Статья на конкурс
статья
Технология тимбилдинга - как эффективный инструмент формирования классного коллектива
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Буркова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №122»
города Барнаула
Технология тимбилдинга - как эффективный инструмент формирования классного коллектива
(Направление: Эффективный опыт воспитательной деятельности и опыт осуществления социально-психологической коррекции в реалиях современной школы.)
Каждому классному руководителю хочется, чтобы его класс «хорошо пел», сообща решал насущные проблемы, поддерживал друг друга в трудной ситуации. Если все в классе будут выполнять свою работу на хорошо и на отлично, а коллектив сплоченный и трудолюбивый, то можно свернуть горы и сделать жизнь намного лучше и интересней! Но как этому научить? Каждый ищет свой способ. Я нашла свой. В своей воспитательной системе работы с классным коллективом я использую технологию тимбилдинга.
Тимбилдинг, или Командообразование – явление, которое прочно укрепилось в мировой сфере менеджмента и используется для формирования надежных команд для решения задач любой сложности. Пришла данная технология и в образование. Отцом концепции тимбилдинга считают американского социолога, профессора психологии Элтона Мэйо. Существуют разные идеи передовых мастеров педагогики по воспитанию классного коллектива. Но мне ближе данная технология.
Одна из задач, поставленных перед школой новым стандартом начального общего образования - умение работать в сотрудничестве, решать проблемы сообща, развивать универсальные учебные действия. Создать организованный коллектив единомышленников, способных не только работать вместе, но и проявлять друг к другу дружеские чувства, эмоционально поддерживать друг друга в разных ситуациях - это и есть задача классного руководителя. Для решения этой задачи я и использую технологию тимбилдинга, как эффективный инструмент формирования классного коллектива».
Что же такое тимбилдинг? Тимбилдинг в образовании – это комплекс игр, с помощью которых из обычных участников со своими достоинствами, слабостями и недостатками формируется уверенная, надежная и сплочённая команда класса. В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. В условиях совместной жизнедеятельности у ребят формируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи.
Тема образования команды единомышленников, на мой взгляд, актуальна, так как в современном мире дети часто погружены в виртуальный мир, предпочитают устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками через социальные сети, между ними отсутствует согласие в вопросах выбора жизненных ориентиров, что зачастую затрудняет бесконфликтное взаимодействие при живом общении. Сегодня не все педагоги, умея работать с отдельным ребёнком, умеют работать с детским коллективом. Да и коллективизм постепенно ушёл из школы, уступая свои позиции индивидуализму и личному успеху. А отсутствие позитивного климата, отсутствие самого коллектива в полном понимании этого слова – одна из причин индивидуальных детских проблем.
И здесь на помощь мне приходит технология тимбилдинга, которая позволяет мне: формировать единый и сплочённый коллектив, вырабатывать чувства доверия и понимания, повышать мотивацию к деятельности, работать в сотрудничестве и эффективно взаимодействовать, снимать психологическое напряжение, разрешать конфликты, решать проблемы сообща.
Для проведения занятий по тимбилдингу классный коллектив объединяется в команды. Мероприятия по тимбилдингу можно устраивать как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках.
В воспитательной работе я использую следующие виды тимбилдинга:
1.Спортивный.
2.Творческий.
3.Исторический.
4.Психологический.
Они используются мною в реализации всех воспитательных направлений работы лицея.
Спортивный тимбилдинг заключается в проведении спортивных игр, соревнований, эстафет. Такие упражнения, как ««Перетягивание каната», «Помоги клоуну», «Верёвочка», «Гусеница», «Кораблекрушение», «Паутина», «Брёвнышко и другие, направлены не только на развитие силы и силовой выносливости, развитие скорости, ловкости, но и на воспитание навыка коллективных взаимодействий в соревновательной обстановке. А квест – игры с применением спортивных упражнений способствуют укреплению у детей стремления участвовать в настоящих походах; развивать интерес к туризму, поддерживать у детей уверенность в своих навыках. Спортивный тимбилдинг помогает справиться с разобщенностью в коллективе и создает командный дух.
Творческий тимбилдинг предполагает коллективное выполнение творческих упражнений: это создание общей картины, мультфильма, плаката, газеты, фильма из отдельных частей, которые впоследствии собираются в единое целое. Один из вариантов проведения мероприятия по сплочению коллектива – это тимбилдинг конструктор - сбор конструктора большого размера. В этом виде тимбилдинга каждый участник является важной фигурой, так как вносит свой уникальный вклад в общее дело. Никто не чувствует себя обделенным и незамеченным, так как после тимбилдинга в классе появляется неопровержимое доказательство единства – картина или фильм, созданные руками всех членов команды.
Битва хоров, квесты, флешмобы помогают ненавязчиво сплотить коллектив. Интеллектуальные марафоны не только сплачивают команду, но и способствуют интеллектуальному развитию детей и позволяют легко выявить лидера.
Исторический тимбилдинг способствует расширению кругозора, формированию исторической картины мира, восстановлению событий прошлого и настоящего. Примером мероприятия исторического тимбилдинга может служить игра «Колесница богов» или квест-игра «Битва за Сталинград».
