Тема: «Мониторинг cформированности метапредметных УУД у младших школьников».
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Кудрявцева Наталья Юрьевна

Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием,  была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты.       

УУД формируются постепенно и поэтапно.  Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен  свой инструмент, который должен

1) быть межпредметным,

2) позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или не владения, «способом обращения» с этим знанием (УУД),

3) изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.

Наиболее точным измерительным инструментом для исследования и оценки процесса развития универсальных учебных действий является  мониторинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon monitoring_uud.ppt1.61 МБ
Файл teoriya.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мониторинг уровня сформированности УУД

Слайд 2

Мониторинг – это длительное отслеживание каких-либо объектов или явлений для выявления их соответствия нормам, или стандартам, или желаемому результату. Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

Слайд 3

Цель мониторинга уровня сформированности УУД получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС

Слайд 4

личностные УУД познавательные УУД регулятивные УУД коммуникативные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные знаково-символические логические самоопределение общение Виды УУД метапредметные

Слайд 5

Виды мониторинга Входная диагностика: 3-4 неделя 1 класса. Промежуточные диагностики: конец 1, 2, 3 класса. Итоговая диагностика: конец 4 класса.

Слайд 8

Формирование УУД

Слайд 9

Наступило яркое тёплое лето. Всё ожило в природе, зажужжало, залетало, да с такими скоростями, что голова кругом идёт от быстрого движения. Просто вечный двигатель природы! Каждый из вас хотя бы однажды наблюдал за природным «вертолётом» — стрекозой, которая умеет не только летать, но и останавливаться, «зависать» в воздухе. Однако в пого­не за своей добычей стрекозы могут развивать скорость до 50 километров в час, а некоторые из них и до 150 километров! При этом своими крыльями они делают в секунду около 30 взмахов. Попробуй на счёт «один» сделать столько же движений своими ладошками — не получится. Со стороны наблюдателя за живой природой кажется, что труженица-пчела неторопливо и обстоятельно выбирает цветок, с которого будет собирать нектар. Но и её не назовёшь медлительной — скорость это­го насекомого может доходить до 20 километров в час. В пчелиной семье бывает до 100 тысяч пчёл, которые за один сезон собирают все вместе около 150 килограммов мёда. На маленькой скорости такого результата не получишь! Надоедливые мухи летают тоже достаточно быстро, пролетая по 2 километра в час. Число взмахов их крыльев составляет более 300 в секунду. Может быть, поэтому с ними трудно бороться при помощи мухобойки? Вот какие скорости есть в природе. Но это не значит, что все перечисленные «герои» часами летают без отдыха, преодолевая столь значительные расстояния. Такую большую скорость они развивают лишь на короткое время в погоне за добычей. (По материалам энциклопедии «Тайны окружающего мира» 3. А. Клепининой)

Слайд 10

Часть А 1. Укажи тему текста. а) о детях б) о природе в) о насекомых

Слайд 11

Часть А 3.Выпиши из второго предложения все глаголы. _________________________________________________________ .

Слайд 12

Часть А 4. Запиши общее понятие для слов. Стрекоза, пчела, муха -__________________________________

Слайд 13

Часть А • 6. Перечитай сведения о скорости взмахов крыльев мухи за одну секунду. Посчитай, сколько взмахов крыльями муха сделает за одну минуту. 1 мин. = 60 сек. Решение: ____________________________ Ответ: _______________________________

Слайд 14

Часть Б 2. Найди в толковом словаре и запиши значение слова «герой» —____________________________________________________________________________________________________________

Слайд 15

Часть В 1.Систематизируй сведения из текста в таблице. насекомые Стрекоза Пчела Муха Скорость передвижения с указанием единиц измерения скорости

Слайд 16

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Тема: «Мониторинг cформированности метапредметных  УУД у младших школьников».

Вступление .(Слайд 1)

Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием,  была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты.        

УУД формируются постепенно и поэтапно.  Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен  свой инструмент, который должен

1) быть межпредметным,

2) позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или не владения, «способом обращения» с этим знанием (УУД),

3) изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.

Наиболее точным измерительным инструментом для исследования и оценки процесса развития универсальных учебных действий является  мониторинг:

(Слайд 2)(Давайте ещё раз озвучим, что такое мониторинг)

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития, какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

  • Мониторинг — это контроль не результата, а процесса деятельности, выявление тенденций динамики ее развития.

 (Слайд 3)

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у младших школьников в условиях реализации ФГОС. 

  • Систематическое отслеживание результатов  деятельности, ее коррекция — суть мониторинга.

(Слайд 4) Так как объектом мониторинга являются УУД, хочу вам напомнить 4 основных блока УУД.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, характеристик контроля и оценки

Личностные действия

-самоопределение;

-смыслообразование;

-нравственно-этическая ориентация.

Метапредметные УУД

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;
  • саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают:

-общеучебные

-логические

-знаково-символические действия:

Коммуникативные действия

  • ОБЩЕНИЕ.

(Слайд 5) (Периодичность)

Для того  чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

Мониторинг проводится с 1 по 4 класс один раз в год

В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре – методика «Школьный старт», позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле - первый срез мониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.

