Дидактические игры на уроках математики
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья № 91 г. Ульяновск»
Дидактические игры на уроках математики
Ульяновск
2019 год
1.Войди в ворота
Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.
Оборудование: карточки с числами 0, 1, 2, … , 10.
Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами. В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.
2. Лучший космонавт.
Дидактическая цель: формирование навыков сложения и вычитания.
Оборудование: рисунки ракет и карточки с примерами.
Содержание игры. Учитель на доске рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10. Вызываются сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и декламируют: «Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим! Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет: На какую захотим, Опоздавшим места нет». Как только сказано последнее слово, учитель выдает каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.
3. Математическая эстафета.
Дидактическая цель: обучение навыкам быстрого счёта.
Содержание игры. Класс разбивается на команды. Для каждой команды учитель пишет примеры. Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды решат все примеры. Побеждает та команда, которая раньше других правильно решит примеры.
4. Молчанка.
Дидактическая цель. Закрепление навыков устного счёта.
Оборудование: карточки с числами и знаками действия.
Содержание игры. На доске или карточке записаны числа по кругу, а в центре знаки действия. Учитель молча показывает на два числа и на кого-то из учащихся. Тот должен выполнить с ними определённое действие и назвать ответ. Остальные сигнализируют о правильности решения.
5. Кто пришёл в гости?
Дидактическая цель. Формирование навыков сложения и вычитания.
Оборудование: карточки, на одной стороне которых примеры, а на другой – разрезная картинка.
Содержание игры. На доску прикреплены примеры сверху вниз, на обратной стороне которых разрезная картинка с изображением какого-то героя. Дети начиная сверху находят значения выражений и, если решили правильно, переворачивают карточки. В результате получается целая картинка героя, который пришёл сегодня на урок к ребятам.
6. По порядку номеров
Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.
Оборудование: карточки разного цвета с числами от 1 до 10.
Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.
7. Математический футбол
Дидактическая цель: Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10.
Средства обучения: рисунки 10 мячей.
Содержание игры: на магнитной доске размещаются слева и справа рисунки ворот, ниже которых - карточки с цифрами, обозначающие числовой ряд от 0 до 10. На поле прикрепляются рисунки мячей, на обратной стороне их записаны примеры, в которых зашифровано направление удара мяча. Ученики должны ударить по мячу (решить правильно пример) и передвинуть его к той части ворот, где находится ответ этого примера. В игре участвуют поочередно игроки каждой команды (каждого варианта), которые загоняют мячи то в левые, то в правые ворота. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее число ошибок.
8. Живая математика
Дидактическая цель: Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10 и 20.
Средства обучения: таблички с цифрами от 0 до 9.
Содержание игры: Игра проводится по рядам. У каждого учащегося ряда – табличка с цифрой от 0 до 9. Учитель читает пример. Ученики быстро читают пример. Ученики быстро считают, сколько получится. Те, у кого окажутся нужные цифры, должны быстро выбежать и составить из цифр ответ. В ходе этой игры не только отрабатываются вычислительные навыки, но и уточняется понимание учащимися поместного значения цифр.
9. Яблонька
Дидактическая цель: Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 20.
Средства обучения: изображения яблони и яблок с примерами.
Содержание игры: На доске – изображение яблони, на стволе которой написано число. Под яблоней – яблоки с написанными на них примерами. Детям дается задание – выбрать те яблоки, которые выросли на этой яблоне.
10. Дополни до 20
Дидактическая цель: Усвоение приемов сложения до 20, состава чисел до 20.
Содержание игры: На доске записаны столбиком числа 12, 17, 15, 19, 13. Вызванный к доске ученик должен рядом написать такое число, чтобы в сумме стало 20. Остальные дети - контролеры; по желанию один из них объясняет правильность подбора дополнения, например, «дано число 12, это 10 и 2; чтобы получить 20, надо дополнить 2 до 10, т.к. 20 - это 2 раза по 10; не хватает 8».
11. Собери примеры
Дидактическая цель: Отработка навыков табличного сложения в пределах 20.
Содержание игры: Детям предлагается записать только те примеры, в результате которых получается 12. Учитель диктует различные случаи сложения однозначных чисел, среди которых есть и с ответом 12. Затем проверяется, кто самый точный и внимательный, не ошибся и не пропустил ни одного примера.
12. Математическая перекличка
Дидактическая цель: Отработка навыков табличного сложения в пределах 20.
Средства обучения: карточки с числовыми выражениями.
Содержание игры: Ученики делятся на две команды. Учитель заранее записывает на доске числовые выражения, при этом они могут располагаться горизонтально, вертикально, наклонно или в перевернутом виде. Например, 8+6, 6+9, 9+5, 17-2, 7+4, 2+9 и т. д. Первая команда называет одно выражение, а вторая - откликается выражением с таким же результатом. Затем перекличку начинает вторая команда. Желательно, чтобы одно выражение осталось без пары.
13. Живая математика
Дидактическая цель: Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10 и 20.
Средства обучения: таблички с цифрами от 0 до 9.
Содержание игры: Игра проводится по рядам. У каждого учащегося ряда – табличка с цифрой от 0 до 9. Учитель читает пример. Ученики быстро читают пример. Ученики быстро считают, сколько получится. Те, у кого окажутся нужные цифры, должны быстро выбежать и составить из цифр ответ. В ходе этой игры не только отрабатываются вычислительные навыки, но и уточняется понимание учащимися поместного значения цифр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс
Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....
Дидактические игры на уроках математики и русского языка
Я очень часто использую дидактические игры на уроках . Они мне помогают сделать урок интереснее, детям нравится....
Дидактические игры на уроках математики в 1 классе.
Данное пособие в одном сборнике содержит большое количество дидактических игр+сценарий праздника "Первый десяток"+развивающие задания и упражнения по математике+тестовые задания. Советую молодым учите...
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов ...
Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...
Дидактические игры на уроках математики в начальной школе с детьми с ОВЗ
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный ...
Роль дидактической игры на уроках математики
В данной статье рассматривается роль дидактической игры на уроках математики. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспиты...