Организация и оценка современного урока в начальной школе
методическая разработка

В данной работе даны особенности проведения современного урока в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и оценка современного урока в начальной школе

Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Три постулата современного урока

1.         Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя

2.         Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры

3.         Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства

Что можно и что нельзя на уроке: нельзя не работать, нельзя посягать на другого человека. Все остальное - можно.

Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.

Организационные основания урока

1.         Работают все и работает каждый

2.         Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого

3.         Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям

4.         Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение

5.         Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия

Система организационных правил на уроке

1.         Доводить педагогические требования до своего логического конца

2.         Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого

3.         Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо

4.         Не предъявлять детям непосильных требований

5.         Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали

Показатели культуры урока

1.         Поведенческие

2.         Предметно-вещевое обставление урока, интерьер классной комнаты

3.         Учебный материал - отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека)

4.  Эмоциональная окрашенность урока Культурологические нормы деятельности учителя на уроке

1.         Учитель- не обслуживающий персонал, не слуга детей, не средство обучения

2.         Создание «высоких» условий обучения

3.         Педагог должен иметь смелость жить на уроке, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни и преклонять колена перед ее поразительными закономерностями

Правила совместного общения на уроке

1.         НЕ произносить резких, категоричньгх суждений

2.         НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо

3.         НЕ пренебрегать мнением других

4.         НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях

5.         НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо

6.         Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого

7.         Выражать благодарность в адрес присутствующих

Этапы философского восхождения к истине

1.         Фиксируется этап обыденной действительности

2.         Определяется научное явление, скрытое в данном факте

3.         Осмысливается социальное значение этого явления для жизни людей

4.         Дается оценка научного осмысления и научного решения с точки зрения историко-культурного развития человечества

5.         Выявляется общая закономерность жизни в факте, явлении, научном положении

6.         Просматривается возможный личностный смысл общего закона жизни для каждого человека в его повседневной жизни

Эффективность урока определяется степенью соответствия достигнутьгх результатов и поставленных целей. Конечный результат урока нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получили на данном уроке. Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения и навыки могут быть получены на основе как авторитарных отношений, калечащих душу ребенка, так и на основе отношений сотрудничества.. Важно оценить не только знания, умения и навыки как таковые, но и то: получены ли они путем передачи учебной информации и последующим ее закреплением учителем или последний обучал детей собственной деятельности по овладению содержанием учебного предмета на основе их самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности.

Конечный результат складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся входе проведения урока

Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:

•          целенаправленность его деятельности на уроке;

•          характер отношений с учащимися;

•          индивидуально-личностный подход к учащимся;

•          дифференцированный подход к обучению;

•          умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формь1оргшжзации познавательной деятельности учащихся;

•          работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;

•          работа по развитию познавательного интереса;

•          работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;

•          сфокусированность усилий на формировании понятий;

•          развитие общих способностей учащихся;

•          объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки;

•          эффективность усилий, развивающих личность;

•          эффективность воспитывающих влияний. Результаты работы учащихся:

•          уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке;

•          отношение учащихся к учебному труду;

•          отношение учащихся к предмету, к учителю, друг к другу;

•          объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности;

•          наличие у учащихся познавательного интереса;

•          воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока;

•          знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.

Характеристика степени обученности учащегося

Показатель 1. Различение, распознавание.

Характеризует низшую степень обученности. Учащийся может лишь констатировать, что материал объяснялся учителем, но воспроизвести его устно или письменно не может. Ответы учащегося односложны, наблюдаются попытки угадать ответ.

Показатель 2. Запоминание.

Учащийся может пересказать содержание определенного текста, правила, однако, до конца не понимает его сути, т.е. характеризует количество информации, а не ее смысловую сторону. Усвоение материала на основе заучивания.  Опора на заучивание  - это одна из причин формализма в обучении.

Показатель 3. Понимание.

Может найти признаки, связи, умеет анализировать и обобщать. Применяет правила логического умозаключения. Умеет воспроизвести учебный материал, объяснить, привести примеры, сделать вывод. Имеет собственное суждение об объекте, может   воспроизвести знания на практике.

Показатель 4. Элементарные умения и навыки

Отработано элементарное умение использовать полученные теоретические знания на практике. Учащийся умеет реализовать свой «багаж» знаний, решает задачи, применяя усвоенные законы, правила

Показатель 5. Перенос ЗУН (знания, умения, навыки) в новые ситуации.

Умеет творчески применить полученные знания в новой нестандартной ситуации, дает ответ на любой вопрос, решает любую задачу; констатирует новые способы деятельности и часто находит оригинальные подходы к решению поставленной задачи.

