Главные вкладки

    "Педагогическая техника учителя как элемент педагогического мастерства"
    статья

    Данный материал может быть использован для выступления на педсовете, МО, а также для самообразования. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ

    КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

    Слайд 1    А.С. Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть».

    А.С. Макаренко ввел понятие «педагогическая техника».

    Слайд 2   Педагогическая техника представляет собой совокупность профессиональных умений, способствующих гармонии внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его проявления.

    Выделяют такие компоненты педагогической техники:

    Слайд 3

    - Культура речи: направленность,  логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.

    - Умение одеваться, следить за своей внешностью.

    - Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.

    - Умение владеть жестами и мимикой.

    - Умение педагогического общения.

    - Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психического состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.

    Рассмотрим более подробно основные компоненты педагогической техники.

    Слайд 4  

    1.  Культура и техника речи

    Основным средством педагогического общения является речь. Воспитатель и учитель должен обладать высокой языковой культурой.

    Культура речи - это речевое мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант, выразительно и доходчиво изложить мысль.

    В речи учителя важен не только подбор слов, но и их звучание.

     Имеют значение громкость голоса, его высота, тембр, интонация. Звучание голоса педагога создает определенную атмосферу в классе, задает состояние, в котором проходит работа.

    Слайд 5

    2.  Внешний вид педагога.

    Во внешности учителя не должно быть элементов, отвлекающих внимание учащихся. Но поскольку учитель является примером для детей во всем, и в одежде тоже, он обязан следить за модой, одеваться элегантно, но скромно. Костюм не должен мешать выполнению педагогических операций: работать с аппаратурой и приборами, писать на доске, склоняться к учащимся, садиться и т.п. Все в облике учителя - и прическа, и костюм, и косметика, и духи - должно быть подчинено воспитанию детей.

    Слайд 6

    3. Культура и техника движений педагога

    Слайд 6

    А. Следует отметить и важность умения учителя владеть своим телом, т.е. пантомимику. В связи с этим, можно выделить такие требования к походке, умению стоять и сидеть:

    1. Во время урока выбирать такое место, откуда хорошо видно и слышно всех учащихся.

    2. Новую информацию необходимо давать стоя, чтобы видеть всех учащихся, мобилизовать их внимание.

    3. Учителю нет необходимости стоять на протяжении всего урока и если позволяют обстоятельства - можно сесть.

    4. Заканчивая урок, учитель находится в центре, своим видом как бы демонстрируя завершенность процесса.

    5. Не следует сидеть на краю стула, перекидывать ногу за ногу.

    Для активизации общения следует принять открытую позу: не скрещивать руки, стоять лицом к классу, уменьшать дистанцию. Рекомендуется ходить по классу вперед и назад, а не из стороны в сторону.

    Слайд 7

    Б. Умение владеть жестами и мимикой.

    Однако педагог общается с детьми не только при помощи слов, но и употребляя различные невербальные средства. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются даже более выразительными и действенными, чем слова.

    Мимика - это средство передачи своих чувств, эмоций, отношения к чему-либо при помощи мышц лица. Мимические движения и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т. д.

    Большие возможности открывает использование улыбки, которая и одобряет, и поднимает настроение. Очень выразительны брови: выражение удивления - брови подняты, неудовольствия - брови сдвинуты и пр.

    Но не меньшую смысловую нагрузку несут глаза. В связи с этим, педагог должен уметь пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной подвижности мышц лица и глаз («бегающие глаза») и, наоборот, статичности («каменное лицо»).

    Слайд 8

    Жест - это движение рук, сопровождающее речь педагога усиливающее ее выразительность, а иногда и заменяющее ее. В жестах проявляется психическое состояние человека, а при необходимости иногда скрываются истинные чувства. При овладении жестикуляцией необходимо заботиться о том, чтобы жесты были естественными, уместными, сдержанными, т.е. соответствовали конкретной педагогической ситуации.

    Слайд 9

    4. Умение педагогического общения.

    Для эффективного общения педагогу необходимы коммуникативные умения, которые формируются в ходе постоянной работы над собой:

    - Умение вести беседу.

    - Не надоедайте собеседнику длинными и трудно прерываемыми монологами.

    - Обращаясь к ребенку, подбирайте темп речи, последовательность высказываний.

    - Чаще улыбайтесь собеседнику.

    - Для достижения хороших взаимоотношений рассматривайте вопрос с точки зрения собеседника. Проявляйте к нему искренний интерес. Называйте собеседника  по имени.

