Организация методической работы с классными руководителями
статья
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения... , но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К.Д.Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете:
«Организация методической работы с классными руководителями»
Введение
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения... , но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К.Д.Ушинский
(СЛАЙД2) Школа, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей. А атмосферу добра и теплоты создают наши учителя. В центре всей общеобразовательной деятельности МОУ СОШ №61» стоит задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
(Слайд 3) В 2016 - 2017 учебном году воспитательная работа школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год. Эта работа была направлена на достижение воспитательных целей, на выполнение заявленных задач и на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.
Организация работы МО классных руководителей.
1. План работы МО утверждается сроком на один учебный год на заседании объединения (в случае необходимости в него могут быть внесены коррективы).
2. План МО классных руководителей является частью годового плана работы школы.
3. Заседание МО проводится 4-5 раз в учебном году.
4. Заседания МО протоколируются (указываются вопросы, обсуждаемые МО, решения и рекомендации).
5. Доклады, сообщения, сделанные на заседаниях МО, конспекты разработок воспитательных мероприятий сдаются в его методическую "копилку".
6. В конце учебного года анализ деятельности МО представляется администрации школы.
(Слайд 4) Был утверждён план работы МО на год.
Проведены 4 заседания, на которых были рассмотрены следующие вопросы:
- Тема: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»"Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе".
- Тема «Работа классных руководителей по профилактике вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ»."Самообразование классных руководителей - одно из условий успеха в организации воспитательной работы".
- Тема « Содержание и формы работы классного руководителя с родителями»
- Ярмарка педагогических идей на тему: «Как сделать классное дело интересным и содержательным»
- Анализ изучение работы классных руководителей с классным коллективам показал, работа большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально – значимых задач, справедливые и разумные требования предъявляются большинством классных руководителей.
- Заинтересовать и включить ребят в жизнедеятельность коллектива можно только под руководством творчески работающих классных руководителей.
- Работа по формированию классных коллективов в целом и индивидуальная работа с учащимися отражена в воспитательных планах классных руководителей.
- И сейчас я хотела бы рассказать об одной из такой работы, как классный час.
- Сейчас много говорят о проектной, исследовательской деятельности, но совсем забыли об одной из главных форм внеклассной работы классный час. Ведь именно на классных часах дети учатся общаться, дискутировать, сопереживать, разрешать возможные конфликты, анализировать свою деятельность.
- (Слайд 5) Давайте вспомним, что такое классный час? Классный час - специально отведенное время классному руководителю для проведения воспитательной работы с учащимися класса.
- Это разговор «по душам» и уточнение ценностей, это полезная информация, необходимая воспитанникам для будущей взрослой жизни, которую нельзя получить на уроках, это психологический тренинг по каким – либо проблемам общения и т.д.
- (Слайд 6) Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
- Классный час выполняет следующие функции: просветительскую, ориентировочную, направляющую, формирующую.
- (Слайд 7) Суть просветительской функции заключается в том, что классный час даёт возможность расширить круг тех знаний воспитанников , которые не нашли отражения в учебных программах. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
- Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Права и обязанности" и т. д.
- (Слайд 8) Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценить явления, происходящие в окружающем мире. Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Кем быть?", "Каким быть?" Девочки и мальчики" и т. д.
- (Слайд 9) Направляющая функция предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.
- (Слайд10) Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у обучающихся навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
- (Слайды 11, 12. 13) Формы классного часа могут быть самыми различными. Выделяют следующие формы классного часа, которые можно применять в начальной школе:
- - беседы, дискуссии;
- - встречи с интересными людьми;
- - игры, тренинги; презентации
- - КВН, КТД;
- - викторины, интерактивные игры
- театральные премьеры.
- В нашей школе, к сожалению, используются не все формы классного часа, но большинство применяются.
- На классных часах я использую индивидуальную, фронтальную, парную и групповую работу. В первом классе почти все классные часы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей, так как учащиеся ещё не умеют работать в группе. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с детьми пришли к выводу, что должно быть достигнуто:
- - умение слушать и слышать;
- - терпимость, дружелюбие;
- - никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к каждый имеет «право на ошибку»
- Все обучающиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил.
- (Слайд 14) На классных часах можно проводить и коллективные творческие дела (КТД), которые могут стать традиционными. В моей работе я провожу КТД: «День именинника», «Праздник Букваря», Праздник первой оценки, День Матери, 8 Марта, Новый год, До свидания 1,2, 3 класс. Привлекаю для подготовки КТД родителей.
