Организация методической работы с классными руководителями
статья

Бесхлебная Ольга Юрьевна

 

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения... , но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К.Д.Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете:

«Организация методической работы с классными руководителями»

Введение

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения... , но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К.Д.Ушинский

(СЛАЙД2) Школа, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей. А атмосферу добра и теплоты создают наши учителя. В центре всей общеобразовательной деятельности МОУ СОШ №61» стоит задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

 (Слайд 3) В 2016 - 2017 учебном году воспитательная работа школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год. Эта работа была направлена на достижение воспитательных целей, на выполнение заявленных задач и на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.

Организация работы МО классных руководителей.

1. План работы МО утверждается сроком на один учебный год на заседании объединения (в случае необходимости в него могут быть внесены коррективы).

2. План МО классных руководителей является частью годового плана работы школы.

3. Заседание МО проводится 4-5 раз в учебном году.

4. Заседания МО протоколируются (указываются вопросы, обсуждаемые МО, решения и рекомендации).

5. Доклады, сообщения, сделанные на заседаниях МО, конспекты разработок воспитательных мероприятий сдаются в его методическую "копилку".

6. В конце учебного года анализ деятельности МО представляется администрации школы.

(Слайд 4)    Был утверждён план работы МО на год.

      Проведены 4 заседания,  на которых были рассмотрены следующие вопросы:

  • Тема: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»"Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе".      
  • Тема «Работа классных руководителей по профилактике вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ»."Самообразование классных руководителей - одно из условий успеха  в организации воспитательной работы".  
  • Тема « Содержание и формы работы классного руководителя с родителями»
  • Ярмарка педагогических идей на тему: «Как сделать классное дело интересным и содержательным»
                                                                                             
  • Анализ изучение работы классных руководителей с классным коллективам показал, работа большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально – значимых задач, справедливые и разумные требования предъявляются большинством классных руководителей.
  •  Заинтересовать и включить ребят в жизнедеятельность коллектива можно только под руководством творчески работающих классных руководителей.
  • Работа по формированию классных коллективов в целом и индивидуальная работа с учащимися отражена в воспитательных планах классных руководителей.
  • И сейчас я хотела бы рассказать об одной из такой работы, как классный час.
  • Сейчас много говорят о проектной, исследовательской деятельности, но совсем забыли  об  одной из главных форм внеклассной работы классный час. Ведь именно на классных часах дети учатся общаться, дискутировать, сопереживать, разрешать возможные конфликты, анализировать свою деятельность.
  •               (Слайд 5) Давайте вспомним, что такое классный час?  Классный час - специально отведенное время классному руководителю для проведения воспитательной работы с учащимися класса.
  •  Это разговор «по душам»  и уточнение ценностей, это полезная информация, необходимая воспитанникам для будущей взрослой жизни, которую нельзя получить на уроках, это психологический тренинг по каким – либо проблемам общения и т.д.
  • (Слайд 6) Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
  • Классный час выполняет следующие функции: просветительскую, ориентировочную,  направляющую, формирующую.
  • (Слайд 7) Суть просветительской функции  заключается в том, что классный час даёт возможность расширить  круг тех  знаний   воспитанников , которые не нашли отражения в учебных программах. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
  •       Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Права и обязанности" и т. д.
  • (Слайд 8) Ориентирующая  функция  состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценить явления, происходящие в окружающем мире. Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Кем быть?", "Каким быть?" Девочки и мальчики" и т. д.
  •        (Слайд 9) Направляющая функция предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.
  •   (Слайд10) Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует  у  обучающихся навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
  • (Слайды 11, 12. 13) Формы классного часа могут быть самыми различными.  Выделяют следующие формы классного часа, которые можно применять в начальной школе:
  • - беседы, дискуссии;
  • - встречи с интересными людьми;
  • - игры, тренинги; презентации
  • - КВН, КТД;
  • - викторины, интерактивные  игры
  •  театральные премьеры.
  • В нашей школе, к сожалению, используются не все формы классного часа, но большинство применяются.
  •               На классных часах я  использую  индивидуальную, фронтальную, парную  и групповую работу. В первом классе почти все классные  часы  носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.  Организация групповой работы учащихся является  особой педагогической задачей, так как учащиеся ещё не умеют  работать в группе.   Работу в группах  я начала с выработки основных правил. Мы с детьми пришли к выводу, что должно быть достигнуто:
  • - умение слушать и слышать;
  • - терпимость,   дружелюбие;
  • - никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к каждый имеет «право на ошибку»
  •          Все  обучающиеся принимают  активное участие в обсуждении этих правил.
  • (Слайд 14)   На классных часах можно проводить и коллективные творческие дела (КТД), которые могут стать традиционными. В моей работе я провожу  КТД: «День именинника», «Праздник Букваря», Праздник первой оценки, День Матери, 8 Марта, Новый год, До свидания 1,2, 3 класс. Привлекаю для подготовки КТД родителей.
  • (Слайд 15) Также классные часы подразделяют на типы:
  • (Слайд 16) Тематика классных часов может быть разнообразной.  