Психологический тимбилдинг основан на проведении тестов и тренингов, которые помогают детям лучше разобраться в себе и понять окружающих. Для проведения тренингов я приглашаю специалиста- психолога. Яркими примерами психологического тимбилдинга являются тренинги «Узнаем друг друга с новой стороны», «Вспомнить всё», «Опрос». Проведение любого вида тимбилдинга должно анализироваться и сопровождаться позитивными напутствиями учителя. Например: «Посмотрите, ещё вчера мы были разобщёнными, безынициативными, а сегодня мы совсем другие. Давайте сделаем так, чтобы завтра мы были ещё более сплочёнными, более творческими!». Чтобы каждый ребёнок мог почувствовать перспективу своего развития в данном коллективе.
При работе с семьёй главная моя цель – способствовать тому, чтобы учащиеся осознавали значимость семьи, семейных ценностей в жизни каждого человека. Для этого - вовлекаю родителей в воспитательную жизнь класса и школы. Использую технологию тимбилдинга не только в работе с детьми, но и в работе с семьёй. Родители работают в командах на родительских собраниях, во время спортивных мероприятий, в коллективных проектах. Один из коллективных проектов для родителей- это Новостная колонка. Это замечательная игра, которая помогает не только сплотить команду, но и помогает взрослым людям получить дополнительные знания. Суть заключается в том, что родители объединяются в команды. Каждая команда, в течение отведенного времени должна придумать себе: название; нарисовать газету; опубликовать в ней придуманную рекламу своего мероприятия; написать статью или новости о своей задумке. Так можно планировать мероприятия с родителями на следующий год.
Детско - родительские команды нашего класса принимают активное участие в общелицейских, муниципальных мероприятиях. Например, команда моего класса не раз участвовала в муниципальном конкурсе «Мама, папа, я- спортивная семья». Эти мероприятия способствуют пропаганде здорового образа жизни, популяризации физической культуры и спорта и формированию семейных традиций. Взаимовыручка участников и активная поддержка болельщиков сплачивает родительский и детский коллективы класса.
Диагностика сформированности классного коллектива позволяет видеть результаты использования технологии тимбилдинга. В моём классе каждый член коллектива чувствует себя комфортно и каждый ребёнок в классе успешен. Они открыты, контактны, организованны.
Считаю показателем результативности использования этой технологии – повышение уровня интеллектуальной активности моих учащихся. За три года учащиеся нашего класса участвовали во многих конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня, занимая призовые места.
В заключении мне хочется добавить, что классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, классный руководитель создает не просто класс, он создает команду, которая учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Команда — единый организм, где каждый школьник — яркая индивидуальность, где каждый школьник чувствует себя нужным обществу, где каждый школьник счастлив от того, что он живёт в этом обществе. И технология тимбилдинга является хорошим помощников классному руководителю.
Литература:
1. Животок В.Н. Тимбилдинг- как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе. Брянский ИПКРО, 2016.-16 с.
2. Т.И.Куликова Тимбилдинг в образовательной организации: Учебное пособие.- Тула: Изд-во Имидж Принт, 2015, - 140 с.
3. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. - СПб.: Питер, 2012. - 160 с. - (Серия «Эффективный тренинг»).
4. Роман Боков, Александр Шумович, Eventum Premo. Тимбилдинг: постройте свой коллектив. Журнал "Большой Консалтинг".
5.Ситникова Е.Ю. Современные технологии мененджмента. Учебное пособие для преподавателей.- Уссурийск,2016.-30 с.
6. Интернет ресурс. Тренинг психолога «Тимбилдинг или занятие по командообразованию» https://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-pedagogami/treningi-dlya-pedagogov/297-pedagogam-timbilding-komandoobrazovanie
7. Интернет ресурс. Что такое тимбилдинг и как его организовать: примеры, сценарии игр. https://kakzarabativat.ru/nachinayushhim-predprinimatelyam/timbilding/
8.Интернет ресурс. Тренинг на командообразование. https://summercamp.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья к сборнику материалов победителей конкурса "Учитель Года Москвы" за все
В 2010 году вышел сборник с материалами победителей конкурса "Учитель года Москвы" за все время проведения, начиная с 1991 года. Это не мемуары, это заметка для тех, кто еще только планирует при...

Статья-отзыв о творчестве моей ученицы, представленном на Российском конкурсе"Серебряные стрижи"
“Парадоксом нашего конкурса, - подчеркнул Александр Федоров, - стал факт того, что при высоком общем уровне работ, мы не получили ни одной заявки из Москвы. Зато в провинции сохранены традиции ру...
Статья на всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия"
Статья для Всероссийского конкурса "Недаром помнит вся Россия" на тему "Надежда Дурова - героиня Отечественной войны 1812 года" нацелена на воспитание патриотических чувств читателей. Цел...
Конкурс "Готовлюсь стать защитником"
Творческие соревнования между командами...
Статья для конкурса Учитель года
Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры» как морального ориентира духовного развития детей(методический и дидактический аспекты)...
Презентация к статье на конкурс Учитель года
Презентация к статье...

