Главные вкладки

    Методическая тема ""Эффективные формы и методы развития навыков и умений самообслуживания у незрячих детей в воспитательной работе"
    методическая разработка (1, 2, 3 класс)

    Корнилова Елена Викторовна

    В данной работе раскрыта тема формирования и дальнейшего развития  навыков самообслуживания у незрячих детей в начальной школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    школа-интернат № 1 имени К. К. Грота

    Красногвардейского района Санкт-Петербурга

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    Корнилова Е.В.,

                            воспитатель

    Отчет о работе

    над индивидуальной методической темой

    «Эффективные формы и методы развития навыков и умений самообслуживания у незрячих детей в воспитательной работе»

    Санкт-Петербург

    2016-19 уч. г.

    Цель:

    Формировать и развивать навыки самообслуживания у детей.

    Задачи:

    - дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода

    -развитие навыка приема пищи

    -развитие  гигиенических навыков, навыков опрятности

    -развитие  навыков одевания, раздевания

    - выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;

    - формировать  и развивать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;

    План работы.

    1. Подбор и анализ методической литературы по данной теме.

    2. Проведение диагностики учащихся на предмет выявления сформированности и развития навыков и умений самообслуживания.

    3. Составление плана мероприятий, направленных на формирование и дальнейшее развитие навыков самообслуживания. Проведение данных мероприятий.

    Основной задачей современной педагогики, как общей так и коррекционной является воспитание личности ребенка. Поэтому вопросу гуманистической педагогики представляет интерес как для ученых, так и для практических работников. Идея гуманистической педагогики в специальной школе помимо общих рассматривают вопросы социализации, реабилитации и интеграции инвалидов по зрению в общество; созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности,  для адекватного физического, умственного, духовного и социального развития. На первый план все больше выходит система изучения ребенка с проблемами развития, направленная не на постановку диагноза, а на подбор соответствующих, коррекционных, развивающих программ, условий его обучения и подготовки к будущей жизни. Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому  что способствует его движению к самостоятельности и независимости.

    Самообслуживание - система знаний, умений и навыков, позволяющих человеку самостоятельно поддерживать себя и личные вещи в соответствующем санитарно-гигиеническом и бытовом состоянии, это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила, прием пищи, одевание и раздевание.

    Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь, чтобы удовлетворять свои  личные повседневные потребности.

    Дети с нормальным развитием успешно овладевают навыками самообслуживания по подражанию и образцу. Что же касается детей с нарушениями зрения, то они сталкиваются с определенными проблемами в процессе развития данных навыков.

    Психолого-педагогическая характеристика слепых детей младшего школьного возраста.

    Дети с врожденной слепотой переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как многие их сверстники.

    Основными психологическими особенностями детей с нарушением зрения являются:

    1)своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;

    2)снижение скорости, точности зрительного восприятия

    3)трудности в овладении сенсорными эталонами (цвет, форм, величина, пространственное расположение и др.)

    4)трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью;

    5)бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции;

    6)своеобразие характера и поведения сказывается на развитии отрицательных черт в одних случаях – неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других – повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.

    Ребенок с нарушенным зрением ограничен в возможностях познания окружающего мира, за счет этого у него формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не соотносящаяся ни с одной системой нормально развивающегося ребенка.

     Как отмечала В.А. Феоктистова в своей книге «Воспитание слепых детей  в семье». «Если ребенок с нормальным зрением приобретает большинство навыков в естественном опыте жизни, подражая взрослым, то ребенка с нарушением зрения всему этому нужно учить, ─ он не может овладевать действиями по подражанию. Трудна эта задача еще и потому, что нет, наверное, папы или мамы, которые не понимали бы, чему необходимо учить ребенка, но очень немногие из них знают, как это делать, как облегчить незрячему или слабовидящему ребенку освоение быта, научить приспособляться к нему, быть самостоятельным и максимально независимым от других людей».

    Зачастую дети с нарушениями зрения, попадающие в учебное учреждение, бывают неспособны обслужить себя. Поэтому формирование и развитие  навыков самообслуживания имеет особенно важное значение. Развивая самостоятельность в самообслуживании, ребенок чувствует себя увереннее, что в будущем поможет ему в успешной адаптации и социализации в обществе.

