Коррекция устной и письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
статья

Петухова Елена Владимировна

В статье раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx214.36 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция устной и письменной речи

учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Для учащихся с тяжелыми нарушениями речи характерна несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, неумении правильно строить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно передавать содержание рассказа, выполнять анализ и синтез слова.https://cloudstatic.eva.ru/eva/40000-50000/48847/channel/shkola_36799629391429744.jpg?H

Целесообразно начинать коррекционную работу с формирования фразы и связной речи. Эта работа начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического, грамматического и синтаксического значения. Ученики усваивают понятия «предмет» и «слово», которым назван «предмет», «действие» и «слово», которым оно «названо», «признак» и «слово», «которым назван признак», после чего у детей формируются понятия «слов, обозначающих предмет», «слов, обозначающих действия предмета», «слов, означающие признак предмета».

Затем логопед подводит детей к понятию о предложении и проводит работу над его структурой, грамматическим и интонационным оформлением. Сначала усвоенные ранее слова, которые обозначают предметы и действия предметов, соединяют в простое нераспространенное предложение, поскольку эти слова грамматической основой предложения, т.е. подлежащим и сказуемым. Таким образом закладывается основа для того, чтобы учащиеся успешно овладели в дальнейшем синтаксическим разбором предложения.

Отработав структуру простого двусоставного нераспространенного предложения, переходим к работе над распространением предложения путем введения второстепенных членов (дополнение, определение, обстоятельство) и его грамматическим оформлением (согласование и управление различных частей речи).

Следующий этап работы — формирование связной речи. Вначале детей учат разным видам пересказа (подробный, выборочный, краткий, творческий). Затем ученики осваивают умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану.http://www.pedobsh.ru/upload/iblock/659/ddd.jpg

Дальнейшая работа направлена на развитие фонематического восприятия. Уточняется представление ребенка о том, что слово состоит из звуков, а звуки сливаются в слоги. Важно, чтобы на начальном этапе данной работы дети усвоили, что такое звук речи, как он образуется, научились различать гласные и согласные звуки. После этого можно переходить к слоговому составу слова. Учеников знакомят со словами разной слоговой структуры, сначала с опорой на ритмический рисунок слова, потом на слогообразующую роль гласного. На данном этапе основное значение логопед придает выделению гласных звуков (букв) из слова. С этой целью проводятся структурные диктанты (логопед называет слово, например рыба, ученики изображают это слово графически и над соответствующим слогом пишут гласные — ы, а), кроме того, используется послоговое письмо с соотнесением количества гласных и количеством слогов в слове. Такие методические приемы способствуют устранению некоторых дисграфических ошибок: пропуска гласных, пропуска или добавления слогов в слове.

Опираясь на гласные буквы второго ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов обозначения мягкости согласных на письме.

Учитывая, что у детей с тяжелыми нарушениями речи остаются несформированными неречевые процессы, такие, как мышление, слуховое и зрительное внимание и память, на протяжении всей коррекционной работы в содержание занятий включают задания, направленные на их развитие.