Методическая разработка: конспект урока, тема "Имя прилагательное" (3 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока (3 класс)

Товпенец Ксения Андреевна

Цель: актуализировать знания детей об имени прилагательном как части речи, роли в речи.

Задачи:

1. Предметные:

  • классифицировать имена прилагательные по значению;
  • показать роль имен прилагательных в речи;
  • обогащать лексический запас учащихся прилагательными разных семантических групп;
  • развивать речь учеников при редактировании и составлении текстов-описаний
  • способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков.

2. Метапредеметные:

  • развивать умение анализировать и синтезировать;
  • актуализировать знания из личного опыта при знакомстве с новыми для письма словами.

3. Личностные:

  • формировать интерес к родному языку;
  • дать детям возможность оценить свои достижения и достижения товарища, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_vvodnyy.docx568.55 КБ

Предварительный просмотр:

 «Имя прилагательное как часть речи» (1/3)

(3 часа на изучение темы)

3 класс

Подготовила: Товпенец Ксения Андреевна, учитель начальных классов ГБОУ школы №632

УМК: «Перспектива»

Тип урока: комбинированный.

Цель: актуализировать знания детей об имени прилагательном как части речи, роли в речи.

Задачи:

1. Предметные:

  • классифицировать имена прилагательные по значению;
  • показать роль имен прилагательных в речи;
  • обогащать лексический запас учащихся прилагательными разных семантических групп;
  • развивать речь учеников при редактировании и составлении текстов-описаний
  • способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков.

2. Метапредеметные:

  • развивать умение анализировать и синтезировать;
  • актуализировать знания из личного опыта при знакомстве с новыми для письма словами.

3. Личностные:

  • формировать интерес к родному языку;
  • дать детям возможность оценить свои достижения и достижения товарища, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Оборудование урока:

* Экран, проектор;

Ход урока

1. Организационное начало

Садитесь, ребята, мы начинаем. Проверьте ваши рабочие места, уберите все лишнее.

2. Актуализация знаний и постановка цели

(На слайде загадка)

Пора начинать урок. Но постойте, кажется на вратах этого урока стоит стражник, но я всё выяснила, он пропустит нас в новый урок, если мы отгадаем его загадку. А вот и загадка:

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?...

(прилагательное).

Отлично! А мы снова открываем ворота и спешим узнать что-то новое и интересное! Напомните, что же такое имя прилагательное? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета) На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (какой/какая/какое/какие?)

Из трех предложенных определений имени прилагательного выберите самое полное (на слайде)

(2, потому что указано, что оно обозначает и на какие вопросы отвечает)

Проверьте себя, для этого откройте учебники на странице 97 и в «Узелках памяти» посмотрите, все ли основные признаки имени прилагательного вы назвали. (Всё назвали)

Важно ли указывать признаки предмета? Можно ли по признакам угадать, о каком предмете идет речь? Посмотрите на предложение 172. О каких предметах идет речь? Ответьте устно. Спрашиваю по поднятой руке. (по признакам (прилагательным) определяют предмет)

Можно ли угадать предмет? (да) Чем служат прилагательные в нашей устной и письменной речи? (указывает на признаки предмета)

А какие признаки могут называть имена прилагательные? (ответы детей)

Чему же посвятим наш урок? (имени прилагательному, какие признаки имя прилагательное может называть)

3. Чистописание

Открываем тетради. Сколько строчек отступите от предыдущей работы? Какое сегодня число? Запишите число. Найдите орфограммы в слове «семнадцатое» … (семнадцатое: ударение на второй слог на гласную «а», безударная гласная в корне «сем», проверочное слово «семь», непроизносимая «д», часть речи – числительное).

До конца строчки пропишите буквы и их соединения в такой последовательности:

чк чн нч…

На следующей строчке напишите слово кличка, так же до конца. Далее – срочно. Третье слово – нянчить.

Спрятано ли здесь правило? Проговорите вслух медленно… (навожу на правило, при котором мягкий знак не пишется в названных сочетаниях, на доске записываю оставшиеся)

Самостоятельно придумайте к остальным сочетаниям по одному слову. Разберите его по составу.

4. Изучение нового материала.

Хорошо. А мы возвращаемся к нашей теме урока. Вы молодцы, вспомнили, что такое прилагательно, что оно называет. И вот тотчас у нашего друга Совенка возник вопрос. Найдите его и назовите. (Для чего в речи употребляются имена прилагательные?)

Что поможет ответить на этот вопрос? Что предлагает Совенок? (выполнить несколько упражнений)

Посмотрите на упражнение 177. Самостоятельно только ознакомьтесь с ним, что нужно сделать.

Итак, Н., прочитай текст. Не забывай о знаках препинания, мы везде читаем правильно, не только на литературном чтении. (вызванный ученик читает текст). Что это за текст? Описание/повествование/рассуждение? Почему? (описание, потому что здесь описан внешний вид Незнайки). Достаточно ли точно описан внешний вид? (совсем нет). Есть ли в этом упражнении подсказка, каким был внешний вид Незнайки? (рядом рисунок) Можем ли мы без рисунка точно описать внешний вид Незнайки? (да) Как это можно сделать? (использовать прилагательные). Пользуясь рисунком и словами для справок дополните текст в ваших тетрадях. Перепишите текст, вставляя пропущенные слова. (тем времен прохожу по рядам и проверяю ход выполнения упражнения)

Какие слова вы вписали вместо пропусков? (называют слова)

Стал ли текст лучше? Почему? (точно можем представлять внешний вид Незнайки)

Можем ли теперь ответить на вопрос Совенка? Для чего же нужны прилагательные? Что говорит об этом профессор? (прилагательные нужны, потому что делают речь более точной и образной)

Как вы понимаете словосочетание «образная речь»? (ответы детей, вывожу на то, что это такая речь, где с помощью художественных средств оживляется тот или иной образ)

Рассмотрим второй вопрос, который я задала вам в начале урока, кстати, напомните его… (какие признаки могут называть имена прилагательные). Выполним упражнение 213 на стр. 118. Это упражнение-соревнование. Вам нужно как можно быстрее составить словосочетания, подобрав к прилагательным существительные. Первый ряд подбирает существительные к прилагательным 1-ого столбика, второй ряд – к прилагательным 2-ого столбика, третий – к прилагательным 3-его столбика. Побеждает тот ряд, где все ребята будут готовы раньше ребят остальных рядов. Готовы? Начинайте. (тем временем учитель проходит по рядам и проверяет ход выполнения)

Ну что же, ваше время подошло к концу. Победил … ряд! Молодцы! Об их награде за победу расскажу чуть позже. Итак, сейчас каждый в ряду по порядку назовет по одному из своих словосочетаний. (каждый называет словосочетание)

Посмотрите на ваши прилагательные и подобранные слова. Что вы заметили? (в зависимости от предмета признак может быть совершенно разным, хотя и назван одним словом (пример: белый снег; белая душа и пр.), т. е. получаются разные значения: цвет предмета, сущность предмета и т. д.)

5. Речевое развитие

Перед вами несколько фотографий и слова/словосочетания. Попробуйте установить соответствие между ними. Попробуйте определить, что обозначает каждый из этих примеров? (на слайде написано: «белоручка», «красный день календаря» и «старый новый год») День бывает красным? Вы отмечали новый 2017 год и потом новый 2016 год? А белоручка – это когда в ручке белая паста или это жительница Белоруссии? (учащиеся пробуют объяснить каждое из слов)

Теперь такое задание. Перед вами толкования и слова. Установите соответствия между нами. Объясните, на что вы обращали внимание, почему соединили все именно так? (подвожу к образности, прилагательные могут указывать на признак, являющийся переносным, обращать внимание на семантику слова и как оно соотносится с переносным значением)

6. Закрепление

Теперь вернитесь к вашим словосочетаниям, которые вы записали. Обозначьте связь и укажите вид связи. Составьте словосочетания из остальных двух столбиков. Сделайте ту же работу. Несколько минут вам на это задание.

Откройте ваши рабочие печатные тетради на странице 84. Самостоятельно выполните упражнения 135 и 136. После обменяйтесь с вашими соседями по парте и проверьте друг друга как будто вы учителя. При проверке делайте пометки красным карандашом. Поставьте оценку и ниже после упражнений в свободном месте напишите, почему вы поставили такую оценку. Сбоку подпишите, кто проверял. Вы должны успеть сделать эту работу до того, как до окончания урока останется 5 минут. Всё понятно? Начинайте.

6. Итог урока. Домашнее задание.

Наш урок подходит к концу. Итак, давайте подытожим, что вы получили, усвоили, узнали на этом уроке. Что нужно было вспомнить в ходе урока?

Что вы узнали?

Чему вы научились?

Какие трудности возникли у вас в ходе урока?

Что вам было интересно?

Открывайте дневники, запишите домашнее задание: р/т (печатная), упражнение 138. Теперь о награде для победителей соревнования: победители получают возможность выбрать себе то домашнее задание, которое им нравится. Выбор такой:

1) задание для всех;

2) проиллюстрировать такие словосочетания, как «круглый стол» и «бархатная осень» (на обороте указать значение словосочетаний)

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 1 класса из цикла занятий "Школа мяча"

В данной методической разработке конспекта урока, представлена система игр и игровых упражнений с мячом, с использованием современных  образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 3 класса с использованием элементов современных здоровьесберегающих технолгий К.К.Утробиной, А.Н.Стрельниковой, Н.Н.Нежкиной.

Конспект урока  по физической культуре с использованием  элементов современных здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики А.Н, Стрельниковой, приёмов самомассажа К.К.Утробиной и ...

Методическая разработка к уроку "Имя прилагательное как часть речи"

Методическая разработка к  открытому уроку в 3 классе "Имя прилагательное как часть речи"...

Методическая разработка. Конспект урока математики, 1 класс, УМК "Школа России"

Тема урока: МногоугольникиТип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)Цель урока: Восприятие и первичное осознание учащимися нового учебного материала – понятия «Многоугольники»...