№ | Учитель | Слайд |
| Здравствуйте, тема моей лекции «Формирование читательской компетентности» |
|
| - Свое выступление хочу начать с приема развития критического мышления: Верите ли вы, что чтение – это основной вид учебной деятельности на уровне начального общего образования. Верите ли вы, что недостаточно научить ребенка читать, а еще необходимо формировать и развивать в нем читательские компетенции. Верите ли вы, что каждый ученик должен и может иметь высокий уровень читательской компетенции.
Владение грамотным, правильным чтением помогает обучающимся на итоговой аттестации при сдаче ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, т.к. экономит время, мобилизует силы, указывает правильный путь логических умозаключений. Способствует этому, на мой взгляд, достижение метапредметных результатов.
| Верите ли вы, что чтение – это основной вид учебной деятельности на уровне начального общего образования. Верите ли вы, что недостаточно научить ребенка читать, а еще необходимо формировать и развивать в нем читательские компетенции. Верите ли вы, чтокаждый ученик должен и может иметь высокий уровень читательской компетенции.
Можно какие-нибудь картинки ЕГЭ и ОГЭ |
| В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
|
Схема |
| В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач учителя на уровне начального общего обучения.
|
Слайд |
|
Для этого учитель должен выстроить в своей педагогической деятельности систему по формированию читательской грамотности обучающихся, я изучила нормативно – правовые аспекты по данному вопросу, обратилась к мониторингу образовательной деятельности по данной проблеме
|
Нормативно – правовая база
|
| Для каждого учителя важно осознание того, что он будет делать, каким образом и для чего. Работу по формированию читательской грамотности я начала с себя. В педагогике существуют разнообразные технологии по формированию читательской грамотности, но для себя определила Технологию Решения Изобретательных Задач (ТРИЗ) Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен. В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока. Я воспользовалась алгоритмом деятельности по применению техники “Конструктор” на основании разработки методического конструктора урока Анатолия Гина, где важно: -обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами; -изучение разных приемов и их комбинаций; -структурирование всех приемов в “Конструкторе”; -тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”. Пользуясь данной таблицей, как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии с целями составляет формулу (схему, структуру) каждого конкретного урока, это в свою очередь позволяет сокращать время наподготовку к уроку. Конструктор урока будет «дышать» и изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны, и их можно легко и безболезненно исключить их из таблицы. А возможно, вписать и свои, фирменные. Например, формула моей лекции выглядит так:
| ТРИЗ - слайд
Таблица Гина
|
Данный приём позволяет быстро для себя определить определять способы и приёмы.
Таблица Гина Этапы урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | А Начало урока | Простой опрос по базовым вопросам | “Да –нет” | Фантастическая добавка | Верите ли вы, что … | Театрализация | Обсуждение выполнения домашнего задания | В Объяснение нового материала | Привлекательная цель | Удивляй! | Практичность теории | Доклад | Проблемный диалог | Лови ошибку! | С Закрепление, тренировка, отработка умений | Лови ошибку! | Лекция | Игра – тренинг | Взаимоопрос | Пресс – конференция | Деловая игра “Компетентность” | Д Повторение | Своя опора | Повторяем с контролем | Свои примеры | Пересечение тем | Игра в случайность | Показательный ответ | Е Контроль | “Светофор” | Опрос по цепочке | Программируемый опрос | Обычная контрольная работа | Выборочный контроль | Блиц - контрольная | Ж Домашнее задание | Задание массивом | Три уровня домашнего задания | Необычность обычного | Творчество работает на будущее | Индивидуальное задание | Создай сам | З Конец урока | Опрос - итог | Отсроченная отгадка | Роль “подводящий итог” | Ладошки | Роль “Психолог” | Самостоятельный вывод |
|
| Практика работы по формированию читательской грамотнрости позволяет мне отобрать наиболее эффективные приёмы, о которых я и хочу рассказть. Здесь мне вспомнились слова выдающийся философа Э. Кант считал: "Не мыслям надобно учить, а учить мыслить". Именно это утверждение отражет приём ….. Развивающий канон - это прием, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из 4 (или шести) пространственно-организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. Т. е. элементы задания могут быть связаны не только логикой, но также аналогиями и ассоциациями. Хочу отметить, что для меня развивающий канон является конкретным методическим подспорьем. Т. к. он одинаково хорошо работает на уроках всех предметных дисциплин и может быть использован на любом этапе урока. …….