Затем мониторинг проводится в конце 2 класса который позволяет увидеть динамику развития УУД у каждого ученика, поставить задачи работы на третий год обучения. И так далее, вплоть до конца 4 класса

Таким образом  Виды мониторинга (на слайде)

  • Входная диагностика: 3-4 неделя 1 класса.
  • Промежуточные диагностики: конец 1, 2, 3 класса.

Итоговая диагностика: конец 4 класса.

(Слайд 6) 

Итоговая диагностика проводится по серии  Стандарты второго поколения. «Итоговые комплексные работы.Мои достижения». О.Б.Логинова.С.Г.Яковлева.

Для успешного проведения итоговой диагностики  работа ведётся в течение всего учебного года. Готовимся к мониторингу учебных достижений в новой форме  - Комплексные работы для младших школьников. Учителя начальной школы используют технологию «Смысловое чтение, работа с текстом», в которой заявлено 3 группы читательских умений(1.поиск, понимание; 2.преобразование интерпретация; 3.оценка).

Во всех начальных классах используются, как единые пособия «Работа с текстом», так и на личный выбор учителя.

(Коротко напомню, что представляет комплексная работа)

Комплексная работа состоит из несплошных текстов, учебно познавательных и учебно – практических заданий, содержательно – связанных с текстом. Задания разного уровня сложности.  Ребятам предложены задания в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни. Работа с такими заданиями поможет определить насколько грамотно ученик умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации, осознавать, что знания могут пригодиться не только при выполнении учебных заданий, но и при решении жизненных задач, а также осуществить мониторинг успешности достижения планируемых  по ФГОС метапредметных результатов образования (формирования УУД).

Оценивание многобалльное, отдельно по уровням.

Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже позволяют сделать вывод о работе учителя по формированию УУД, дать прогноз относительно достижения или недостижения учащимися конкретного класса метапредметных образовательных результатов начальной школы.

(Слайд 7) (От слов к делу)Для того чтобы ребята успешно справились с иоговой комплексной работой, работа по подобным тренировачным заданиям ведётся в течении года.

Хорошо зарекомендовали себя пособия Т.Л.Мишакиной, Новиковой, Александровой: Тренажеры для учащихся начальных  классов: «Формирование универсальных учебных действий».

(Слайд 8)

При систематической работе с пособием, учитель сможет целенаправленно формировать общеучебные умения и навыки младших школьников. Сформированные умения и навыки необходимы в работе на любых уроках. Овладев ими, ученики на средней ступени обучения будут грамотно анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами. Успешно выполнять комплексные итоговые работы.

(Слайд 9)

Предлагаю вашему вниманию  текст для учащихся 3 класса из данного сборника. Давайте представим себя в роли учеников и выполним задание по инструкции для учащихся.

1.Прочитай текст про себя, можно негромко, шёпотом, чтобы не мешать остальным ученикам. Во время чтения делай пометки.

2.Прежде чем приступить к работе над заданием, внимательно его прочитай. Если возникнут вопросы подними руку. Учитель поможет тебе при выполнении задания.

3.Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. К выполнению следующих заданий можно вернуться. если останется время.

4.Если заметил, что при выполнении задания допустил ошибку. Аккуратно её исправь

5.Можешь делать аккуратные записи в черновике, если это тебе поможет выполнить задание.

6.Во время работы можно пользоваться справочным материалом.

ЗАДАНИЯ.

        Часть А.

(Слайд 10)Ответ: 1.В  (о насекомых) (литературное чтение)

(Слайд 11) Ответ: 1. Ожило, зажужжало, залетало, идёт. (русский язык)

(Слайд 12) Ответ: Стрекоза, пчела, муха – насекомые.(окружающий мир)

        Часть Б.

(Слайд 13) Ответ: 1с -300взмахов; 1 мин - ? взмахов.

                300 *60 =18000(взмахов) (математика)

        Часть В.

(Слайд 14)

Герой -  человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. (Работа со справочной литературой).

(Слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторинга результатов формирования УУД младших школьников

В данном докладе представлена программа мониторинга результатов сформированности универсальных учебных действий младших школьников.Цель мониторинга:получение информации о состоянии и динамике уро...

Программа мониторинга результатов формирования УУД младших школьников

Методическим объединением учителей начальных классов БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа№17» составлена программа мониторинга результатов формирования УУД средствами УМК «Перспективная нач...

Программа мониторинга результатов формирования УУД младших школьников

Методическим объединением учителей начальных классов БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа№17» составлена программа мониторинга результатов формирования УУД средствами УМК «Перспективная нач...

Мониторинг духовно-нравственного развития младших школьников.

Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:- уровень сформированности  личностной культуры через диагностику личностной ...

Технология мониторинга качества учебных достижений младших школьников

В статье представлен материал из авторского проекта "Организация мониторинговых исследований при отслеживании качества обучения младших школьников", в котором  представлена технология отслеживани...

Мониторинг универсальных умений у младших школьников

Таблица мониторинга формирования УУД младшего школьника...

Диагностический материал для проведения мониторинга сформированности УУД у младших школьников

Диагностический материал для проведения мониторинга сформированности УУД у младших школьников...