Проектная деятельность в рамках УМК «Школа России».
статья

Бурмистрова Елена Викторовна

Проектная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В.Бурмистрова

О.Н.Булаева

Учителя  начальных классов МОУ СОШ с. Репное

Проектная деятельность в рамках УМК «Школа России».

В настоящее время актуальным становится использование в обучении инновационных технологий, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Такой технологией является  организация проектной деятельности.

Цель этой деятельности - совершенствование системы начального образования, создание прочного фундамента для последующего обучения, успешное включение в учебную деятельность,  становление учебной самостоятельности, освоение эффективных способов учебной деятельности, развитие способности к сотрудничеству, что соответствует задачам ФГОС.

Что такое проектная деятельность?    Проектная деятельность – это метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности и учебной мотивации, а также способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

Уже с первого класса обучающиеся по УМК «Школа России»  включаются в проектную деятельность. Проекты первоклассников краткосрочные, на первый взгляд они могут показаться простыми, но для учащихся  они представляют определённую нагрузку, их выполнение требует от ребят внимание, организацию и контроль. Учащиеся выполняют проекты при поддержке учителя, родителей. Проекты выполняются в рабочих тетрадях, на отдельных листах или в виде презентации. Выполнение  ученических проектов в первом, втором классе – это в основном групповая работа, которая очень хорошо обеспечивает формирование УУД.

                          Рассмотрим  примеры работы над проектами.

Проект по окружающему миру  «Моя семья». Цель  проекта: формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Работа над проектом повысит интерес ребёнка к семье, её традициям, будет способствовать воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса.

В ходе выполнения проекта учащиеся учатся: отбирать из семейного архива фотографии членов семьи, интервьюировать членов семьи, составлять устный рассказ, выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии, рисунки.

Проект по обучению грамоте «Русская азбука». Цели проекта: через изготовление букв, используя разный материал, расширить, уточнить и пополнить знания детей о буквах русского алфавита, обобщать полученные знания и применять их на практике, развивать умения работать с дополнительной литературой,  творческие способности, коммуникативные умения, воспитывать личную ответственность за выполнение своей работы.

Проект по русскому языку «Пишем письмо». В ходе этого проекта ученики второго класса познакомились с правилами написания письма,  научились письменно излагать свои мысли. В начале урока дети познакомились с тем,  как писали письма раньше. Выдвигали свои гипотезы, нужны ли письма в современном мире, знакомились  с правилами написания писем и составляли свои . Результатом проекта стали письма ребят, написанные Деду Морозу. Письма показали, что ребята развивали не только  предметные и познавательные УУД, но и личностные.

Проект по русскому языку  «И в шутку и всерьёз». Целью этого проекта было привитие интереса к русскому языку. Ребята с интересом решали логические задачи по русскому языку, учились решать ребусы, строить сообщения в устной и письменной речи. Задание проекта было в течение недели подобрать занимательный материал по предмету. Всю неделю дети подбирали загадки на словарные слова, составляли кроссворды, писали тексты с ошибками и т.д. Итогом проекта стало представление собранного материала  одноклассникам  и оценивание работ своих товарищей.

        Еще один интересный проект  по литературному чтению «Рифма». Цель этого проекта ознакомление учащихся с понятием «рифма»; создание  условий для формирования мотивации к исследовательской и творческой деятельности.

Понравился ребятам и другой творческий  проект по технологии «Праздничный стол». Работая над проектом, ребята учились работать в группах, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы (составлять план) изготовления изделия. Но самым сложным для них было договориться между собой. Приходилось напоминать  учащимся  о взаимопомощи для получения качественного продукта их совместной работы.

В ходе презентации учащиеся под контролем учителя самостоятельно оценивали  работы и выступления своих товарищей и организовывали  выставку проектов.

В курсе изучения предмета «Окружающий мир» учащиеся  могут выполнять следующие проекты: «Птицы - наши друзья», «Лекарственные растения», «Домашние животные» и т.д. Результаты работы могут быть представлены  в форме доклада, концерта, презентации, демонстрации опыта. В ходе таких проектных работ ребята приобретают навыки практической работы, умение наблюдать.

