Технологическая карта лекции «Формирование читательской компетентности»
учебно-методический материал

Викторова Александра Владимировна

Лекция «Формирование читательской компетентности» для педагогов начального и среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_lektsii.docx72.43 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Слайд

Здравствуйте, тема моей лекции «Формирование читательской компетентности»

- Свое выступление хочу начать  с приема развития критического мышления:

Верите ли вы, что чтение – это основной вид учебной деятельности на уровне начального общего образования.

Верите ли вы, что недостаточно научить ребенка читать,  а еще необходимо формировать и развивать в нем читательские компетенции.

Верите ли вы, что каждый ученик должен  и может иметь высокий уровень читательской компетенции.

Владение грамотным, правильным чтением помогает обучающимся на итоговой аттестации при сдаче ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, т.к. экономит время, мобилизует силы, указывает правильный путь логических умозаключений. Способствует этому, на мой взгляд, достижение метапредметных результатов.

Верите ли вы, что чтение – это основной вид учебной деятельности на уровне начального общего образования.

Верите ли вы, что недостаточно научить ребенка читать,  а еще необходимо формировать и развивать в нем читательские компетенции.

Верите ли вы, чтокаждый ученик должен  и может иметь высокий уровень читательской компетенции.

Можно какие-нибудь картинки ЕГЭ и ОГЭ

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования  рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди  метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Схема

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач учителя на уровне начального общего обучения.

Слайд

Для этого учитель должен   выстроить  в своей педагогической деятельности   систему  по формированию читательской грамотности обучающихся, я  изучила нормативно – правовые аспекты по данному вопросу, обратилась к мониторингу образовательной деятельности по данной проблеме

Нормативно – правовая база

Для каждого учителя важно осознание того, что он будет делать, каким образом и для чего.

Работу по формированию читательской грамотности я начала с себя. В педагогике существуют разнообразные технологии по формированию читательской грамотности, но для себя определила Технологию Решения Изобретательных Задач (ТРИЗ)

 Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен. В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.

Я воспользовалась алгоритмом деятельности по применению техники “Конструктор” на основании разработки методического конструктора урока Анатолия  Гина, где важно:

-обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами;
-изучение разных приемов и их комбинаций;
-структурирование всех приемов в “Конструкторе”;
-тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”.
Пользуясь данной таблицей, как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии с целями составляет формулу (схему, структуру) каждого конкретного урока, это в свою очередь позволяет сокращать время наподготовку к уроку.

Конструктор урока будет «дышать» и изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны, и их можно легко и безболезненно  исключить их из таблицы. А возможно, вписать и  свои, фирменные.

 Например, формула моей лекции выглядит так:

ТРИЗ - слайд

Таблица   Гина

Данный приём позволяет быстро для себя определить определять способы и приёмы.

Таблица   Гина

Этапы урока

1

2

3

4

5

6

А

Начало урока

Простой опрос по базовым вопросам

“Да –нет”

Фантастическая добавка

Верите ли вы, что …

Театрализация

Обсуждение выполнения домашнего задания

В

Объяснение нового материала

Привлекательная цель

Удивляй!

Практичность теории

Доклад

Проблемный диалог

Лови ошибку!

С

Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку!

Лекция

Игра – тренинг

Взаимоопрос

  Пресс – конференция

Деловая игра “Компетентность”

Д

Повторение

Своя опора

Повторяем с контролем

Свои примеры

Пересечение тем

Игра в случайность

Показательный ответ

Е

Контроль

“Светофор”

Опрос по цепочке

Программируемый опрос

Обычная контрольная работа

Выборочный контроль

Блиц - контрольная

Ж

Домашнее задание

Задание массивом

Три уровня домашнего задания

Необычность обычного

Творчество работает на будущее

Индивидуальное задание

Создай сам

З

Конец урока

Опрос - итог

Отсроченная отгадка

Роль “подводящий итог”

 Ладошки

Роль “Психолог”

Самостоятельный вывод

Практика работы по формированию читательской грамотнрости позволяет мне отобрать наиболее эффективные приёмы, о которых я и хочу рассказть. Здесь мне вспомнились слова выдающийся философа Э. Кант считал: "Не мыслям надобно учить, а учить мыслить". Именно это утверждение отражет приём …..

Развивающий канон - это прием, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из 4 (или шести)  пространственно-организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями.

