Выступление на РМО учителей начальных классов по теме: Подготовка к ВПР по математике в 4 классе"
статья (4 класс)

Данная статья содержит рекомендации из опыта работы по подготовке обучающихся 4 класса к ВПР по математике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_vpr_po_matematike_4_klass.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО по теме:

«Подготовка к ВПР по математике в 4 классе»

Макарова Татьяна Александровна, учитель начальных классов

МОУ «СОШ им. М. В. Скворцова с. Березовая Лука»

В своем выступлении хочу сказать, что все мы хотим, чтобы наши результаты были не хуже, чем у других, но необходимо постараться обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной школе. И помочь ему, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учёбе ребенка вырастут как снежный ком.

Возлагать на родителей эту работу нет смысла.

К выпускнику начальной школы предъявляются определённые требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Математика». Требования должны отражать сформированность умений:

- структурировать информацию (заполнять простейшие таблицы по образцу, достраивать столбчатые диаграммы, дополнять чертежи данными;

- выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;

- конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;

- решать текстовые задачи, знать и использовать соотношения между, решать задачи в одно-два действия: моделировать, планировать, записывать, анализировать, оценивать ответ.

Поэтому необходимо последовательно, начиная уже со второго класса вести подготовку к ВПР на разных этапах урока.

Подготовка к ВПР – это систематизированное повторение учебного материала на уроках русского языка, математики и окружающего мира.

Составляющие готовности к сдаче ВПР:

  1. Информационная
  2. Предметная или содержательная
  3. Психологическая

Регулярно проводила короткие демонстрационные работы вместо серии больших контрольных работ в течение учебного года до ВПР. В период дистанционного обучения формировала карточки с типовыми заданиями Всероссийской проверочной работы по математике на платформе Яндекс.Учебник. Анализируя работы учащихся, выявляла типичные ошибки и трудности предметного характера: ошибки в вычислениях, неготовность решать текстовые задачи, проблемы в работе с геометрическим  материалом (фигурами и величинами); трудности метапредметного содержания: непонимание смысла задания, частичное выполнение задания, логические ошибки (видят только одно действие). Особенно это касается заданий № 3,     № 8 Всероссийской проверочной работы.  Обращала внимание на основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряла на ней внимания.

Учебный материал должен быть разнообразен, поэтому использовала демонстрационные плакаты, интеллект-карты. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации.

Показывала простой пример демонстрационного задания и разбирала подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Поэтому на собственном примере показывала, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и, по существу.

Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.

Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Конечно, дома надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты, контролировать выполнение домашнего задания. Родители детей начальной школы ещё могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя. Поэтому на каждом родительском собрании обращала внимание родителей на важность контроля с их стороны

Но наши дети нуждаются и в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника хорошиста. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.

Родители могут также научить ребёнка распределять время на проверочной работе. Для этого ребёнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.

Как уже было сказано, невозможно «впихнуть» в ребенка все знания в короткий промежуток времени. Многое зависит от того, насколько родители уделяли внимание развитию своего ребенка. Как бы банально это не прозвучало, но хорошо развивает кругозор чтение энциклопедий.

Необходимо провести предварительную работу:

  1. Проанализировать типичные ошибки за предыдущие годы по предметам (русский язык, математика, окружающий мир)
  2. Выполнять проверочные работы, с целью обнаружения заданий, вызывающих сложности.

Из опыта работы

Так как ВПР не предусматривает отдельную подготовку, можно использовать типовые задания на различных этапах урока:

  1. устный счет
  2. повторение пройденного
  3. закрепление изученного материала
  4. домашнее задание

Часто уроки математики начинала с математического диктанта, в который включала типичные задания, взятые из ВПР, часто начинала урок с решения примеров на порядок действий. После изучения темы «Письменное деление многозначных чисел» каждый урок математики начинался с карточки на деление многозначного числа (каждому ученику).

Большое внимание уделяю развитию логического мышления, для этого включаю задания, направленные на логическое мышление, воображение, тренировку памяти.

При изучении  темы : «Именованные единицы измерения и действия с ними», решаем задачи с единицами массы и времени. Таких заданий много в ВПР, добавляю их на уроке.

При подготовке к ВПР в своей работе использую Разноуровневые проверочные работы.

Цель каждой работы – объективная оценка индивидуальных достижений младшего школьника по математике.

Объекты контроля. Предметные умения, характеризующие:

- способность применять правила и алгоритмы в стандартных ситуациях (работа 1); содержит 23 задания базового уровня;

- способность применять правила и алгоритмы в стандартных и нестандартных ситуациях (работа 2); содержит 14 заданий базового уровня и 6 заданий повышенного уровня;

- готовность увидеть и решить математическими методами проблему на новом предметном содержании (работа 3); содержит 12 заданий базового уровня, 4 задания повышенного и 4 задания высокого уровня.

Также в работе по подготовке к ВПР использую рабочую тетрадь В. Н. Рудницкой, которая содержит контрольные измерительные материалы по предмету «Математика», помогает отрабатывать практические навыки учащихся, контролировать уровень усвоения знаний, содержит критерии оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования:  Развитие логического мышления  на уроках математики  у младших школьников...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: «Система работы по подготовке к проведению ВПР по русскому языку в 4 классе»

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).Основная цель ВПР: своевременная диагностика у...

Выступление на ММО учителей начальных классов по теме "Развитие познавательных способностей обучающихся начальных классов на уроках математики"

Выступление на ММО учителей начальных классов по теме "Развитие познавательных способностей обучающихся начальных классов на уроках математики"...

Выступление на РМО учителей начальной школы по теме «Базовые образовательные технологии в реализации ФГОС НОО 2021»

Обновленные стандарты (ФГОС НОО 2021) нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях ...