Методическое сопровождение специалистов как средство повышения профессиональной компетентности (Педагогические гостиные)
методическая разработка
Изменения в образовательной политике, происходящие на современном этапе развития Российской Федерации, влекут за собой переосмысление традиционных взглядов на основы теории и практики образования, что невозможно без существенных перемен в профессиональном сознании специалиста. В связи с этим актуальным становится повышение профессионального уровня педагогов, уровня их самообразования, самосовершенствования. Одним из средств оказания помощи в этом вопросе является методическая поддержка специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Цыпкина Татьяна Юрьевна
методист, учитель-логопед высшей кв.к. ГБОУ гимназия №107
Методическое сопровождение специалистов как средство повышения профессиональной компетентности (Педагогические гостиные)
Основными направлениями работы учителей-логопедов логопедических пунктов общеобразовательных школ являются комплексная диагностика, профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников. Учителя-логопеды оказывают помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, работают в тесном контакте с учителями начальных классов и воспитателями групп продленного дня, консультируют родителей и учителей по вопросам, находящимся в компетенции логопеда.
Современные требования, предъявляемые к уровню профессионального мастерства, диктуют необходимость методической поддержки специалистов. В нашем районе такая поддержка оказывается со стороны опытного руководителя структурного подразделения и методиста. Учителя-логопеды принимают активное участие в регулярной работе районного учебно-методического объединения и всегда находятся в творческом поиске.
Научно-методическая деятельность представляет собой совокупность мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства, создание необходимых условий для реализации творческих инициатив, способствующих повышению качества коррекционно-развивающего обучения. Это овладение современными навыками и приемами диагностики, профилактики и коррекции речевых нарушений, апробирование инновационных педагогических технологий и выработка рекомендаций по их использованию. Это поиск новых, наиболее эффективных форм и методов в организации, осуществлении и обеспечении коррекционного процесса.
Цель методической деятельности – оказание действенной помощи специалистам, работающим в системе коррекционно-развивающего обучения, обобщение, внедрение и распространение передового педагогического опыта, повышение теоретического и практического уровня знаний, педагогической квалификации.
Основными задачами методической деятельности являются:
- организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
- модификация и адаптация традиционных методик, технологий и программ;
- совершенствование и внедрение инновационных технологий обучения с целью повышения эффективности коррекционно-логопедического воздействия;
- активизация самообразовательной, поисковой, творческой работы учителей-логопедов;
- стимулирование группового творчества и инициативы;
- оказание методической помощи специалистам в создании собственных методических разработок;
- разработка методических материалов, отвечающих современному состоянию науки и требованиям коррекционной педагогики;
- совершенствование педагогического мастерства, обобщение и распространение опыта работы.
Наиболее значимые направления методической деятельности:
- Создание и систематическое обновление банка данных о педагогических кадрах структурного подразделения;
- разработка локальных нормативных документов, систематизированных во Внутренний стандарт единого оформления документации;
- изучение и внедрение достижений педагогической науки и практики, педагогического опыта, научных исследований и инноваций в практику коррекционно-развивающего обучения;
- оказание профессионально-методической помощи специалистам в их практической деятельности;
- просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической компетентности участников образовательного процесса;
- публикации методических разработок по темам самообразования;
- консультационная деятельность;
- организация работы с молодыми учителями-логопедами, наставничество;
- подготовка к аттестации;
- оформление и информационное сайтов специалистов;
- оснащение логопедических кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами, зафиксированными в персональных Паспортах кабинетов;
- осуществление преемственности между логопедами школьных и дошкольных учреждений.
Формы методической деятельности:
- система методических мероприятий (семинары, конференции, мастер-классы, деловые игры, круглые столы, открытые занятия, лекции-беседы, «Педагогические гостиные» для родителей, консультативно-практические занятия);
- использование разнообразных форм методического взаимодействия учителей-логопедов (творческие группы, коллективное объединение, индивидуальная работа).
Результатом научно-методической деятельности специалистов является освоение педагогических инноваций и создание новых технологических подходов в коррекционно-развивающем воздействии, разработка методических рекомендаций их применения, создание дидактических материалов, наглядных пособий, речевых игр и тренажеров и с использованием современных компьютерных технологий. Методические разработки находят отражение в публикациях на передовых педагогических сайтах, публикациях в печатных сборниках различного уровня, стендовых докладах и выступлениях на педагогических советах, районных и городских семинарах, научно-практических конференциях всероссийского и международного уровня.
Одной из нестандартных форм в системе методических мероприятий нашего структурного подразделения является проект лекций-бесед для родителей «Педагогическая гостиная», который реализуется как на базе ГБУ ДО ЦППМСП, так и в школьных учреждениях Выборгского района.
Цель проекта:
формирование родительской аудитории, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах профилактики речевых нарушений у детей, приобщение родителей к активному участию в развитии ребенка, повышение профессиональной компетентности специалистов службы сопровождения.
Задачи проекта:
- проводить консультативно-просветительскую работу;
- стимулировать познавательную активность родителей;
- повышать их информативный уровень и способствовать применению полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности;
- познакомить родителей с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями;
- способствовать формированию у родителей потребности в активном общении с детьми;
- пропагандировать психолого-педагогический опыт;
- стимулировать потребность специалистов к повышению уровня профессионального мастерства.
Мы стремимся приобщить родителей к активному участию в развитии ребенка, что способствует более успешному овладению обучающимися школьной программой и воспитанию активных, компетентных, толерантных, успешных и здоровых жителей нашего города.
С целью выявления родительского запроса проводится анализ пожеланий родителей в ходе предшествующих встреч и во время консультаций.
Обсуждение актуальных для родителей проблем происходит в неформальной обстановке (гостям предлагается окунуться в атмосферу дружеского чаепития), что располагает к доверительному общению, дает возможность выразить личное отношение к изложенному мнению, перенять положительный опыт, развивает дух плодотворного сотрудничества.
Поскольку круг родительских интересов широк и затрагивает не только проблемы речевого развития, к участию во встрече наряду с учителями-логопедами (их на встрече присутствует двое) привлекаются и педагоги-психологи, и дефектологи. Каждый специалист подбирает материалы для своего выступления в соответствии с общей тематикой встречи.
Родители активно включаются в обсуждение, задают вопросы общего и личного характера. Очень отзывчивы они и на детские игры.
Для подобных встреч важно поменьше излагать теории, использовать наглядность, которую родителям можно не только увидеть на мониторе, но и пощупать, унести домой, т.е. получить основательный практический багаж. Поскольку книжный материал не всегда доступен родителям по цене или по магазинной близости, то велик их спрос к Интернет-ресурсам. Поэтому специалисты подготавливают перечень ссылок на какие-либо полезные в рассматриваемом вопросе сайты.
Традиционно в течение года проходит 5 встреч (в октябре, ноябре, январе, марте, апреле), тематика которых определяется, как ранее говорилось, родительским спросом. Наибольшее количество встреч проходило на следующие темы:
- «И снова в школу» (о профилактике речевых нарушений, о причинах школьной неуспешности)
- «Пишу красиво» (о развитии навыка каллиграфического письма, о необходимости развития мелкой моторики пальцев)
- «Загадочная математика» (о проблемах обучения математике детей с дискалькулией, о развитии пространственно-временных отношений)
- «Пишем изложения и сочинения вместе» (родители узнавали о методах мнемотехники для составления или пересказа текста, получали рекомендации по развитию связной письменной речи)
- «Лето с пользой» (советы наших специалистов о полезном летнем времяпрепровождении)
Как очевидно, современная жизнь предъявляет все больше и больше требований. Развитие инновационных педагогических, компьютерных технологий прогрессирует. Поэтому и наше учебно-методическое объединение постоянно развивается. У нас много сильных сторон: владение современными методиками диагностики и коррекции речевых нарушений, активная просветительская деятельность, внедрение инноваций, высокая мотивация учителей-логопедов к работе и повышению уровня профессионального мастерства.
Литература
- Мишина А.П., Кочеткова Т.В. Организация методической работы и оформление школьной документации при реализации ФГОС НОО. Методические рекомендации. М.: Издательство: Русское слово, 2014.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011–2020 гг. «Петербургская школа 2020» http://k-obr.spb.ru/downloads/435/1.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-93153-1475982986.jpg)
Технологическая карта - один из способов повышения профессиональной компетентности учителя.
Учителю самостоятельно возможно повысить уровень профессиональной компетентности, через овладение умением, составлять технологическую карту урока.Для развития профессиональной компетентности самостоят...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-39409-1363784812.jpg)
Педагогический проект "Повышение профессиональной компетентности учителя как фактор обеспечения качества образования в начальной школе"
Профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества образования в начальной школе.Качество образования –комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень об...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/04/picture-629597-1430736636.jpg)
«Инновационная деятельность в начальной школе и ее влияние на повышение профессиональной компетентности учителя»
Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробаци...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/10/picture-641932-1433934040.jpg)
Повышение профессиональной компетентности в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт уверенно шагает по стране! На сегодняшний день все учащиеся с 1 по 4 классы учатся по новым федеральным гос стандартам. В данном контексте ме...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-685313-1444571629.jpg)
Использование современных педагогических технологий с целью повышения профессиональной компетентности педагога
Использование современных педагогических технологий с целью повышения профессиональной компетентности педагога в 1 «В» классе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/27/picture-451803-1401136165.jpg)
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями.ДОКЛАД
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/26/picture-501857-1714103860.jpg)
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В статье раскрываются условия повышения профессиональной компетентности классного руководителя...