(Слайд 17) КЛАССНЫЕ ЧАСЫ МОГУТ ПОСВЯЩАТЬСЯ:

1.Морально-этическим проблемам;

  1. Проблемам науки и познания;
  2. Эстетическим проблемам;
  3. Вопросам государства и права;
  4. Вопросам физиологии и гигиены, 

     здорового образа жизни;

6.Психологическим проблемам;

7. Проблемам экологии;

8.Общешкольным проблемам.

Отмечу, что проводя внеурочную работу в форме классного часа, у детей появляется:

  • интерес  к теме, к занятиям в целом;
  • повышается активность детей, готовность участвовать, делать, заботиться, получать удовольствие от коллективной деятельности на благо других;
  • отсутствуют  конфликты, которые, возможно, случались ранее;
  • вовлекаются  в активную жизнь недавние «изгои», «отверженные»;
  • повышается ответственность за учёбу и, как следствие, повышение успеваемости .

Основной составляющей воспитательной работы является участие классов в общешкольных мероприятиях, в мероприятиях по параллелям. Это позволяет чётко определить место классного коллектива в общей системе учебно–воспитательного процесса школы, это способствует:

- повышению уровня общительности каждого в отдельности;

- развитию личностных качеств учащегося, направленных на благо коллектива в целом, помогает рассмотрению классного коллектива как неотъемлемую часть школьного коллектива.

Хочется отметить серьёзный подход каждого классного руководителя к планированию своей работы.

В этом учебном году мы ввели в практику работы освещение результатов участия нашей школы в  разных воспитательных мероприятиях, эти результаты вы все видели, а я постараюсь напомнить вам некоторые из них:

(Слайд 18) Участие в конкурсе декоративно-прикладного творчества «Природа и фантазия» 17 классов из 20. На выставку было представлено 100 работ учащихся

В фотоконкурсе «Летняя фантазии - 2016». В конкурсе приняли участие 52 обучающихся 1 А, 1 Б, , 1 Г, 2Б, 2Д, 2Е, 3Б, 4Б,.(не участвовали 1 В, 1Д, 2 А, 2В, 3В, 3Г, 4А, 4В, 4С).

(Слайд 19) В акции «Никто не останется без открытки. В конкурсе приняли участие14 классов из 20 (не приняли участие 1А, 2 Д, 3В, 4А, 4С.

(Слайд 20) В «турнире по шахматам и шашкам» приняли участие 54 обучающихся, 16 классов из 20 ( не приняли участие 2А, 4Б, 4В, 4С.)

Конкурс рисунков «История моего района». В конкурсе приняли участие 28 обучающихся, 7 классов:1 А, 1 Б, 1 Г, 2Г, 2Е, 3 Б, 4Б (не приняли участие 1В, 1Д, 2А, 2Б, 2В, 2Д, 3А, 3В, 3Г,4А, 4В,4Г, 4С)

Благотворительная акция – конкурс «Спасём дерево!» В конкурсе приняли участие 16 классов: 1А, 1Б, 1Г, 1Д, 2А, 2Б, 2Г, 2Д, 3А, 3Б, 3В, 3Г, 4А, 4Б, 4В, 4Г,4С (не приняли участие 1В, 2В, 2Е)

(Слайд 21) Выставка – конкурс поделок «Цветы для мамы» В конкурсе приняли участие 20классов.

