Главные вкладки

    Проектная деятельность в рамках ФГОС в начальной школе
    статья на тему

    В статье рассматриваются актуальные вопросы проблемного обучения в классах начальной школы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Тема: «Проектная деятельность в рамках ФГОС в начальной школе»

    Учитель: Сиротенко М.В.

       

      Федеральный государственный стандарт начального общего образования нацеливает учителя начальных классов на формирование у учащихся универсальных учебных действий. При этом возрастает роль проектной деятельности.

    Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

    Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

    Заслуга проектной деятельности в том, что она даёт возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.

    Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

    Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

    Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

    Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно.

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

    Начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта.

    Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

    Для успешной организации работы над проектами я изучила темы проектов, которые предлагались обучающимся. Конечно, без помощи родителей  обучающиеся не смогли бы справиться с поставленными перед ними задачами. Да и Стандартом, определено, что работа над проектом строится совместно со  взрослыми. Поэтому, свою работу начала с проведения родительского собрания, на котором рассказала родителям о целях и задачах проектной деятельности, о первоначальных требованиях к работе над проектом.

           Например, в 1 классе при изучении темы «Алфавит», чтобы обобщить знания об изученных буквах, предложила сделать  индивидуальный  проект - выбрать одну букву русского алфавита и рассказать о ней. Проект краткосрочный. Начали с портрета любимой буквы, искали слова на эту букву, придумывали предложения, родители помогали, находили загадки, картинки. Но рисовали и писали только дети. Каждый ученик собирал свой материал. Получилась у каждого своя азбука. Делали мы все это на уроках обучения грамоте, выделялось несколько минут.

              Во 2 - м классе мы работали над социально - значимым проектом «Поможем зимующим птицам».   Цель данной работы: формирование у детей стремления внимательно относиться к птицам, пополнить знания о природе и её защите.  Работа над проектом началась с наблюдения за жизнью зимующих птиц во время экскурсий; рассматривание альбома «Птицы - наши друзья»; рассматривание иллюстраций в книгах о зимующих птицах; чтение научных и художественных текстов о птицах; решение с детьми проблемных ситуаций: «Чем можно помочь птицам зимой?», «Как помочь птицам дождаться весны?». 

             В 4-м классе переходим к выполнению долгосрочных проектов. В 4-м классе был проект «Международный Женский день». На подготовительном этапе с ребятами прошли беседы «Разговор о маме», «За что я люблю свою маму».

    На этапе проектирования в рубрике «А знаете ли вы, что …» прошла беседа «История возникновения праздника».

    Далее начался практический этап. Это: изготовление подарков «В подарок маме», сбор материала и подготовка сообщений по теме «Знаменитые женщины России и мира», подготовка альбома стихов, загадок, пословиц о маме, изготовление рисунков «Моя любимая мамочка».

    На заключительном этапе проекта прошел концерт + компьютерная презентация «Люблю маму милую мою».

    От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становится все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами.

    Теперь я постепенно учу детей работать группами. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.

    Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее работа над проектом не может считаться завершенной. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

    Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются.  Предложила детям использовать памятку.

    Памятка для защиты проектов:

    Я подготовил проект на тему....

    2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….

    3. В ходе проекта я решил проблему...

    4.Для своего проекта отобрал материал.....

    5. Использовал такую литературу....

    6. Продукт моего проекта....

    7. Я хочу рассказать о.....

    8.На рисунке (фото) изображено.....

    9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому что....

    10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....

    11. Мой продукт можно использовать... (продвижение проекта)

    12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....

                 Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

    Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

    Необходимо отметить, что данная технология не должна вытеснять другие методы обучения. Проектное обучение использую как дополнение к другим видам обучения.

    Проводя работу над проектом, ученик больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. А это является очень актуальным и отвечает новым требованиям ФГОС.

            Итак, организуя проектную деятельность младших школьников, мы убеждаемся в правоте слов “Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания”.

     

     

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация технологии проектной деятельности в рамках ФГОС.

    Одним из эффективных методов, достижения результатов обучающихся, установленных ФГОС, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, которое имеет высокую степень самостоятельности, и...

    Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.

    Программа  " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени.  Программа проектной деятельности...

    "Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения" -доклад

    В докладе освещены вопросы организации проектной деятельности обучающихся начальных классов в рамках ФГОС второго поколения. Дана историческая справка,современные требования к проектной деятельности. ...

    Презентация "Проектная деятельность в рамках ФГОС"

    В слайдах дано объяснение проектной деятельности младших школьников, её место в рамках стандартов второго поколения....

    Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе.

    Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю...

    статья "Организация проектной и исследовательской деятельности в рамках ФГОС в начальной школе"

    Статья об организации проектной деятельности на начальной ступени обучения...

    Организация проектной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе

    Из опыта работы . Проектная деятельность в начальной школе...