Оценивание учащихся в 1 классе
методическая разработка (1 класс)

Прокопьева Лидия Игоревна

Приёмы безотметочного оценивания знаний и умений учащихся в первом классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_bezotmetochnogo_otsenivaniya_znaniy_i_umeniy.docx971.97 КБ

Предварительный просмотр:

  

Приёмы безотметочного оценивания знаний и умений:

 - «Волшебные линеечки»

- «Светофор»

-  Знаковая символика

-  «Лесенка»

- «Солнышко»

-  «Подъём в гору»

-  Смайлики

-  «Дерево успеха»

- «Радуга»

- Карта достижений

- Портфолио

- Словесное оценивание

«Волшебные линеечки»


         Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка: - позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»); - удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; - помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке). 
Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом. Сначала учитель задает критерии оценки - названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию. Учитель и дети договариваются, например, что на линеечке «почерк» отметка (крестик) ставится вверху, если написано аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюден наклон. Внизу крестик ставится, если буквы «пляшут» на строке, много помарок и исправлений, элементы букв написаны не по образцу, буквы разного размера, расстояние между элементами не соответствует требованиям. После того, как обсужден каждый критерий дети свою работу оценивают самостоятельно. После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже. Этими линеечки мы так же пользуемся, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
C:\Users\User\Desktop\Без названия.jpg

C:\Users\User\Desktop\unnamed.jpg

 «Светофор» 


           Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый «Светофор». В первом классе предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе. 

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bda4cb6bc58d/983919_6.png

Презентация доклада по теме "Безотметочная система обучения"

«Дерево успехов»  

 Итоги дня подводим на Дереве успехов

У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево:

плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

цветок – получилось почти все, дело прошло неплохо;

зеленый листик – не все получилось, но я старался;

желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bda4cb6bc58d/983919_7.png.Презентация на тему Этапы оценочной деятельности в начальной школе

Знаковая символика

« ! » - отлично выполнил

«+» - хорошо

«?» - есть затруднения

«-» - не справился с работой

Оценочная лесенка

Работа получилась!

Получилась часть работы.

Работа не получилась… 

C:\Users\User\Desktop\76788a1a91d8ae8b78785376735f7acacf.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bda4cb6bc58d/983919_8.png

«Солнышко»

        В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.

C:\Users\User\Desktop\14.jpg

C:\Users\User\Desktop\hello_html_2edb036b.jpg

«Радуга»

У детей полоски или жетоны цвета радуги (маркеры или фломастеры) с соответствующим значением:

К – выполнил работу отлично

О – выполнил работу хорошо (незначительные недочёты)

Ж – выполнил работу, есть ошибки

З – выполнил половину работы

Г – выполнил меньше половины работы

С – выполнил незначительную часть работы

Ф – не справился с работой

C:\Users\User\Desktop\raduga-s-frazami-1.jpg

Смайлики

C:\Users\User\Desktop\Без названия (1).jpg

C:\Users\User\Desktop\img10.jpg

Портфолио

       Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности

Самооценка ученика предшествует оценке учителя.

Если самооценка ученика совпадает с учительской оценкой, то таких детей педагог хвалит. Эти дети уже умеют делать важное дело – адекватно оценивать себя сами.

Особую осторожность вызывает та группа детей, которые обладают заниженной самооценкой. К такому ребёнку следует проявлять особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере в первые дни занятий), исправляя ошибки, акцентировать только успехи, вселяя уверенность. Слова-напутствия учителя: «Пожалуйста, будь к себе добрее».

Ученики с завышенной самооценкой нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания или в маленьком учительском тренинге. Например, как бы ты оценил работу, в которой допущено 3 ошибки? Ни одной ошибки?

Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников и учителя, нейтрализует детскую тревожность, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся и учителей.

Словесное оценивание

В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами:

Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.

Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением.

Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение.

Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.

Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями, стремлением.

Слова , которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Отлично поработал!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!»

Фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха: «Ты можешь сделать лучше», «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно»

Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение».

Это хорошо!!! Сто способов похвалить ребенка.

Если вы ставите своей целью воодушевлять детей, научитесь сотне различных способов говорить

«Это хорошо!».

Ниже предлагаются некоторые из этих способов:

Восхитительно!

Хорошо делаешь!

Это внушительно!

Невероятно!

Отлично!

Превосходно!

Прекрасной!

Поразительно!

Эффектно!

Молодец!

Хорошо придумано!

Ты преуспеваешь!

Потрясающе!

Остроумно!

Безупречная работа!

То, что надо!

Неплохо!

Чудесно!

Изумительно!

Потрудился на совесть!

Хорошо организовано!

Это лучше, чем когда-либо!

Хороший ответ!

Ты это заслужил!

Это воля божья!

Оригинально!

В следующий раз будет лучше!

Видишь, какие у тебя способности!

Трудящийся не будет постыжен!

Ну, это событие!

Я знала, что ты можешь это сделать!

Хорошо получается!

Сегодня намного лучше!

Видишь, ты сам справился!

Ты умеешь работать головой!

Сразу видно, что ты хорошо подготовился!

Ты выполняешь задание, просто играя!

Ты на правильно пути!

Это на высшем уровне!

Здорово! С тебя можно брать пример!

Какой прогресс!

Это мне нравится!

Необыкновенно!

Блестяще!

Этим можно гордиться!

Замечательно!

Красота!

Нет слов, чтобы оценить твою работу!

В этом есть своя «изюминка»!

Ты настоящий мастер!

Это гениально!

Ты творчески подошел!

У тебя светлая голова!

На такое приятно смотреть!

Очаровательно!

Сразу видно, что ты умеешь думать!

Разумный ответ!

Стоящая работа!

Это достойно похвалы!

Твои родители могут гордиться тобой!

Захватывающе!

Чувствуется твоя проницательность!

Считай, что ты преодолел новую высоту!

Ты доказал, что хорошо мыслишь!

Радуюсь, глядя на тебя!

Вот таким будь каждый день!

Сложная работа, но ты выполнил ее отлично!

Ты обладаешь необыкновенной трудоспособностью!

В тебе есть трудолюбие!

Ты потрудился даже больше, чем требовалось!

Превосходно выполнено!

Замечательно придумано!

Талант родился!

Если хочешь – можешь!

Просто чудесно!

Великолепно!

Это - победа!

Это – настоящая находка!

Мировой стандарт!

Верно!

Просто прелесть!

Умница!

Это просто удивительная работа!

Так держать!

Лучшего и желать нельзя!

Ты на пути к успеху!

Не работа, а загляденье!

Сильно!

Рожден летать!

Это твое высшее достижение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценивание 1 класс

Возможности оценивания первоклассников при безотметочной системе....

Формирующее оценивание - оценивание для обучения.

Инновационные подходы к обучению требуют качественно игого подхода  и к процедуре оценивания. Важно научиться оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени. По...

формы оценивания 1 класс

В документе представлены формы фиксации достижений учащихся при безотметочном обучении в 1 классе (карта успешности ученика, листы индивидуальных достижений)...

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...

Новые формы оценивания (мастер-класс)

Новые формы оценивания - мастер-класс по английскому языку на семинар заместителей директоров по УВР...

Родителям об оценивании (2 класс)

Родительское собрание во 2 классе на этапе перехода на отметочное обучение с разъяснением оценивания работ ученика и психологическими рекомендациями...