    - Учитель должен уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении.

    Слайд 10

    5. Психотехника

    Самочувствие и состояние учителя имеют пределы ресурсов психического здоровья, и, чтобы продуктивно работать в течение года учитель должен, прежде всего, уметь рационально тратить свою психическую энергию, знать, как ее можно восполнять, восстанавливать.

    Так как педагогическая деятельность связана с постоянным физическим и психическим напряжением, педагогу необходимо научиться расслабляться при помощи выполнения ряда упражнений и комплексов.

    Слайд 11 «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас». А.С. Макаренко


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Для меня стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как под­няться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться , как посмотреть…» А.С . Макаренко

    Слайд 2

    Педагогическая техника – это совокупность про­фессиональных умений, способствующих гармонии внутрен­него содержания деятельности учителя и внешнего его прояв­ления.

    Слайд 3

    К омпоненты педагогической техники: - Культура речи; - Умение следить за своей внешностью; - Умение владеть своим телом; - Умение владеть жестами и мимикой; - Умение педагогического общения; - Умения психотехники.

    Слайд 4

    Культура и техника речи Культура речи - это речевое мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант, выразительно и доходчиво изложить мысль. В речи учителя важен не только подбор слов, но и их звучание. Имеют значение громкость голоса, его высота, тембр, интонация.

    Слайд 5

    Внешний вид педагога не должно быть элементов, отвлекающих внимание учащихся; обязан сле­дить за модой, одеваться элегантно, но скромно ; о дежда не должен мешать выполнению педагогических операций; в се в облике учителя должно быть подчинено воспи­танию детей.

    Слайд 6

    Культура и техника движений педагога Пантомимика: 1 . Во время урока выбирать такое место, откуда хорошо видно и слышно всех учащихся. 2. Новую информацию необходимо давать стоя, чтобы видеть всех учащихся, мобилизовать их внимание. 3 . Заканчивая урок, учитель находится в центре, своим ви­дом как бы демонстрируя завершенность процесса. 4 . Не следует сидеть на краю стула, перекидывать ногу за ногу.

    Слайд 7

    Умение владеть жестами и мимикой Мимика - это средство передачи своих чувств, эмоций, от­ношения к чему-либо при помощи мышц лица. Большие возможности открывает использование улыбки. Очень выразительны брови. Большую смысловую нагрузку несут глаза.

    Слайд 8

    Умение владеть жестами и мимикой Жест - это движение рук, сопровождающее речь педагога усиливающее ее выразительность.

    Слайд 9

    Умение педагогического общения - Умение вести беседу. - Не надоедайте собеседнику длинными и трудно преры­ваемыми монологами. - Обращаясь к ребенку, подбирайте темп речи, последовательность высказы­ваний. - Чаще улыбайтесь собеседнику. Для достижения хороших взаимоотношений рассматривайте вопрос с точки зре­ния собеседника. Проявляйте к нему искренний интерес. Называйте собеседника по имени. - Учитель должен уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении.

    Слайд 10

    Психотехника Самочувствие и состояние учителя имеют пределы ресурсов психического здоровья, и учи­тель должен уметь рационально тратить свою психическую энергию, знать, как ее можно восста­навливать .

    Слайд 11

    «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас». А.С . Макаренко



    Предварительный просмотр:

    Упражнения, используемые для снятия эмоционального напряжения

    В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, Вы сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.

    Упражнение «Пресс»

    Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

    Упражнение «Голова»

    Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мыс ленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмо ционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

    Упражнение «Руки»

    Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь.

    Упражнение «Настроение»

    Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его.

    А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

    После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

    Упражнения, используемые для снятия эмоционального напряжения

    В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, Вы сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.

    Упражнение «Пресс»

    Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

    Упражнение «Голова»

    Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мыс ленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмо ционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

    Упражнение «Руки»

    Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь.

    Упражнение «Настроение»

    Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его.

    А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

    После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ индивидуального плана работы учителя по повышению педагогического мастерства

    В своей статье я постаралась составить план своей работы, связав его с темой самообразования "Развитие познавательного интереса через чтение и письмо". Описала, что запланировала и, что провела!...

    Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»

    В ходе  семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...

    Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2020» в номинации «Педагогический дебют», учителя начальных классов Шакирзяновой Р.Н.

    Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2020" в номинации "Педагогический дебют"...

    "Педагогическая техника как компонент мастерства учителя»

    Выступление на районном методическом  объединении учителей начальных классов...