Конкурс чтецов стихи «О мире и добре». В конкурсе приняли участие из 20 классов15 классов: 1Б, 1В, 1Г, 2А, 2Б, 2Д, 2Г, 3А, 3Б, 3Г, 4А, 4Б,4В, 4Г, 4С (не приняли участие 1Д, 2В, 3В, 2Е, )

 (Слайд 23) В рамках программы «Разговор о правильном питании».. Прошел Конкурс «Накрываем Новогодний стол» среди 2-3 классов  

(Слайд 22) Конкурс «Мастерская Деда Мороза» В конкурсе приняли участие 162 творческие работы учащихся 1-4 класс

(Слайд 24) Конкурс рисунков «Витамины и здоровье» ». В конкурсе приняли участие 10 классов: 1Б, 1Г, 1Д, 2Б, 2Е, 3Б, 3В, 4Б, 4Г, 4А ( не приняли участие 1А, 1В, 2А, 2В, 2Г, 2Д, 3А, 3Г, 4В)

Конкурс «Страна чудес-страна талантов»  В конкурсе приняли участие 20 классов: 1 А, 1 Б, 1 В, 1Д, 2 А, 2Б, 2В, 2Г, 2Д, 2Е, 3А, 3Б, 3В, 3Г, 4А, 4Б, 4В, 4Г, 4С.

(Слайд 25) Конкурс «Весна! Творчество! Фантазия! В конкурсе приняли участие 13 классов: 1 Б, 1 Г , 1Д, 1В, 2 А, 2Б, 2Д, 2Е, 3А, 3Б, 4Б, 4В, 4Г,

(Слайд26) Конкурс  экологических агитбригад  «Давайте, друзья, в любую погоду будем беречь родную ПРИРОДУ!» среди коллективов 3-х классов.

Хочется отметить серьёзный подход каждого классного руководителя к планированию своей работы.

(Слайд27, 28,29) В течение года были проведены на достаточно хорошем уровне почти все запланированные мероприятия. Учителя начальной школы традиционно подготовили и провели открытые мероприятия на свои параллели.

 1классы: 1Б– «Осенние посиделки», 1Г – «23 февраля»

2 классы: 2б- по ПДД, 2А – «Космическое путешествие», 2В – экологическая викторина.

3 классы: 3А и 3Б – «Звездный час», 3Б- «Мы знаем ПДД», 3Г- «8 Марта»,

 

 Эти результаты являются показателем эффективности воспитательного процесса в школе, в классном коллективе, а также дают информацию о мотивации классных руководителей к эффективной воспитательной работе и ученическому самоуправлению, в частности.        Мы видим эти проблемы, и  не боимся о них говорить, мы понимаем, что проблемы воспитательной работы в школе есть, но их можно решить.

        

(Слайд 30)   Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Учащиеся начальных классов с большим увлечением занимаются в различных кружках. Классные руководители параллели 3 классов ведут внеурочную деятельность:

Общекультурное направление  внеурочной деятельности представлено кружком «Умелые ручки» с целью формирования основ художественной культуры, потребности в художественном детском творчестве . Наши достижения: Выставки, конкурсы и подарки родным и близким.

(Слайд 31) По общеинтеллектуальному направлению веду кружок «Умники и умницы». Основной целью которого является развитие познавательных потребностей и способностей; подготовка учащихся к предметным олимпиадам. Данная цель достигается через решение следующих задач:

-развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

-решение нестандартных логических задач,

-раскрытие творческих способностей ребенка

Дети участвуют в предметных олимпиадах, принимают активное участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах (на образовательном портале «Продленка», «Фактор роста», на сайте проекта «Инфоурок»), участвуют в различных интеллектуальных конкурсах «Кенгуру».

Таким образом, ребенок, вовлеченный в разные виды деятельности, приобретает необходимый социальный опыт, развивают качества, помогающие успешному личностному развитию.

Школа после уроков - это мир творчества, раскрытие ребёнком своих интересов, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Ведь самая главная задача школы не только дать образование, но и воспитать достойного человека!!!

(Слайд32)И в заключение хочется сказать. Да, перед человечком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов много. И мы, классные руководители, обязаны помочь ребенку найти кредо жизненного пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и организация работы учителя, классного руководителя.

Характерные черты деятельности классного руководителя,планирование работы,рекомендации классному руководителю....

Методические рекомендации для классных руководителей мониторинга по профессиональному ориентированию учащихся (проект «Выбираем профессию»)

Методические рекомендации для классных руководителей  мониторинга по профессиональному ориентированию  учащихся  (проект «Выбираем профессию»)...

Методические рекомендации для классного руководителя по работе с семьёй в начальной школе

Методические рекомендации для классного руководителя по работе с семьёй в начальной школе...

методические рекомендации для классных руководителей по организации воспитательной работы

Методическая разработка содержит материал по оформлению документации классного руководителя. Данные рекомендации помогут классному руководителю развить интерес учащихся к урокам и внеурочной дея...