    Для формирования и дальнейшего развития навыков самообслуживания применяются следующие методы:

    Пример взрослого или других детей (подражательная деятельность)

    - систематические упражнения

    -создание и поддержание мотивации деятельности;

    - создание положительной эмоциональной атмосферы в процессе труда;

    - постоянное систематическое включение каждого ребенка в процессе труда как полноценного партнера и участника действия

    - учет состояния здоровья, интересов и способностей ребенка;

    - регулярные поощрения в процессе трудовой деятельности

    - показ заинтересованности педагога;

    Постепенность приучения ребенка к самостоятельности в процессе развития навыков самообслуживания заключается в том, что сначала все действия ребенок выполняет совместно с педагогом, вникая в объяснения. Через некоторое время он способен самостоятельно выполнять отдельные элементы действия, и наконец, ребенок выполняет все действие самостоятельно. Л.Б Осипова в своей методической разработке отмечала, что «Терпение - вот что самое главное в вашем стремлении привить ребенку с нарушенным зрением прочные навыки». Педагог лишь контролирует правильность выполнения.

    Воспитатель в своей практической деятельности, в основном, закрепляет у детей те знания и умения, которые они получают на занятиях по СБО, включая эти знания и умения в комплексы социального поведения, помогая формировать у учащихся прочные навыки.

    Воспитательное значение самообслуживания заключено прежде всего в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

    Что относится к навыкам и умениям самообслуживания - личная гигиена, одежда и обувь, питание, учимся наливать воду в чашки (в классе у всех есть кулеры), а также приучаем детей споласкивать за собой свои чашки, опрятно есть, не роняя пищу на стол и на пол, учим вытирать тряпкой стол после приема пищи.

    Что включает в себя самообслуживание детей?

    1. Прием пищи: умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, убирать посуду после еды; приобрести начальные навыки культуры поведения за столом.
    2.  Овладение навыками раздевания и одевания: снимать и одевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать молнию, одевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, юбку, куртку, пальто, шапку, варежки)
    3. Гигиена тела: мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой, ухаживать за ногтями с помощью щетки, пользоваться носовым платком при необходимости.

    В свой книге  Л.И. Солнцева и В.З. Денискина «Психология воспитания детей с нарушением зрения» отмечали, что процесс овладения навыками самообслуживания у детей с глубокими нарушениями зрения несколько задерживается, т.к. многие родители незрячих детей воспитывают их чисто интуитивно. Одни родители не придают большого значения воспитанию самостоятельности у детей,  стараются все делать за них сами. Другие, хоть и понимают значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем может справиться сам.

    В 2016 года я начала работать с  группой учащихся 1А класса. В классе обучается  7 детей. 3 девочки и 4 мальчика. Все имеют глубокие нарушения зрения. Четверо тотально слепые дети    и трое  с остаточным зрением. (перечислить диагнозы). Помимо зрительной депривации все учащиеся имеют сопутствующие заболевания. Все дети пришли в школу с разной степенью развития навыков самообслуживания. В  ходе работы над методической темой, для выявления проблем в области самообслуживания я применяла следующие виды работы. Это проведение диагностических игр (таких  как: «Волшебная молния», «Найди пару», «Одень куклу», «Накрой стол») и систематическое наблюдение за учащимися. В ходе диагностической работы были выявлены следующие проблемы: неумение правильно одеть обувь, неумение застегнуть молнии, найти шапку и шарф в своей куртке,  подготовиться к занятию  по ЛФК, в столовой не умеют накрывать на стол и пользоваться столовыми приборами, убирать за собой посуду.

    Безусловно, часть детей  владела достаточно хорошо сформированными  навыками самообслуживания и моя задача состояла в их дальнейшем развитии и совершенствовании. Это Вадим К.,  Вика Н., Саша Е. Они пришли в школу подготовленными. Учащиеся умели самостоятельно переодеваться на занятия ЛФК, прогулку, принимать пищу). С моей стороны  требовалась лишь  небольшая поддержка. Во время дежурства мы учились правильно накрывать на стол, расставлять тарелки и столовые приборы по созданному нами алгоритму, убирать за собой посуду в столовой, с помощью воспитателя вытирать стол.

     Отмечу, что  самым сложным ребенком в классе является Аня Б., которая  пришла  в школу  с абсолютным отсутствием данных навыков, несмотря на то, что посещала дошкольное учреждение. Девочка не умела пользоваться столовыми приборами, держать правильно ложку и вилку, испытывала трудности, когда нужно было  переодеться  на занятия физкультурой, на прогулку, не умела  пользоваться носовым платком. В процессе ежедневной коррекционной работы, направленной на формирование и развитие навыков самообслуживания  проводились следующие дидактические игры и дидактические упражнения, образовательные ситуации «Найди свой шкафчик»,  «Подберем куклам одежду». Дидактическое упражнение,  «Каждая ножка - в свой домик» была направлена на обучение правильно надевать носки, колготки, брюки. Для обучения уборки стола был применен метод «рука в руке» (для объяснения приема  надо встать сзади ученика, взять его руки и самому руками ученика произвести действия, сопровождая словами). За это время были достигнуты определенные результаты: Анна с моей помощью может накрывать на стол, самостоятельно пользоваться столовыми приборами, убирать за собой посуду, во время подготовки к  прогулке стала более уверенно ориентироваться в своих вещах, может частично одеваться без помощи взрослых. Но чтобы Аня могла получить желаемый результат необходима поддержка родителей в данном вопросе, которые  излишне опекают своего ребенка.

    С 1 класса на интернате находились двое учащихся  Влад З. и  Георгий А. Дети, которые ночуют в школе должны уметь самостоятельно умываться, наводить  порядок в спальне (складывать свою одежду,  правильно заправлять кровати). На момент поступления в школу у обоих мальчиков  были сформированы навыки самообслуживания, которые требовали дальнейшего развития. С моей помощью каждое утро мы учились правильно заправлять кровать, определять место гигиеническим принадлежностям,  полотенцу, аккуратно складывать и развешивать вещи.

    Особенно трудно было Владу З., в связи с тем, что у ребенка сложная сочетанная патология. У ребенка  ДЦП, он испытывает трудности в передвижении, не может  долго находиться в статическом положении, но к концу 2 класса он добился определенных результатов. Уверенно заправляет кровать в спальне, более хорошо складывает одежду, расставляет гигиенические принадлежности на тумбочке, самостоятельно собирает грязные вещи перед отъездом.

    Вывод: таким образом, в процессе  формирования и развития навыков и умений самообслуживания возможны только при условии тесной взаимосвязи всех участников педагогического процесса, включая родителей.  Необходимо как можно чаще хвалить детей, тогда у них появляется желание делать все самостоятельно.

    Список используемой литературы.

    1.        Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 1976.

    2.        Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей/Под ред. А.Г. Литвака. – Л., 1981.

    3.        Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1973. — 159 с.

    4.        Акимушкин, В.М., Моргулис И.С. Основы тифлопедагогики. – Киев, 1980.

    5.        Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. — М.: Логос, 1993. — 78 с.

    6.        Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.

    7.        Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. Санкт-Петербург, 1998.

    8.        Овладение инвалидами по зрению умениями и навыками самообслуживания и ведения хозяйства/Под ред. Э.М. Стерниной, В.А.Феоктистовой. – Воронеж, 1992.

    9. Солнцева Л.И., Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения. - Москва,2004

    10. Осипова Л.Б., Стахеева Ю.Ю. Методическая разработка.Коррекция зрительного восприятия. Челябинск,2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Виды упражнений, направленных на развитие навыков и умений диалогической речи

    Приведены примеры упражнений, которые развивают у обучающихся умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддерживать беседу....

    Тема: Театрализация как метод развития творчества детей.

    использование театрализации (элементов имаготерапии) в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;общие методические приципы работы воспитателя по театрализованной деятельности;методы и пр...

    Тема: Театрализация как метод развития творчества детей.

    использование театрализации (элементов имаготерапии) в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;общие методические приципы работы воспитателя по театрализованной деятельности;методы и пр...

    Методическая разработка « Принципы и методы развития речи»

    Методическая разработка   « Принципы и методы развития речи»...

    "Сказкотерапия - как метод развития навыков эмоциональной саморегуляции педагогов и родителей"

    Сказкотерапия  - это не иллюзия! Это пробуждающая, побуждающая к действиям трансформационная терапия!...

    АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ "

      Важное место в  развитиии личности детей отводится сказкотерапии. Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. Они подсказывают...

    Методичка развития навыков чтения

    Для использования на уроках чтения....