Интеллектуальное развитие младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Светлана Васильевна Шахматова

Методический материал для выступления на МО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnoe_razvitie_mladshih_shkolnikov.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие младших школьников.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

Основная задача развития первоклассников состоит в совершенствовании наглядно-образного мышления, формирования предпосылок овладения учебной деятельностью. Во 2-м классе совершенствуется наглядно-образное мышление и закладываются основы формирования словесно-логического мышления и внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. Основной упор в интеллектуальном развитии учащихся 3-4-х классов делается на формирование словесно-логического понятийного мышления, развитие внимания, совершенствование внутреннего плана действия.

         Психологические особенности младших школьников определяют специфику их интеллектуальной деятельности. Их мышление, память носят преимущественно конкретный характер, сопряжены с конкретными объектами. Для полноценного формирования ведущих психических процессов важно развитие сенсорной сферы, восприятия, внимания, воображения.

         Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить школьников выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. Для развития осмысленного восприятия полезны задания на сравнение. Учащимся предлагаются парные картинки, имеющие незначительные отличия. Задача детей - обнаружить эти отличия. Эффективны задания, в которых надо определить, что не дорисовано. Детям показывают рисунки знакомых им предметов с отсутствующей деталью и просят определить, чего в предметах не хватает. Примеры заданий: табурет без одной ножки, слон без одного бивня, собака без одной лапы и т. п. Большой популярностью у детей пользуется игра "Подбери узор". Детям демонстрируются "коврики", имеющие разные узоры с "дырками" различной конфигурации. Задача учащихся - подобрать соответствующую заплатку.

         Внимание является основой любой интеллектуальной и практической деятельности. В начальной школе особое значение придается формированию устойчивости внимания, определяемой длительностью сохранения его концентрации, распределению, т. е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Существуют разнообразные упражнения для развития этого важного психического свойства. Наиболее популярны у младших школьников "переплетенные линии", всевозможные "корректурные пробы", т. е. вычеркивание из таблицы какого-либо одного или нескольких указанных символов. Например, при буквенной форме таблицы ребенок находит в ней и вычеркивает заданную букву. Эффективны для развития внимания таблицы Шульте. Они представляют собой цифровые таблицы, в которых в произвольном порядке расположены цифры от 1 до 25. Перед детьми ставится задача - как можно быстрее найти и показать все цифры.

 Основным направлением в развитии памяти младших школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т. е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между какими-либо из них и некоторой системой условных знаков. Развитию ассоциативной памяти способствуют такие упражнения, как:

 а) запоминание слов с помощью картинок;

 б) запоминание слов путем составления рассказа;

 в) запоминание иностранных слов с помощью приема фонетических ассоциаций.

 Развитие воображения является важной предпосылкой успешного обучения. По всем школьным дисциплинам имеют место задания, когда надо представить ситуацию, в которой ребенок никогда не был, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, переходить от одной системы отсчета к другой. Развитие этого важного качества является важной составляющей интеллектуального развития. Формирование воображения осуществляется с помощью заданий, стимулирующих фантазию, предполагающих воображаемые ситуации. К ним относятся:

 1) задания на развитие вербальной фантазии: а) сочинение сказок, историй; б) представь, что будет, если...;

 2) задания на формирование невербальной фантазии(создание нового объекта: животного, механизма и т. п.);

 3) задания на пантомимическую фантазию (изобразить чайник, машину, поезд и пр.);

 4) задания на развитие зрительного воображения: а) завершить незаконченный рисунок; б) нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические.

         Умственное развитие является важной стороной в становлении личности младших школьников, в частности, ее познавательной сферы. С помощью мышления осуществляется поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных связей, условных), на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения. Большинство исследователей выделяют три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

         Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников. Для последнего характерным является такое качество, как непроизвольность, малая управляемость в постановке мыслительной задачи, в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересно, что их увлекает. Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда интересно, когда нравится то, о чем нужно думать.

         В психологических исследованиях отмечается различие в особенностях мышления детей одного возраста. Одни дети легче решают задачи практического характера, когда требуется использовать приемы наглядно-действенного мышления, задачи, связанные с конструированием и изготовлением изделий на уроках труда. Другим легче даются задания, связанные с необходимостью воображать и представлять какие-либо события или какие-нибудь состояния предметов и явлений, например, при написании изложений, подготовке рассказа по картинке и т. п. Третья часть детей легче рассуждает, строит условные суждения и умозаключения, что позволяет им более успешно, чем остальным детям, решать математические задачи, выводить общие правила и использовать их в конкретных случаях. Важно своевременно диагностировать специфику мышления ребенка и ориентировать учебно-воспитательную работу на развитие недостающих видов мышления и совершенствование доминирующего вида.