Таким образом, работа над проектами даёт возможность формировать, развивать и совершенствовать все универсальные учебные действия в соответствии с ФГОС.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                           О.Н.Булаева

Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Репное

Балашовского района Саратовской области

O.N. Bulaeva

Teacher of primary school MOU SOSH Repnoye

Balashov District

 Saratov Region

Е.В. Бурмистрова

Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Репное

Балашовского района Саратовской области

E.V. Burmistrova

Teacher of primary school MOU SOSH Repnoye

Balashov District

 Saratov Region

E-mail: burmistrelena@yandex.ru

А.П. Вилякина

Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Репное

Балашовского района Саратовской области

A.P. Vilyakina

Teacher of primary school MOU SOSH Repnoye

Balashov District

 Saratov Region

                                                                                                         

РОЛЬ СОВМЕСТНОГО ТРУДА И ОТДЫХА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

THE ROLE OF YOINT WORK AND REST OF CHILDREN AND PARENTS

 

АННОТАЦИЯ: Данная статья может использоваться при проведении родительского собрания. Цель статьи: способствовать формированию осознанной необходимости совместного отдыха родителей и детей.

ABSTRACT: This article can be used when charring out parent meeting. The purpose of this article: to promote the formation of conscious need of joint rest of parents and children.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Роль семьи, совместная деятельность, традиции семьи.

KEYWORDS: Role of family, joint activities, family traditions.

       

        С первого дня своей жизни ребенок попадает в атмосферу родительской любви и заботы. Без глубокой любви к детям не может быть воспитания детей. Родители хотят видеть своего ребенка  добрым, трудолюбивым, честным, заботливым, культурным и воспитанным человеком. У подрастающего поколения много воспитателей и учителей, прежде всего их, учит сама жизнь. Но главные воспитатели детей - семья и школа. Особенно велика роль семьи. «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе. Нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь» (К. Д. Ушинский)

        Начинается воспитание в семье и ее роль очень велика. Ведь именно родителям известны все тонкости характера ребенка, и только они могут решать, что лучше для их ребёнка. Ещё с младенчества активное общение с малышом обеспечивает развитие речи, воображения. По мере роста и развития ребёнок всё больше и больше подражает взрослым, воспринимает их отношение к людям, к окружающему миру, подражает их поступкам и поведению. Чтобы ребёнок «раскрылся», необходима доброжелательная атмосфера, доверие, взаимопомощь и взаимопонимание в семье. Такую обстановку лучше создать во время труда и отдыха, когда дети и взрослые могут быть поставлены в равные условия.

       Большое значение имеет совместный труд  детей и взрослых членов семьи. Дети охотно убирают, шьют, мастерят, ухаживают за растениями и животными, обрабатывают сад и огород. Очень важно родителям  приучать детей к самообслуживанию и посильному обслуживанию семьи. Участие в бытовом труде детей учит коллективизму, вырабатывает привычку трудиться, готовит к жизни. Постепенно ребёнок, выполняя для него посильную работу, приучается убирать свою постель, ставить на место игрушки, приводить в порядок свой уголок, рабочее место школьника, пришивать пуговицы, помогать в уборке квартиры. Детям 7-8 лет можно вполне давать такое задание, которое надо выполнить сразу: накрыть стол, подмести пол, вытереть пыль. Младшие школьники 9-10 лет могут выполнить последовательно несколько различных поручений. К  выполнению постоянных обязанностей в помощь семье приучают в возрасте 11-12 лет. Некоторые родители считают, что мытье посуды, уборка комнаты -  женское занятие и не следует приучать к этим видам труда мальчиков. Это неверно. И девочки и мальчики приобретают в школе в основном одинаковые трудовые навыки. В жизни и тем и другим приходится заниматься самообслуживанием. Дома разнообразные обязанности выполняются сообща. Различие лишь в физической нагрузке: мальчики могут выполнять более тяжёлую работу.

         Вовлекая детей, в бытовой труд,  родители должны быть последовательными. Необходимо вырабатывать у ребенка чувство ответственности за порученное ему дело. Не забывать о своих поручениях, не давать их от случая к случаю. Поэтому основная роль в привитии детям хороших привычек отводится родителям. И именно под наблюдением и руководством родителей должно происходить многократное повторение одного и того же действия до тех пор, пока  у детей  делать это хорошо не войдет в привычку.

        Большое место в жизни ребенка занимает игра. Через игру проходит путь к различным видам деятельности. И в труд детей, особенно в быту, полезно включать элементы игры. Достаточно дать девочке для работы фартук, и в своем воображении она взрослая и работу хочет делать взрослую, как мама. Особенно привлекают детей занятия, которые они выполняют совместно с родителями: вместе с мамой шить, вместе с папой мастерить. Детям приятно, когда родители с ними советуются: как лучше сделать, из какого материала, какую выбрать модель. Оценивая работу, не следует его захваливать и нельзя оставлять без внимания доброе дело, старания и успехи. Выполнение домашних обязанностей должно входить  в режим дня и не нарушать его. Не мешать учению, отдыху, не отрывать ребенка от рисования, чтения, спорта и других

 любимых занятий. В воспитании у детей трудолюбия огромное значение имеет пример родителей.

