Интеграция естественно - научных дисциплин в исследовательской деятельности младших школьников
статья

Интеграция естественно - научных дисциплин в исследовательской деятельности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378.1

С.В. Ушакова

МБОУ Трудармейская средняя общеобразовательная школа,

п.Трудармейский,

Кемеровская область

S.V.Ushakova

MBOU Trudarmeyskaya Secondary General Education School,

 p. Trudarmeyskiy,

Kemerovo region

E-mail: Ushakovasvetlana1974@mail.ru

Интеграция естественно - научных дисциплин в исследовательской деятельности младших школьников

Integration of natural - scientific disciplines in research activities of younger schoolchildren

Аннотация

Статья посвящена вопросу применения младшими школьниками естественно – научных знаний в исследовательской деятельности. Статья адресована учителям начальной школы. Автор предлагает методические материалы, направленные на активизацию научно – познавательного интереса учащихся.

The article is devoted to the issue of application of natural – scientific knowledge by younger schoolchildren in research activities. The article is addressed to primary school teachers. The author offers methodological materials aimed at activating the scientific and cognitive interest of students.

Ключевые слова: интеграция, естественно – научные дисциплины, исследовательская деятельность,  эксперимент.

integration of natural – scientific disciplines, research activities, experiment.

Система современного образования направлена на формирование развитой личности с целостным представлением картины мира. Поэтому актуальной проблемой образования является интеграция естественно – научных дисциплин. Согласно ФГОС «изучение предметной области «Естественно – научные предметы» должно обеспечить: формирование целостной научной картины мира… ».

Суть интеграции – решение одной задачи (проблемы) возможностями ряда предметов. Цель интегрированного преподавания заключается в том, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. Интеграция помогает ребенку посмотреть на предмет или явление с разных сторон. Во многих естественно – научных дисциплинах есть немало «перекрестков», совпадающих тем, общих вопросов и проблем. Это «заявка» на интеграцию.

Потребность к познанию у младших школьников возникает через любознательность и любопытство. Получая новые знания, они хотят узнать как можно больше, задавая много вопросов. Окружающий мир так интересен, что детям хочется знать «почему и отчего».

Интегрированный подход в начальной школе можно осуществлять разными способами, в частности, это может быть исследовательская деятельность. Именно естественно – научные дисциплины могут дать ответы на бесконечные вопросы школьников.

Латинская пословица гласит «В неведомом таится великая сила». Это неведомое нужно раскрыть еще в начальной школе. Не нужно бояться экспериментировать, чтобы подтолкнуть детскую любознательность.

Исследовательская деятельность, основанная на интеграции естественно – научных дисциплин развивает: интерес познанию естественных наук;  познавательную активность; открытость для нового опыта, эксперимента; умение не только проникнуть в сущность природных явлений, но и найти для этой цели разные способы объяснения.

Практика показывает, что организация исследовательской деятельности по естественным наукам увлекает школьников, побуждает к активной практической деятельности по изучению природы и ее охране.

Исследовательская работа возможна только на добровольной основе.  Желание что – либо исследовать возникает тогда, когда объект исследования привлекает, удивляет.

Естественно – научные предметы: биология, химия, физика, экология дают прекрасные возможности приобщить младших школьников к исследовательской деятельности. Наблюдения, эксперименты – неотъемлемая часть преподавания этих предметов.

Эксперимент – это метод, связанный с практическим познанием мира. Роль ученического эксперимента особенно велика, т.к. он способствует формированию практических умений и навыков. Самые интересные эксперименты для младших школьников – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Целью таких экспериментов является решение проблемного вопроса с использованием знаний разных естественно – научных дисциплин.

Экспериментирование в начальной школе характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. В процессе проведения экспериментов младшие школьники учатся не только получать конечный результат, но и ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Важную роль играют и эмоции, которые дети получают от своих маленьких и больших «открытий».

Межпредметные исследования разрабатываются на стыке нескольких естественно – научных дисциплин и требуют от детей большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков.

Темы детских исследовательских работ могут быть близки к содержанию учебных предметов, но обязательно должны находиться в зоне ближайшего развития в области познавательных интересов ребенка и обеспечивать мотивацию включения его в самостоятельную работу.

