Адаптация 1 класс
учебно-методический материал (1 класс)

Адаптация 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_2020_ped_sovet.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптация первоклассников к обучению в школе» 2020-2021г.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Изменяется жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

    Успешность адаптации первоклассников к школе зависит, конечно, от родителей и учителя.

Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от неё новой интересной жизни.

 

   Но зачастую малыш быстро понимает, что учёба – это тяжёлый труд, и не всегда он приносит радость. И тут желание  ребёнка гаснет, а иногда  и пропадает совсем.

     Поэтому главная моя  задача, как учителя  не дать погаснуть этому желанию. Желанию учиться.

        Уже с  1 сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников. Процесс адаптации занимает, как правило, около двух месяцев. Хотя у некоторых детей нередко затягивается до шести месяцев.

         Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, я, прежде всего, ставлю задачу познакомить детей друг с другом, стараюсь создать доброжелательную атмосферу в классе, даю детям возможность почувствовать себя школьниками.

          Всю первую неделю мы знакомились друг с другом и со школой. Учили имена и отчества учителя, директора школы. Знакомила с профессиями работников школы, учила ходить ребят по школе парами. Учили как по- разному можно произносить имена ребят, например, Машу  можно называть Машенькой, Марией.

         Были проведены классные часы на тему «Познакомьтесь - это Я», на  которых сначала Я рассказала о себе, затем каждый из ребят рассказывал о себе, о своей семье.

           Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 3-4 урока. Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно использую игровые приёмы обучения. На уроке математики для закрепления состава числа предлагаю задание ЗАСЕЛИТЬ домики. На уроке письма к нам приходят в гости ежики (массажные мячики).

       С целью профилактики утомления, нарушения осанки на уроке провожу динамические паузы и гимнастику для глаз при обучении письму, чтению, математики. А также слежу за осанкой. На каждом уроке письма и математики проговариваются правила посадки: расстояние от груди до стола должно быть с кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.

В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Для сохранения здоровья введён курс внеурочной деятельности «Уроки здоровья», где я знакомлю ребят с правилами гигиены, устройством своего организма и рассказываю о том, как сохранить своё здоровье. Так же на занятиях провожу подвижные игры и тренинги общения.

        Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов формирования учебно-познавательной деятельности постоянно хвалю, одобряю, поддерживаю ребят. В первом классе оценки не выставляются. Вместо оценок в прописях и тетрадках пишу «Молодец!», «Хорошо!», использую систему самооценки «Светофор», когда дети учатся критично оценивать свою работу с помощью цветных кружков, что поможет в дальнейшем, при выставлении оценок избежать ненужных вопросов типа:  «А почему у меня у меня три?»,  

          Самым непростым делом для первоклассников, оказалось, спорить, не  ссорясь и не обижаясь друг на друга.  Я веду планомерную работу по воспитанию своих ребят. Учим законы дружной жизни, правила поведения в классе, на перемене, в столовой, в туалете. На перемене и после уроков ребята, учатся  собирать  пазлы,  играть в лото, сами ребята приносят свои игрушки.

              В конце первого триместра, как итог адаптационного периода провели традиционный праздник: «Посвящение в первоклассники». Для этого праздника были подготовлены  стихи, песни.  Ребята остались очень довольными.

В адаптационный период проводила работу с родителями. Старалась заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:

- эмоциональной поддержке ребенка;

- организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении).

- проработке правил для учащихся.

Сегодня можно подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. Необходимо ответить на вопрос: успешно ли прошёл этап адаптации учащихся 1-х классов?

      В 1 «А» классе обучается – 22 человека.  9 девочек и 13 мальчиков. 20 человек  посещали дошкольные учебные учреждения. Плюс в копилку успешной адаптации – все дети из одной группы детского сада.

Анализ первичной диагностики на начало учебного года, по готовности детей к обучению в школе следующий:

- Все дети знают буквы, умеют считать до 10.

- 17 ребят читают по слогам, знают алфавит, цифры и счёт до 10.

На конец декабря умеют читать по слогам все учащиеся, но очень слабо читают 3 детей.  Счёт до 10 и обратно освоили все ребята, но ещё не все решают примеры без ошибок. Умеют составить задачу и решить её самостоятельно, с небольшой помощью учителя, с повторным объяснением и помощью учителя 18 ребят. Не всегда справляются или совсем не справляются – 4 учащихся.

Трудно даётся учёба следующим ребятам: Артюхина Вероника, Мачнев Владимир, Яковлева Анастасия, Корниец Максим, Коршунов Константин.

На уроках невнимательны, часто отвлекаются: Коршунов Константин, Яковлева Анастасия. По этой причине не слышат заданий и не знают,  что и как нужно выполнять. Данным ребятам необходимо вырабатывать усидчивость, проводить с ними занятия на развитие внимания, памяти, мышления.

Коршунов Константин, единственный кто еще не адаптировался к обучению в школе. Этот ребенок ничего не делает на уроках, на переменах не умеет себя вести, бегает, первое время вытворял асоциальные вещи:  какал на пол в туалете, писал в коридоре, во время прогулки какал в кусты. Мы с мамой пришли к выводу, что нагрузка слишком высока (после уроков он посещает репетитора и спортивную секцию) и нужно время, поэтому чтобы снизить нагрузку мама забирает его после уроков, кормит дома и ребенок отдыхает, после чего идут на дальнейшие занятия.

         Таким образом, создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает  снижение уровня тревожности у всех действующих в нём субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...