 Т. е. элементы задания могут быть связаны не только логикой, но также аналогиями и ассоциациями.

Хочу отметить, что для меня развивающий канон является конкретным методическим подспорьем. Т. к. он одинаково хорошо работает на уроках  всех  предметных дисциплин и может быть использован на любом этапе урока.

…….

Математика

Слагаемое – Сумма – Множители -   …

Чтение

Береза – Дерево – Стихотворение - …

Окружающий мир

Декабрь – Январь – Февраль- …

Право

Спрос – Предложение – Реклама _ …

  • Прием «Мозаика» помогает углублять в структуру и понятийное содержание.

Сложение целого текста из частей. 

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы. Эффективен не только на уроках чтения, но и истории, обществознания, в области естественных наук.

Для ребёнка важно прочитать и интерпритировать информацию, но и научиться задавать вопросы, а этому способствует такой приём как….

Для чего можно использовать этот прием

Составление   плана            

Подготовка к пересказу  и т.д.

  • «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затемкаждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Это позволяет многократно обращаться к тексту.  В конце определяются лучшие знатоки.
  • А с возрастом вопросы у детей оттачиваются, конкретизируются, что позволяет им грамотно вести диалог с учителем.

ФГОС предъявляет требования к умению понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы, таблицы, диаграммы, чему и учит прием «свертывания»  информации, т.е. структурирование  информации в виде таблице, схемы, диаграммы.

Приём « Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок. Детям нравится выполнять эту работу. Вот какой паспорт у нас получила Ворона из басни «Ворона и Лисица».

Имя – Ворона. Создатель – А.И. Крылов. Прописка – басня « Ворона и Лисица». Внешний вид - чёрная, имеет крылья, большой клюв. Где встречается - в лесу Личные качества-доверчивая. Заветное желание – поесть.

Если в произведении встречаются несколько главных персонажей, тогда можно работать группами и составить разные паспорта. При использовании данного приёма у учащихся развиваются личностные качества и коммуникативные способности. После выполнения работы необходимо ответить на вопрос: « Какую черту характера данного героя ты бы хотел (или не хотел) иметь у себя?» Дети должны обосновать свой выбор.

Это является прекрасной подготовительной работой к написанию творческих работ по любому предмету.

Продолжением этого приёма на уровне основного общего и среднего образования учителем нашей школы Мажориной Еленой Алексеевной  разработан музей литературных героев.

Ещё один из моих любимых приёмов «Кубик (ромашка) Блума»

Применительно к нам этот приём позволяет направить ребёнка в то русло урока, которое задумал учитель.

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Что же обозначает каждая грань?

Например, грань -  почему? – заставляет ученика рассуждать

Грань – объясни? – требует  логических умозаключений

Назови – поиск информации в тексте, в задании, в задаче,

грани «Предложи…»«Придумай…»«Поделись…» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на  соответствие вывода имеющимся данным.

Возможны два режима использования данного приёма.

  • Учитель задаёт соответствующие вопросы по тексту.
  • Ученики формулируют вопросы.

Вывод При использовании данных приёмов на уроках всех уровней образования у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы  прежде  всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности,  побуждает ребёнка к творчеству и познанию, самообразованию и самовоспитанию.

Эффективна только та работа учителя, которая проводится в  системе и  целенаправленно.

А в заключении я хочу обратиться к вам со словами, с которых я начала своё выступление.

Верите ли вы, что чтение – это основной вид учебной деятельности на уровне начального общего образования. Я В ЭТОМ УБЕЖДЕНА

Верите ли вы, что недостаточно научить ребенка читать,  а еще необходимо формировать и развивать в нем читательские компетенции. Я В ЭТОМ УВЕРЕНА

Верите ли вы, что каждый ученик должен  и может иметь высокий уровень читательской компетенции. Я К ЭТОМУ СТРЕМЛЮСЬ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

Формирование читательской компетентности учащихся

Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания. Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текс...

Формирование читательской компетентности младших школьников

В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников.  Работа по ФГОС  в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В России сегодня падает высокий статус писателя, как «властителя человеческих душ», статус «Человека читающего», и статус чтения во многих социальных группах. Идет процесс падения уровня читательской ...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Презентация к лекции "Формирование читательской грамотности"

Презентация к лекции "Формирование читательской грамотности"...