|
Математика Слагаемое – Сумма – Множители - …
Чтение Береза – Дерево – Стихотворение - …
Окружающий мир Декабрь – Январь – Февраль- …
Право Спрос – Предложение – Реклама _ …
|
| - Прием «Мозаика» помогает углублять в структуру и понятийное содержание.
Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы. Эффективен не только на уроках чтения, но и истории, обществознания, в области естественных наук. Для ребёнка важно прочитать и интерпритировать информацию, но и научиться задавать вопросы, а этому способствует такой приём как…. |
Для чего можно использовать этот прием Составление плана
Подготовка к пересказу и т.д.
|
| - «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затемкаждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Это позволяет многократно обращаться к тексту. В конце определяются лучшие знатоки.
- А с возрастом вопросы у детей оттачиваются, конкретизируются, что позволяет им грамотно вести диалог с учителем.
|
|
| ФГОС предъявляет требования к умению понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы, таблицы, диаграммы, чему и учит прием «свертывания» информации, т.е. структурирование информации в виде таблице, схемы, диаграммы. |
|
| Приём « Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок. Детям нравится выполнять эту работу. Вот какой паспорт у нас получила Ворона из басни «Ворона и Лисица». Имя – Ворона. Создатель – А.И. Крылов. Прописка – басня « Ворона и Лисица». Внешний вид - чёрная, имеет крылья, большой клюв. Где встречается - в лесу Личные качества-доверчивая. Заветное желание – поесть. Если в произведении встречаются несколько главных персонажей, тогда можно работать группами и составить разные паспорта. При использовании данного приёма у учащихся развиваются личностные качества и коммуникативные способности. После выполнения работы необходимо ответить на вопрос: « Какую черту характера данного героя ты бы хотел (или не хотел) иметь у себя?» Дети должны обосновать свой выбор. Это является прекрасной подготовительной работой к написанию творческих работ по любому предмету. Продолжением этого приёма на уровне основного общего и среднего образования учителем нашей школы Мажориной Еленой Алексеевной разработан музей литературных героев.
|
|
| Ещё один из моих любимых приёмов «Кубик (ромашка) Блума» Применительно к нам этот приём позволяет направить ребёнка в то русло урока, которое задумал учитель. На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Что же обозначает каждая грань? Например, грань - почему? – заставляет ученика рассуждать Грань – объясни? – требует логических умозаключений Назови – поиск информации в тексте, в задании, в задаче, грани «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным. Возможны два режима использования данного приёма. - Учитель задаёт соответствующие вопросы по тексту.
- Ученики формулируют вопросы.
|
|
| Вывод При использовании данных приёмов на уроках всех уровней образования у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, побуждает ребёнка к творчеству и познанию, самообразованию и самовоспитанию. Эффективна только та работа учителя, которая проводится в системе и целенаправленно.
А в заключении я хочу обратиться к вам со словами, с которых я начала своё выступление. Верите ли вы, что чтение – это основной вид учебной деятельности на уровне начального общего образования. Я В ЭТОМ УБЕЖДЕНА Верите ли вы, что недостаточно научить ребенка читать, а еще необходимо формировать и развивать в нем читательские компетенции. Я В ЭТОМ УВЕРЕНА Верите ли вы, что каждый ученик должен и может иметь высокий уровень читательской компетенции. Я К ЭТОМУ СТРЕМЛЮСЬ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
|
|