- (Слайд 15) Также классные часы подразделяют на типы:
- (Слайд 16) Тематика классных часов может быть разнообразной.
(Слайд 17) КЛАССНЫЕ ЧАСЫ МОГУТ ПОСВЯЩАТЬСЯ:
1.Морально-этическим проблемам;
- Проблемам науки и познания;
- Эстетическим проблемам;
- Вопросам государства и права;
- Вопросам физиологии и гигиены,
здорового образа жизни;
6.Психологическим проблемам;
7. Проблемам экологии;
8.Общешкольным проблемам.
Отмечу, что проводя внеурочную работу в форме классного часа, у детей появляется:
- интерес к теме, к занятиям в целом;
- повышается активность детей, готовность участвовать, делать, заботиться, получать удовольствие от коллективной деятельности на благо других;
- отсутствуют конфликты, которые, возможно, случались ранее;
- вовлекаются в активную жизнь недавние «изгои», «отверженные»;
- повышается ответственность за учёбу и, как следствие, повышение успеваемости .
Основной составляющей воспитательной работы является участие классов в общешкольных мероприятиях, в мероприятиях по параллелям. Это позволяет чётко определить место классного коллектива в общей системе учебно–воспитательного процесса школы, это способствует:
- повышению уровня общительности каждого в отдельности;
- развитию личностных качеств учащегося, направленных на благо коллектива в целом, помогает рассмотрению классного коллектива как неотъемлемую часть школьного коллектива.
Хочется отметить серьёзный подход каждого классного руководителя к планированию своей работы.
В этом учебном году мы ввели в практику работы освещение результатов участия нашей школы в разных воспитательных мероприятиях, эти результаты вы все видели, а я постараюсь напомнить вам некоторые из них:
(Слайд 18) Участие в конкурсе декоративно-прикладного творчества «Природа и фантазия» 17 классов из 20. На выставку было представлено 100 работ учащихся
В фотоконкурсе «Летняя фантазии - 2016». В конкурсе приняли участие 52 обучающихся 1 А, 1 Б, , 1 Г, 2Б, 2Д, 2Е, 3Б, 4Б,.(не участвовали 1 В, 1Д, 2 А, 2В, 3В, 3Г, 4А, 4В, 4С).
(Слайд 19) В акции «Никто не останется без открытки. В конкурсе приняли участие14 классов из 20 (не приняли участие 1А, 2 Д, 3В, 4А, 4С.
(Слайд 20) В «турнире по шахматам и шашкам» приняли участие 54 обучающихся, 16 классов из 20 ( не приняли участие 2А, 4Б, 4В, 4С.)
Конкурс рисунков «История моего района». В конкурсе приняли участие 28 обучающихся, 7 классов:1 А, 1 Б, 1 Г, 2Г, 2Е, 3 Б, 4Б (не приняли участие 1В, 1Д, 2А, 2Б, 2В, 2Д, 3А, 3В, 3Г,4А, 4В,4Г, 4С)
Благотворительная акция – конкурс «Спасём дерево!» В конкурсе приняли участие 16 классов: 1А, 1Б, 1Г, 1Д, 2А, 2Б, 2Г, 2Д, 3А, 3Б, 3В, 3Г, 4А, 4Б, 4В, 4Г,4С (не приняли участие 1В, 2В, 2Е)
(Слайд 21) Выставка – конкурс поделок «Цветы для мамы» В конкурсе приняли участие 20классов.
Конкурс чтецов стихи «О мире и добре». В конкурсе приняли участие из 20 классов15 классов: 1Б, 1В, 1Г, 2А, 2Б, 2Д, 2Г, 3А, 3Б, 3Г, 4А, 4Б,4В, 4Г, 4С (не приняли участие 1Д, 2В, 3В, 2Е, )
(Слайд 23) В рамках программы «Разговор о правильном питании».. Прошел Конкурс «Накрываем Новогодний стол» среди 2-3 классов
(Слайд 22) Конкурс «Мастерская Деда Мороза» В конкурсе приняли участие 162 творческие работы учащихся 1-4 класс
(Слайд 24) Конкурс рисунков «Витамины и здоровье» ». В конкурсе приняли участие 10 классов: 1Б, 1Г, 1Д, 2Б, 2Е, 3Б, 3В, 4Б, 4Г, 4А ( не приняли участие 1А, 1В, 2А, 2В, 2Г, 2Д, 3А, 3Г, 4В)
Конкурс «Страна чудес-страна талантов» В конкурсе приняли участие 20 классов: 1 А, 1 Б, 1 В, 1Д, 2 А, 2Б, 2В, 2Г, 2Д, 2Е, 3А, 3Б, 3В, 3Г, 4А, 4Б, 4В, 4Г, 4С.
