Моё выступление-тезисно на тему "Истоки творчества"
статья

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie_na_temu_.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Моё выступление- тезисно на тему: «Истоки творчества»

В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения, оценивать свою деятельность.

Творческое развитие – это и поддержка одарённых детей, и творческое мышление, потенциал учащихся. По мнению как зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), так и отечественных ( В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) философов и психологов, стремление к творчеству, максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, их реализация и развитие связаны с условиями среды, в которой находится личность.

Ведущая идея моего выступления - это развитие творческого потенциала учащихся на уроках и во внеурочное время.  Ещё в XIX веке Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать». 

Задумываемся ли мы когда-нибудь над тем, почему люди становятся поэтами, художниками, артистами? Зависит ли это от умственных способностей? Конечно! Главное ли это? Нет! Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели, не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться.

Почему  я решила обратиться к этой теме: во-первых происходит  снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;

Во-вторых у наших детей отсутствие нравственного ориентира;

В- третьих подчас заниженная самооценка учащихся;

В том числе и социальные проблемы  (расслоение общества, потребность в высококвалифицированных кадрах).

Я думаю, что само образование дело формальное.  Образование одной лишь памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным, не хватает воспитания души.

И вот поэтому  исток творчества в душе человеческой. Ведь психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих возможностей.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие - одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.

Древнеиндийские мудрецы сложили такую легенду: «Давным-давно, люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. Поместить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. Тогда Брахма решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать – в человеческую душу. И не ошибся! До сих пор мало кто об этом подозревает».

Природа щедро наделила  каждого здорового ребенка возможностями развиваться, и каждый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки.

Второе условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.

Третье условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, -  говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, -  это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение».

Четвертое условие – это интерес. Принуждение – это враг творчества, поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребенок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок достигает определенного потолка, а потом поднимает его все выше и выше.

Пятое условие – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.

Детское творчество - это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, игры); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).

Психологи выделяют следующие виды ДТ: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисункво, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное ДТ отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. По мнению Л. С. Выготского и Б. Г. Ананьева различные виды художественного ДТ имеют тесную взаимосвязь, истолкование которой объясняется теорией о сензитивных периодах детского развития, суть которой заключается в том, что с возрастом предрасположенность ребёнка к тому

В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:

  1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
  2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
  3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

Важной особенностью ДТ является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. ДТ неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Принимать участие  в развитии творческой  личности я начинаю в школе раннего развития «Радуга», на занятиях по развитию речи.

  1. Изучая, новую букву мы  играем в ассоциации. Придумываем на что похожа  буква.
  2. Затем раскрашиваем печатную букву и додумываем её образ. Буквы у ребят получаются разные и очень забавные. Если ребенок чем-то расстроен, то и буква будет грустная. Если всё хорошо, то и буква смеётся.

Практика работы подтверждает эффективность использования на уроках элементов изобразительного искусства. Использование данной технологии способствует развитию творческих способностей, формированию умения анализировать, использовать полученные знания при выполнении практических заданий. Психологи всегда практиковали и рекомендовали рисование, как действенный метод всестороннего развития ребёнка. Совместное рисование является эффективным методом развития речевых навыков ребёнка.

  1. Так как очень важно, чтобы родители поддерживали начинания педагога. То ребята получают д.з. и по желанию выполняют  совместно с родителями. Из подручного материала получаются «Чудо буквы». Вот наглядное тому подтверждение(Показ образцов)

Совместное творчество-полноценная форма общения с ребенком. Это то волшебное лекарство, которое могут принимать дети и родители, в неограниченном количестве, не боясь за последствия.

Творчество обладает огромным целительным потенциалом, оно помогает радоваться маленьким и большим. А ещё на практике напоминает нам, что все мы родом из детства. Жизнь начинает играть другими красками, душа наслаждается, вы учитесь понимать своего ребёнка.

А дальше дети идут в школу. Очень важно, чтобы и там с детьми работали максимально творческие педагоги. Так как истоки творчества в душе человека, то процесс творческого «воспитания души» можно реализовать через нетрадиционные формы проведения уроков: урок-путешествие, урок-суд, урок-игра, урок-диспут, урок-КВН, разнообразные приёмы и методы работы, творческие задания, творческие работы учащихся, домашние задания, внеурочная деятельность.

Основные приёмы развития творческих способностей:

На уроках технологи предусмотрено выполнение детьми творческих коллективных работ. Наше творчество идет от нашего настроения, от каких-то внутренних чувств  и потребностей .

По окружающему миру и литературному чтению у ребят есть тетради, в которых они делают необходимые записи и выполняют творческие задания . Очень много работ выполняют в альбомах или на отдельных листочках.

Развитие литературного творчества начинается уже с первых уроков в первом классе и «растет» из года в год. Это - и составление сказок,  литературных загадок, викторин, собственных стихов, сочинений - миниатюр, творческих пересказов,  инсценирования  сказок.

Очень люблю проводить уроки литературного чтения на свежем воздухе. Мы читаем стихи, в зависимости  от времени года, а потом на палитре красками отражаем своё настроение или собираем краски «Весны», «Осени», «Зимы»

Я использую минутки поэзии. Заучивая сначала короткие стихи, затем увеличиваем их объём. И уже в 4 классе есть опыт проведения литературных гостиных, например по творчеству С.А.Есенина

Итог

Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что даёт основание рассматривать её как универсальный способ, обеспечивающий успешное развитие различных видов деятельности. В какой степени у ребенка будут сформированы творческие способности, во многом зависит от педагогов и родителей, их внимания к реализации обозначенных условий с целью развития детского творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

От творчества учителя к творчеству ученика.

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....

Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в  начальной школе....

Положение проведения Городской недели детского творчества «Оригами – творчество и мастерство» «Путешествие в мир ОРИГАМИ…»

Положение разработано для проведения городского мероприятия, с целью ознакомления детей других школ с таким видом работы с бумагой, как оригами. Была проведена беседа, мастер - класс, экскурсия по выс...