         Совместно с родителями  обучающиеся принимают активное участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней: изготовление новогодних игрушек, участие в конкурсах «Бумага +», «Пластиковый бум», конкурсы фотографических работ, конкурсы, проводимые по программе «Разговор о правильном питании». Совместная деятельность доставляет детям радость, сближает их с родителями, сплачивает семью. Вызывает интерес у детей и родителей работа над школьными проектами: «Моя семья» (составление родословной семьи), «Наш классный коллектив», «Мое село».

        Дружбу и любовь в семье создают совместные занятия спортом и туризмом. Многие  семьи  отправляются на каток, на лыжную прогулку, на рыбалку, выезжают за город на природу. Такие  совместные  прогулки не только являются хорошим отдыхом, они помогают эстетическому воспитанию детей, развивают любовь к природе, укрепляют дружбу в семье. Благодаря этому дети осознают ценность здоровья и  стремятся к здоровому образу жизни.

       Важная  черта  совместного досуга - коллективное чтение журналов, книг, посещение театра, выставок,  музеев, кинотеатра, обсуждение фильмов и прочитанных книг, обмен мнениями и  впечатлениями. Все это способствует сплочению родителей и детей, формированию доброжелательных и доверительных отношений между членами семьи.

       Во многих семьях существует хорошая традиция – отмечать различные события, связанные с жизнью семьи: дни рождения членов семьи, день начала учебного года, окончание школы, новоселье и другие мероприятия. Праздники вносят приятное оживление в быт семьи, украшают его. Хлопоты, приготовления, которыми заняты и родители, и дети, объединяют, сплачивают семейный коллектив. Вместе с родными, друзьями и знакомыми в дом приходит хорошее настроение, шутка, остроумное слово, смех, веселье. Суть праздника в этих долгожданных встречах, в интересных беседах, в торжественно- радостной приподнятости. Дети должны принимать участие в каждом семейном празднике. Некоторые праздники специально посвящают им, например день рождения, елка новогодняя. Родителям нужно сделать так, чтобы хозяевами этих праздников были дети, чтобы они смогли пригласить своих сверстников, организовать игры, викторины, просмотр фильмов, проявить выдумку и изобретательность. В ходе игр родители и сами включаются в детские игры и забавы, незаметно направляют их. Такое участие родителей доставляет детям много радости и удовольствия. Хорошо в день рождения ребёнка совершить прогулку, пойти в парк, покататься на лодке, посмотреть кинофильм, а потом дома собраться за праздничным столом.  

       В нашей школе стало традицией проведение совместных праздников с родителями: «День Матери», «Мы - школьниками стали», «Прощай, начальная школа». В праздники дети готовят подарки, устраивают семейные концерты: читают стихи, поют песни, поздравляют членов семьи. Родители объясняют значение памятных дат и событий, беседуют о прошлом народа, о Великой Отечественной войне. Они воспитывают у детей любовь к своей Родине, учат уважать людей труда, чтить традиции нашего народа.    

       К сожалению, современный ритм жизни не позволяет родителям уделять достаточное количество времени своим детям, но нужно понимать роль семьи в воспитании ребенка.

       По образному выражению А. С. Макаренко перед родителями стоит  высокая и сложная задача - «разумно и точно провести ребёнка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лабодина Н.В.Родительские собрания в начальной школе. - Волгоград: изд-во Учитель, 2007.-232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проектной деятельности в рамках ФГОС.

Одним из эффективных методов, достижения результатов обучающихся, установленных ФГОС, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, которое имеет высокую степень самостоятельности, и...

Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.

Программа  " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени.  Программа проектной деятельности...

Проектная деятельность в рамках ФГОС в начальной школе

В статье рассматриваются актуальные вопросы проблемного обучения в классах начальной школы....

Программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность в рамках изучения коми языка (как неродного) во 2-4-х классах»

Программа  внеурочной деятельности «Проектная деятельность в рамках изучения коми языка (как неродного) во 2-4-х классах»  разработана в соответствии с требованиями Федерального ...

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения-один из методов, направленных на выработку  самостоятельных исследовательских умений, для выполнения которой требу...

Организация проектной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе

Из опыта работы . Проектная деятельность в начальной школе...