доклад "Инновационные технологии"
статья (1 класс)

ЧамыянСветланаКара-ооловна

Инновационные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy_na_urokah.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование инновационных технологий на уроках с целью повышения эффективности учебного процесса в начальной школе»

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня каждый учитель задумывается над вопросами: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?” И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

Основными целями инновационного обучения являются:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  • формирование личностных качеств учащихся;
  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  • формирование ключевых компетентностей учащихся.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

  • оптимизация учебно-воспитательного процесса;
  • создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
  • выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
  • тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • развитие критического мышления;
  • технология “Метод проектов”;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • создание ситуации успеха на уроке;
  • игровая технология;
  • информационные технологии.

Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:

1. Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.

1) Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».

На доске записано слово местность.

Учитель:

– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (местность,[м,э,с,?,н,а,с,т.)

– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)

– Какой вопрос у вас возникает?

(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?

Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)

Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:

– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

2) Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.

Например, ученик получил задания: «К 4 прибавь 6 и помножь на 5». И другое: «К 4 прибавь 6, помноженное на 5». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

4 + 6 * 5 = 30

 4 + 6 * 5 = 34

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок.

2. Исследовательская работа. Метод проектов . Одной из современных инновационных педагогических технологий считается метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в школьную программу. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проект — это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения мест с иллюстрациями, картой и т. д. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проекты в младших классах — это проблематично, так как дети еще слишком малы для  проектирования. Но все-таки это возможно. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Проект, несомненно, развивает мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые наоборот поймут, что без труда ничего не добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

3. Здоровьесберегающие технологии.

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· место и длительность применения ТСО;

· включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

· профилактика стрессов:

 работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Математика

Решите задачу.

Лиза на празднике съела 6 шоколадок, а Вера на2 больше. Сколько шоколадок съели обе девочки?

 ( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)

 – Можно съедать так много шоколадок? Почему?

 – Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

4. Игровые технологии

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.)  

Обучение в  игре  позволяет научить:

распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять полученные знания. В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

§        стимулируется познавательная деятельность

§        активизируется мыслительная деятельность

§        самопроизвольно запоминаются сведения

§        формируется ассоциативное запоминание

§        усиливается мотивация к изучению предмета

 

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний); в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,).

Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие. Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении.

5. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.

Например, на уроке технологии работа с пластилином, тема “ Чайный сервиз”. Сначала каждый делает своё изделие, а потом еще 2 всей группой и коллективно оформляют . Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинаю работу по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы.

6. Информационно – коммуникационная технология

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Применение ИКТ на уроках в начальных классах помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным и позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями.

Электронные материалы активизируют учебно-познавательную деятельность. Применение электронных ресурсов органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, что способствует развитию мышления и творческих способностей обучающихся. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю презентации: как собственного создания, так и подобранных согласно учебной программе по предметам. Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Она незаменима, когда рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией рисунков, картин, фотографий.

На уроках математики, при помощи компьютера, дети с большим удовольствием отрабатывают навыки устного счёта, решают задачи на движение. Для развития интереса к основным предметам предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса, составленного к определённым темам.

На уроках литературного чтения использую презентации при знакомстве детей с биографией, творчеством автора. В содержание литературного чтения включаю аудио и видео материалы, предлагая не только просмотр, но и записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира.

Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках.

К результативности применения ИКТ на уроках в начальной школе можно отнести:

  • Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
  • Повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
  • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

Вывод:

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.  Как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя,  так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать  реализации задач стандартов нового поколения.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....