Роль стихов в обучении и воспитании дошкольников
материал

Трифонова Юлия Николаевна

Обучающая роль стихов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_stihov.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль стихов в обучении и воспитании дошкольника»

   Когда мальчишки и девчонки начинают познавать мир, лучшим пособием в этом трудоёмком процессе становится книга. И важную роль в развитие ребенка  играет чтение вслух. С раннего возраста малыш может определять ритм речи и интонацию. Поэтому именно стихи имеют важное  значение в жизни детей. Дети, особенно маленькие, детсадовского возраста, очень любят слушать стихи. Они делают это с огромным удовольствием и легко заучивают наизусть.  Стихотворная речь лучше запоминается , т.к она ритмически четко организована, а это особенно важно для детей. Поэзия богата яркими образами, красочна,фонетически  насыщена. В детской поэзии, как правило, четкие и звонкие, легко угадываемые рифмы, которые прекрасно запоминаются.  Поэтические образы позволяют ребенку познавать окружающий мир, объясняют   мир человеческих чувств и взаимоотношений,  обогащает эмоции, воспитывает

воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка.

   В стихах  дети познают точность слова, улавливают

музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую ,созвучие стихотворных строк.

Процесс заучивания стихотворений для дошкольников имеет огромную

пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю

гармонию, развивается память, формируется культурный уровень. Каждое

словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает  его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание.

   Ребенок знающий много стихов в раннем детстве и в дальнейшей жизни демонстрирует лучшие чем сверстники показатели интеллектуального развития.

   Любой, даже самый простой детский стишок включаетв себя слова, которыми мы редко пользуемся в повседневной жизни: этометафоры, яркие эпитеты, сравнения и образы. И построение стихотворения

отличается от речевой конструкции нашей обычной речи. Ребенок, повторяющий эти обороты при заучивании стихотворения, запоминает их, обогащая собственную речь и словарный запас. Стихи учат ребенка прислушиваться к звучанию слов, дают знания малышу, что существуют слова с похожим звучанием, но разным содержанием и, наоборот, - различные слова могут обозначать одно и тоже.

   Стихи помогают и во время изучения букв. Чтобы закрепить какие-либо звуки, можно использовать рифмы: например, когда проходите букву «ш», расскажите про кошку на окошке, «ч» — про синичку и лисичку, «ё» — поросёнка и непослушного ребёнка.

   Именно на рифме и ритме стихов базируются занятия логоритмикой. Это сочетание стихов с танцевальными движениями и музыкой и отбиванием ладонями ритма. Логоритмика развивает моторику, координацию, речевое дыхание. Во время занятий тренируется память, внимание и восприятие. 

   Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И, если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже целенаправленно учить малыша запоминать текст наизусть. И, чем больше ребенок будет учить наизусть – тем больший объем памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.

   Стихи, как занимательный материал помогают при обучении детей математики. С помощью стихов возможно активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Включение в занятие стихов, делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Их использование оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой занятия, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка.

Статья о значении семьи в полнценном развитии ребёнка. Отношение родителей к школе....

Роль семьи в обучении и воспитании на современном этапе

Современное обучение и воспитание неразрывно связано с формированием у обучающихся умения самостоятельно планировать, ставить и достигать серьезных целей. А для достижения этих целей необходима компле...

Игра как одно из важнейших средств обучения, развития, воспитания дошкольников и младших школьников

Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Одной из главных задач в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возрас...

. РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Тема данной  работы «Использование краеведческих и исторических материалов при подготовке уроков математики».Математика — решение задач. Казалось бы, математика и краеведение не имею...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе дошкольного и школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения эффективности усвое...

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка.

Социальный педагог выступает в различных профессиональных ролях: в качестве посредника, защитника, организатора и наставника, который  помогает своевременно определить, предупредить и нейтра...