Технология работы учителя начальных классов с учащимися с ОВЗ
статья

Проскурякова Светлана Валентиновна

При работе с детьми ОВЗ хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 26.02.20_proskuryakova.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/vneklassa/publikacii

Технология работы учителя начальных классов с учащимися с ОВЗ

Журнал «Начальная школа» (разное)

Проскурякова Светлана Валентиновна,

учитель начальных классов,

МОУ «Дубровская СОШ»

Челябинская обл., Красноармейский р-н

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Когда в классе у меня появились «особенные» дети, я начала изучать

особенности психического их развития через соответствующую литературу, личные наблюдения за детьми. Я поняла, что патология этих детей проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия, работоспособности. Кроме того невысокие показатели долговременной и кратковременной памяти, т.е значительно снижена способность к запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

Поэтому урок, где есть дети ЗПР, должен предполагать большое количество использования наглядности (рисунки, схемы, чертежи, таблицы)  для упрощения восприятия материала, т.к. дети опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Они не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.

При работе с такими детьми мне хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:

1. Когда на уроке мы начинаем работать по учебнику необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание). Такие моменты встречаются с любыми детьми, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом. А «особенные» дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь. Таких детей я всегда сажу за первую парту.

2.  При организации работы на уроке  необходимо учитывать желание ребенка «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками.

В ходе урока, для детей с ЗПР приходится сокращать количество заданий (если это примеры – то решить можно 3-4 вместо 6-8, если это упражнение – то половину), т.к. у таких детей снижен темп работы, поэтому важно предоставить каждому из них возможность работать в присущем ему темпе. Лучше предложить ученику пропустить очередную запись, предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времени. Такой прием помогает «особенному» ребенку почувствовать себя участвующим в общей работе.

3. «Особенный» ребенок будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе. При этом отбираю те задания, которые он может выполнить хорошо. Это повышает его самооценку, улучшает настроение, поднимает готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению.

Например, в процессе устного счета на уроках математики я включаю задания, доступные  всем учащимся, а карточки с индивидуальными заданиями получает не только «особенный» ребенок, но еще несколько учеников. При этом содержание и форма задания будут соответствовать уровню освоения материала каждым учащимся. Если учитель дает карточку только одному ученику, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы.

4.  При ответах на вопросы, ребенку с ЗПР  необходимо дать немного больше времени на обдумывание, т.к. реакция таких детей, как правило замедленна.

5. Так же, особое внимание стоит уделять формулировке заданий: каждое задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.

(Прочитай, Спиши, Вставь буквы, Найди, Реши, Начерти …..)

6. Контрольные и самостоятельные работы занимают гораздо больше времени. Поэтому при их решении учащимся с ЗПР я разрешаю пользоваться опорными алгоритмами, схемами, таблицами, к задачам  карточки-помогайки  ну и объем работы значительно меньше. (Приложение)

7. Детям с ЗПР следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

Хороший результат дает работа в парах, когда один ученик учит другого под наблюдением учителя, на этапах повторения и закрепления;

Работа в группах выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому. 

Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

Придерживаюсь мнения, что недопустимы уроки говорения, на которых дети не выполняют никаких практических заданий. Но не должно быть и уроков молчания. Когда ребёнок всё проговаривает, объясняет, он лучше осознаёт, что он должен делать.

Обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать общеобразовательную программу, поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Их надо оценивать в соответствии с той адаптированной программой, которую для них рекомендовали. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий:

– опираться на то содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает данный ученик, и на его возможности. Например, весь класс уже учится делать морфологический разбор существительного, а этот ребёнок ещё только начал изучать тему «Определение склонения существительного»; естественно, ему необходимо ставить отметки по результатам освоения именно этой темы. Или весь класс за урок решил восемь примеров и три задачи, а этот успел справиться с четырьмя примерами и одной задачей – он должен получить отметку за результат выполнения, а не за количество;

– не надо требовать и ждать от ребенка повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум;

– если хочется всё же с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делать это надо редко, иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий.

Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько сильно запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход – повторное обучение. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать упущенное, и тогда учиться дальше будет намного легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...