1.         Недостатки отрицательно влияющие на обучение:

•          особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;

•          психопатологические отклонения.

2.         Недостатки психического развития личности:

•          слабее развитие эмоциональной сферы личности,

•          слабое развитие интеллекта;

•          слабое развитие воли;

•          отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

3.         Недостатки воспитанности личности:

•          недостатки в развитии моральных качеств личности;

•          недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;

•          недостатки в трудовой воспитанности. Внешние по отношению к школьнику

1... Недостатки образования личности:

•          пробелы в знаниях и специальных умениях;

•          пробелы в навыках учебного труда

2.   Недостатки влияния школы:

•          недостатки процесса обучения, учебных пособий и др.

•          недостатки воспитательньгх влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.)

4.         Недостатки влияния внешкольной среды:

•          недостатки влияния семьи;

•          недостатки влияния сверстников;

•          недостатки влияния культурно-производственного окружения

Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся

1.         Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2.         Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

3.         Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

4.         Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

5.         Ученик не может воспроизвести определения понятий, правил, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов с целью предупреждения неуспеваемости школьников

1.         Развитие у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности.

2.         Выявление и учет специфических для школы, класса причин отставания, их устранение и профилактика

3.         Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.

4.         Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания, установление межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с родителями.

5.         Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.

6.         Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.

7.         Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений проблем и вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

8.         Постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, специальный контроль за работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.

9.         Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.

Рекомендации по анализу и самоанализу урока

В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...». Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда учителя. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Схема самоанализа урока

1.  Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чем его специфика?

2.         Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока? Была ли опора на диагностику общеучебных специальных умений?

3.         Какие задачи решались на уроке:

•          общеобразовательные;

•          воспитательные;

•          развивающие (что?)

Была ли обеспечена их комплексность? Какие задачи были главными, стержневыми, как учтены в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?

4.         Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли было выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.

5.         На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?

6.         Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7.         Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?

8.         Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких нормах и какими методами он осуществлялся?

9.         Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?

10.       За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?

11.       За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель вел себя в критической ситуации? Как было организовано воспитательное влияние личности учителя?

12.       Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе учащимися) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?

13.       Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?

14.       Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи, задания ? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируется выполнение нереализованных заданий, задач?

Самоанализ урока с позиций здоровьесбережения

1. Какие образовательные, развивающие, воспитательные и здоровъесберегающие цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? В чем их взаимосвязь?

2.         Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место урока в разделе, теме, курсе?

3.         Как учитываюсь индивидуальные особенности учащихся при планировании урока?

4.         Рациональна ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельных этапах урока с учетом особенностей учащихся?

5.         На каком этапе урока был сделан главный акцент? Почему?

6.         Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7.         Как отбирались для урока формы обучения?

8.         Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?

9.         Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?

10.       За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?

11.       Каким образом предупреждалась перегрузка учащихся?

12.       Как проявлялась забота учителя о здоровье учащихся на уроке?

13.       Какие методы здоровъесберегающей педагогики были использованы?

14.       Достигнуты ли поставленные цели и почему?

15.       Какие изменения можно было бы внести при подготовке и проведении урока?

Анализ урока

•          Анализ целей урока Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса Постановка и доведение целей урока до учащихся.

•          Анализ структуры и организации урока Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока Рациональная организация труда учителя и учащихся.

•          Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям учебной программы. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока Генерализация основных идей урока (темы, курса), Связь урока с жизнью, трудовым воспитанием. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности класса Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность), Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

•          Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения.

•          Анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми учениками. Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.

•          Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность. Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

•          Оценка санитарно-гигиенических условий урока

•          Оценка самоанализа урока, сделанного  учителем.

•          Общая оценка степени достижения развивающих, воспитательных и учебных целей урока. Общая мотивированная оценка результатов урока оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока

•          Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

•          Недостатки урока. Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по их устранению.

•          Научная обоснованность вывода и оценок, опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

•          Общие выводы и предложения

•          Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.

•          Заключительное слово учителя Стиль беседы с учителем. Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительное. Учет индивидуальных особенностей учителя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации современного урока в начальной школе

    Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её...

Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкре...

Доклад "Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"

Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формиру...

Тема выступления на МО «Особенности организации современного урока в начальной школе».

laquo;…Образование, чтобы достичь своей целии для отдельного ученика и для общества,должно базироваться на актуальноми жизненном опыте отдельного человека…».Дьюи...

«Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока в начальной школе»

В данной статье говорится об особенности процедуры оценивания при безотметочном обучении,  в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке,несовпадение этих двух оценок ста...

Современный урок в начальной школе: критерии, проектирование, оценка результата

В статье рассматриваются особенности современного урока в контексте   требований   ФГОС НОО; специфика организации  современного урока  (планируемая  учебная деятель...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...