6566/ (дата обращения: 27.02.2024).
- Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. И. Зиновьева ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. – Москва : Юрайт, 2024. – 468 с. – ISBN 978-5-534-00330-7. – Текст : электронный. – URL : https://urait.ru/bcode/537198 (дата обращения: 17.04.2024).
- Мороз, Р. М. Изучение синтаксического материала в начальной школе / Р. М. Мороз. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2024. – № 17 (516). – С. 411–413. – URL: https://moluch.ru/archive/516/113492/ (дата обращения: 02.06.2024).
- Мороз, Р. М. Синтаксис и правописание: условия изучения / Р. М. Мороз. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2024. – № 17 (516). – С. 411-413. – URL: https://moluch.ru/archive/516/113492/ (дата обращения: 02.06.2024).
- Панфилова, А. П. Культура речи и деловое общение : учебник и практикум для вузов / А. П. Панфилова, А. В. Долматов. – Москва : Юрайт, 2024. – 488 с. – ISBN 978-5-534-16685-9. –Текст : электронный. – URL: https://urait.ru/bcode/544942 (дата обращения: 13.05.2024).
- Русский язык и начальных классах: Теория и практика обучения: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская; под ред. М. С. Соловейчик. – Москва : Академия, 2017. – ISBN 5-7695-0100-6. – Текст : непосредственный.
- Русский язык и культура речи : учебник и практикум для вузов / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. – Москва : Юрайт, 2024. – 389 с. – ISBN 978-5-534-04154-5. –Текст : электронный. – URL: https://urait.ru/bcode/535491 (дата обращения: 13.05.2024).
- Рубанова, О. И. Особенности использования средств наглядности при изучении синтаксического материала у младших школьников / О. И. Рубанова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 38 (485). – С. 57-59. – URL: https://moluch.ru/archive/485/106126/ (дата обращения: 02.06.2024).
- Стукан, В. С. Изучение синтаксической системы системы русского языка в начальной школе / В. С. Стукан. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 46 (336). – С. 489-492. – URL : https://moluch.ru/archive/336/74944/ (дата обращения: 27.02.2024).
- Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Е. Н. Ашанина ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. – Москва : Юрайт, 2024. – 165 с. – ISBN 978-5-534-06194-9. – Текст : электронный. – URL: https://urait.ru/bcode/539711 (дата обращения: 17.04.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование регулятивных универсальных учебных действий посредством аппликации.
Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников....
Формирование когнитивных универсальных учебных действий посредством метазаданий.
Формирование когнитивных универсальных учебных действий посредством метазаданий....

Представление педагогического опыта "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством использования детской периодической печати на уроках литературного чтения"
Представление педагогического опыта...

Статья на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием сингапурской системы на уроках окружающего мира"
Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием элементов сингапурской системы на уроках окружающего мираИ.В. Гриманова, руководите...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования приёмов драматизации на уроках и во внеурочное время
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...

Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы.
Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы....