Хотелось бы рассказать о конкретных примерах интеграции естественно – научных дисциплин в исследовательской деятельности младших школьников.

Представленные темы исследовательских работ связаны с темами предмета окружающий мир, с основами биологии, химии, физики, экологии.

Тема исследовательской работы

класс

Цели исследовательской работы

Межпредметная интеграция

Маленькая батарейка – большой вред.

4

Изучение  факторов опасности неправильной утилизации батареек.

Химия

Экология

Биология

Влияние жесткости воды на ее качество.

4

Определение жёсткости разных образцов воды.

Исследование жесткости воды в п.Трудармейском.

Химия

Экология

Биология

Исследование и определение влияния дрожжей на вкусовые качества теста.

3

Исследование и определение роли дрожжей на вкусовые качества теста.

Химия

Биология

Крахмал. Поиск крахмала в продуктах питания.

2

Определение наличия крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.

Химия

Фруктовая и овощная батарейка – необычные источники энергии.

4

Получение электрического тока из фруктов и овощей.

Физика

Влияние кальция на здоровье человека.

4

Определение влияния кальция на здоровье человека и анализ информации о значении кальция.

Химия

Бактерии. Вред или польза.

4

               Определение влияния бактерий на здоровье человека и продукты питания, и анализ информации о значении бактерий.

Биология

Химия

Загадки снега.

3

Изучение экспериментальным путем свойств снега.

Химия

Физика

Биология

Экология

Исследование эффективности растворов мыльных пузырей

3

Исследование эффективности различных рецептов мыльных пузырей.

Химия

Волшебница соль

2

Изучение экспериментальным путем области применения пищевой поваренной соли и её свойств.

Химия

Плесень.

4

   Изучение           условий, необходимых для возникновения плесени.

Биология

Очень цветочно.

2

Изучение эффективности  

домашних и специальных средств на сохранение свежести срезанных цветов.

Биология

Экология

Педагогическая практика показывает, что организация исследовательской деятельности по естественно – научным дисциплинам увлекает школьников, служит хорошим стимулом для углубленного изучения предмета. Исследовательская деятельность школьников – это самоутверждение личности, которая не ограничивается образовательными программами и традиционными технологиями, это путь, на котором поиск становится потребностью.

Литература

  1. Алексеев, Н.Г. Леонтович, А.В. Обухов, С.А. Фомина, П.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, С.А. Обухов, П.Ф. Фомина // Исследовательские работы школьников. 2001. – №1. – С. 24 – 34.
  2. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии. [Текст] / В.В. Гузеев // Директор школы. –1996. – №6. – С. 24-32.
  3. Ковалева, С.Я. Об исследовательской проектной деятельности учащихся [Текст] / С.Я. Ковалева // Первое сентября. – 2010. – № 18.
  4. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. [Текст] / А.В.  Леонтович  // Народное образование. 1999.- № 10. – С. 56-57.
  5. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.  [Текст] / А.С.Обухов  //  Народное образование. – 1999. – №10. – С.18–20.
  6. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. [Текст] / А.И. Савенков.- М.: Просвещение, 2003. – 153 с.
  7. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. [Текст] / А.И. Савенков // Школьные технологии. - 2004. - №4. – С.18 – 27.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность младших школьников

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»В.А.СухомлинскийОсновной целью моей педагогической деятельност...

Презентация "Организация исследовательской деятельности младших школьников в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной презентации представлен опыт работы по организации  исследовательской деятельности младших школьников в Кировском областном ггосударственном общеобразовательном казенном учреждении "Лице...

Статья "Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников"

Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровна,учитель начальных классовМБОУ “Лицей № 17” Основным результатом реализации стандартов долж...

Формы организации научно-исследовательской деятельности младших школьников

При организации обучения в начальной школе уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся, как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые быт...

Научное общество учащихся – одна из форм организации исследовательской деятельности младшего школьника

Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной  школы  характерны любознательность, желание узнавать ...

Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор данной статьи рассматривает особенности организации исследовательской  деятельности младших школьников.Имея большой опыт организации поисковой и исследовательской деятельности, автор предла...