         Полноценное умственное развитие младших школьников предполагает использование всех трех видов мышления. С помощью каждого из них у детей лучше формируются те или иные качества ума. Так, решение задач с помощью наглядно-действенного мышления позволяет развивать у учащихся начальных классов способность управлять своими поисковыми действиями, осуществлять целенаправленные (а не случайные и хаотичные) попытки решения задач. С помощью этого вида мышления решаются задачи, в которых предметы (между которыми нужно найти отношения) можно брать в руки, чтобы изменить их состояние и свойства, а также располагать в пространстве.

         Работая с предметами, ребенку легче наблюдать за своими действиями по их изменению, то в этом случае и легче управлять действиями: прекращать практические попытки, если их результат не соответствует требованиям задачи, или, наоборот, заставлять себя довести попытку до конца, до получения определенного результата, а не бросать ее выполнение, не узнав результата. По имеющимся данным, с помощью наглядно-действенного мышления у детей формируется способность действовать целенаправленно,продуманно,сознательно, управляя и контролируя свои действия.

         Как показывает практика, развитию наглядно-действенного мышления способствуют традиционные виды деятельности детей: рисование, лепка, конструирование. Существуют специальные игры, разработанные Б.П. Никитиным:"сложи узор", "собери квадрат", "уникум", "точечки", "кирпичики", рамки и вкладыши Монтессори.

Полезны также традиционные дидактические игры: конструктор, сборные игрушки, мозаика, лото, домино, кубик Рубика и др. Высокий развивающий эффект дают упражнения, разработанные А.3. Заком, - "переставь карточку".

 На основе наглядно-действенного мышления формируется и более сложный вид мышления - наглядно-образное. Достаточный уровень его развития даёт возможность ребенку решать задачи без применения практических действий, предметов, а только на основе мысленных представлений. Этот вид мышления позволяет использовать схематические изображения, действовав ь в уме. Для развития этого вида мышления целесообразно использовать такие упражнения: "лишний предмет", "раздели на группы", "нелепицы" и др. Основу этих упражнений составляют картинки, рассматривая которые ребенок должен выполнить предлагаемое задание.

         Словесно-логическое мышление, которое в отдельных публикациях называют понятийным, теоретическим и т.п., базируется на предшествующих видах мышления. Одним из существенных признаков словесно-логического мышления является оперирование понятиями. Для формирования у младшего школьника целостного понятия необходимо научить его дифференцирование подходить к признакам предмета. Надо показать ребенку, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Если учащиеся 1-2-го классов отмечают прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?) или его назначение (для чего он нужен?), то к 3-4-му классам школьники уже больше опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.

         Третьеклассники должны уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более общие понятия, находить связи между родовым и видовым понятием. Если дошкольник или ученик 1-2-го класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию, далеко не всегда правомерную, то ученик 3-4-го класса должен уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию. Аналитическая деятельность третьеклассника основывается на представлениях и понятиях. Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей.

         Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе. Рефлексия - это процесс самопознания своих внутренних актов и состояний. По мнению известных психологов (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.), рефлексия является вершиной умственного развития человека.

         Развитие словесно-логического мышления предполагает формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение и др. Для развития операций сравнения используются задачи, где надо сравнить сходные предметы (муха и бабочка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко и т. п.) и назвать признаки сходства и различия. Формирование операций обобщения, выделения главного осуществляется с помощью упражнений: а) "найди лишнее слово"; б) назвать слова, относящиеся к какому-либо родовому понятию (деревья, спорт, звери, транспорт и т.п.); в) дать определение понятию (велосипед, кнопка, гвоздь, самолет и т.п.); г) подбери синонимы (антонимы) и др. Для развития операций анализа и синтеза служат такие упражнения, в которых надо выполнить анализ между понятиями. Например, песня - композитор = самолет - ?

При этом возможны варианты выбора ответа:

 а) аэродром,

 б) горючее,

 в) конструктор,

 г) летчик,

 д) истребитель.

         Аналитико-синтетические процессы активно развиваются в процессе решения анаграмм, заполнения пропусков букв в словах и т. п.

         Ведущими концептуальными принципами проводимых нами занятий являются:

 а) создание ситуации успеха;

 б) раскрепощенность в творчестве;

 в) усложнение предлагаемых заданий;

 г) учет индивидуальных возможностей каждого ребенка;

 д) чередование заданий различной направленности;

 е) комплексный характер занятий.

 Существенной особенностью занятий по интеллектуальному развитию в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках интеллектуального развития не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики на них избавляются от "отметочной" психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения приходят к правильному решению. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.    