(Слайд 25) Конкурс «Весна! Творчество! Фантазия! В конкурсе приняли участие 13 классов: 1 Б, 1 Г , 1Д, 1В, 2 А, 2Б, 2Д, 2Е, 3А, 3Б, 4Б, 4В, 4Г,
(Слайд26) Конкурс экологических агитбригад «Давайте, друзья, в любую погоду будем беречь родную ПРИРОДУ!» среди коллективов 3-х классов.
Хочется отметить серьёзный подход каждого классного руководителя к планированию своей работы.
(Слайд27, 28,29) В течение года были проведены на достаточно хорошем уровне почти все запланированные мероприятия. Учителя начальной школы традиционно подготовили и провели открытые мероприятия на свои параллели.
1классы: 1Б– «Осенние посиделки», 1Г – «23 февраля»
2 классы: 2б- по ПДД, 2А – «Космическое путешествие», 2В – экологическая викторина.
3 классы: 3А и 3Б – «Звездный час», 3Б- «Мы знаем ПДД», 3Г- «8 Марта»,
Эти результаты являются показателем эффективности воспитательного процесса в школе, в классном коллективе, а также дают информацию о мотивации классных руководителей к эффективной воспитательной работе и ученическому самоуправлению, в частности. Мы видим эти проблемы, и не боимся о них говорить, мы понимаем, что проблемы воспитательной работы в школе есть, но их можно решить.
(Слайд 30) Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Учащиеся начальных классов с большим увлечением занимаются в различных кружках. Классные руководители параллели 3 классов ведут внеурочную деятельность:
Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено кружком «Умелые ручки» с целью формирования основ художественной культуры, потребности в художественном детском творчестве . Наши достижения: Выставки, конкурсы и подарки родным и близким.
(Слайд 31) По общеинтеллектуальному направлению веду кружок «Умники и умницы». Основной целью которого является развитие познавательных потребностей и способностей; подготовка учащихся к предметным олимпиадам. Данная цель достигается через решение следующих задач:
-развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
-решение нестандартных логических задач,
-раскрытие творческих способностей ребенка
Дети участвуют в предметных олимпиадах, принимают активное участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах (на образовательном портале «Продленка», «Фактор роста», на сайте проекта «Инфоурок»), участвуют в различных интеллектуальных конкурсах «Кенгуру».
Таким образом, ребенок, вовлеченный в разные виды деятельности, приобретает необходимый социальный опыт, развивают качества, помогающие успешному личностному развитию.
Школа после уроков - это мир творчества, раскрытие ребёнком своих интересов, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Ведь самая главная задача школы не только дать образование, но и воспитать достойного человека!!!
(Слайд32)И в заключение хочется сказать. Да, перед человечком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов много. И мы, классные руководители, обязаны помочь ребенку найти кредо жизненного пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/01/picture-461833-1404209060.jpg)
Планирование и организация работы учителя, классного руководителя.
Характерные черты деятельности классного руководителя,планирование работы,рекомендации классному руководителю....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/09/picture-120527-1349796198.jpg)
Методические рекомендации для классных руководителей мониторинга по профессиональному ориентированию учащихся (проект «Выбираем профессию»)
Методические рекомендации для классных руководителей мониторинга по профессиональному ориентированию учащихся (проект «Выбираем профессию»)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/30/picture-902758-1690701229.jpg)
Методические рекомендации для классного руководителя по работе с семьёй в начальной школе
Методические рекомендации для классного руководителя по работе с семьёй в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-71098-1350753865.jpg)
Методическая разработка для классных руководителей по ПДД "Дорожная Азбука"
Сценарий праздника по ПДД...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/08/picture-1269210-1602161781.png)
методические рекомендации для классных руководителей по организации воспитательной работы
Методическая разработка содержит материал по оформлению документации классного руководителя. Данные рекомендации помогут классному руководителю развить интерес учащихся к урокам и внеурочной дея...