Главным критерием эффективности таких занятий являются:

 а) радость познания;

 б) постоянное достижение новых результатов;

 в) приобретение нового интеллектуального опыта.

         Общая атмосфера на уроках интеллектуального развития создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.

         Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям учителя имеют определенное последействие и постепенно распространяются на обычные школьные уроки. Так, учителя, родители отмечают после занятий по интеллектуальному развитию, что и ученики более активны, внимательны, успешнее справляются с учебными заданиями. Сами дети говорят, что после наших занятий они быстрее выполняют домашние задания, лучше учатся. Один из самых сильных учеников 1-го класса, пропустив два занятия по интеллектуальному развитию, попал на урок тестирования. Его показатели оказались значительно ниже, чем у менее способных ребят, но посетивших все занятия. Тем самым уроки психологического развития становятся одним из способов формирования положительного отношения и интереса к учению в целом: учащиеся в результате этих занятий достигают значительных успехов в своем развитии. Они приобретают также необходимые интеллектуальные умения, которые применяются школьниками в учебной работе на предметных уроках, что приводит к первым успехам ребенка А это означает, что возникает и интерес к учебе.

         Уроки интеллектуального развития могут быть эффективными только при условии их систематического проведения (как минимум один раз в неделю). Раз в четверть проводятся интеллектуальные конкурсы, викторины, целью которых является обобщение приобретенных знаний и умений. На них приглашаются родители, учителя, которые знакомятся с основными методическими вопросами интеллектуального развития, получают консультации по организации таких занятий на уроках и в домашних условиях.

         Занятия имеют определенную структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

 Задача вводной части - создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот позитивный эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на развивающих занятиях, постепенно должен у учащихся закрепиться и переноситься на другие школьные уроки. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова. Есть ли у нас запас добрых, хороших слов, часто ли мы говорим их друг другу? Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.

         Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Стимулирующее воздействие физических упражнений на психическую деятельность известно давно. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических процессов под влиянием физических упражнений:

- увеличивается объем памяти,

- повышается устойчивость внимания,

- ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач,

- убыстряются психомоторные процессы.

Тем самым обеспечивается более высокий уровень работоспособности, который влияет положительно на успешность учебной деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

 Задания для основной части урока подбираются с учетом их направленности на соответствующие познавательные процессы и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта применяется многократное выполнение заданий одного типа. С целью предотвращения снижения интереса учащихся к повторению однотипных заданий мы стремились обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней психологической направленности. В ходе занятий по интеллектуальному развитию реализовывался принцип "спирали",т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

         Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос: чем же мы занимались и чему научились на данном уроке? Обязательным элементом этой части является тренировка артикуляции в процессе произнесения скороговорок.

         На факультативных занятиях в силу своей необязательности, отсутствия оценок трудно поддерживать высокий уровень познавательной активности и дисциплины, если организовывать их так же, как уроки. Существенными особенностями наших занятий с младшими школьниками являются включение игровых, соревновательных элементов, поддержание доброжелательной, заинтересованной атмосферы, организация коллективной работы, налаживание сотрудничества с детьми. Это позволяет проводить занятия на высоком познавательном уровне, поддерживать деловую и в то же время свободную атмосферу.

Интеллектуальная разминка.

Сколько пальцев на 2 руках?

Сколько недель в месяце?

Порядковый номер пятницы в неделе?

Наименьшее двузначное число?

Какого числа последний день года?

Сколько штук в дюжине?

За сколькими зайцами нельзя гнаться?

То, в чём медведь тащил Машу и пирожки.

Что находилось у Красной Шапочке в корзинке?

Что потеряла Золушка на балу?

Что мы слышим в начале урока? Букву У.

Провоцирующие задачи.

На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5.

Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24.

У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4.

Список литературы.

  1. Использование дидактических игр при обучении в начальной школе.

       www.fos.ru.pedagog 19507 html      

  1. Осмоловская, И. М. Формирование универсальный учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6–12. – ISSN 0027-7371.
  2. Царева, С. Е. Учебная деятельность и умение учиться в современных условиях / С. Е. Царева // Начальная школа. – 2019. – № 5. – С. 13–17. – ISSN 0027-7371.
  3. Шадриков, В. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / В.Д. Шадриков, М.Д. Кузнецова, Н.А. Зиновьева. - Москва: Мир, 2011. - 232 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников.

В работе раскрывается роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников. Даются методические рекомендации учителям начальных классов по формированию читательского интереса....

Творческое и интеллектуальное развитие младших школьников.

« Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей!» К. Д. Ушинский...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...