Методические рекомендации для классного руководителя по работе с семьёй в начальной школе
консультация на тему

ШИРЕЕВА  НАТАЛЬЯ  АЛЕКСАНДРОВНА

Методические рекомендации для классного руководителя по работе с семьёй в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Функции и задачи развивающей деятельности современной семьи….2

Функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей …………...2

Некоторые формы сотрудничества педагогов, учащихся и родителей.3

Условия эффективности взаимодействия школы и семьи……………..5

Направления деятельности по повышению педагогической культуры семьи……………………………………………………………………….6

Изучение семьи……………………………………………………………6

Дидактические игры……………………………………………………...9

Памятка для родителей………………………………………………….12

Заповеди первоклассника……………………………………………….12

Формы работы с семьёй, направленные на оказание помощи ребёнку в воспитании культуры учебного труда………………………………….13

Психотерапия неуспеваемости................................................................14

Дидактические игры…………………………………………………….16

Примерная тематика индивидуальных и групповых консультаций для родителей ………………………………………….……..……………...17

Как учить стихотворение ……………………………...………………..17

Правила списывания…………………………………………………….18

Порядок выполнения проверки………………………………………18

Порядок работы с простой задачей …………………………………..18

Педагогический практикум «Знаете ли вы своего ребёнка?»……….19

Занятие с родителями …………………………………………………..20

Психологический тренинг ……………………………………………..20

Педагогический практикум …………………………………………….21

Основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей …21

Индивидуальные консультации «Способности вашего ребёнка» …22

Анкеты для родителей………………………………………………….23

Литература………………………………………………………………25

ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Главными функциями семьи:

  • воспитательная;
  • оздоровительная;
  • духовно-нравственная;
  • познавательно-образовательная;
  • бытовая;
  • трудовая;
  • культурно-просветительная;
  • досугово-творческая;
  • стимулирующая самостоятельный опыт личности;
  • охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания:

  • гармоническое развитие ребенка;
  • забота о здоровье детей;
  • помощь в учении;
  • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
  • помощь в социализации личности;
  • формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
  • забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
  • половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Главные компоненты семейного воспитания:

  • климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
  • режим семейной жизни;
  • содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Главные функции взаимодействия школы и семьи:

  • информационная,
  • воспитательно-развивающая,
  • формирующая,
  • охранно-оздоровительная,
  • контролирующая,
  • бытовая.

Задачи взаимодействия:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  •  вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании детей.

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

  • изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
  • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;
  • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Методы изучения семьи:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • деловая игра;
  • анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.

НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ, УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Классное собрание в форме конференции, диспута, коллективного творческого дела.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков.

День открытых уроков, например «Турнир знатоков поэзии», или по разным (по выбору группы).

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, сбор макулатуры и создание классной библиотеки.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; родительские школы по интересам.

Памятка классному руководителю к проведению родительского собрания

1. Не забудьте оповестить родителей о собрании заранее, сделав запись в дневниках учащихся, роспись родителей. Попросите учащихся, что в случае, если родители не смогут присутствовать на собрании, чтобы они заранее передали записку. ЯВКА РОДИТЕЛЕЙ НА СОБРАНИЕ - ЗНАК УВАЖЕНИЯ К ШКОЛЕ, К УЧИТЕЛЮ.

2. Если вы только взяли класс, начните с знакомства с родителями, расскажите немного о себе.

3. Расскажите родителям о задачах, которые вы ставите перед собой и перед классом на данный учебный год, о задачах и целях школы.

4. Посоветуйтесь с родителями, какие они бы хотели поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.

5. Далее познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционными, с конкретным планом работы на 1 четверть, договоритесь о помощи.

6. Сообщите родителям о режиме работы школы, день кл. часа.

7. Расскажите родителям о том, какие кружки, факультативы секции будут работать в школе для ребят данного возраста, о том, что посещение одного факультатива обязательно.

8. ОБЯЗАТЕЛЬНО решите на родительском собрании следующие организационные вопросы: о завтраках, о сменной обуви, о ведении дневников. Не забудьте избрать родительский комитет в составе 3 человек. Объявите заранее о родительских собраниях и днях открытых дверей для родителей. Не оставляйте ни один пропуск родительского собрания без внимания, ибо это проявление неуважения к учителю и школе.

Рекомендации по этике взаимоотношений с родителями

Чтобы иметь влияние на родителей, надо с уважением относиться к их детям. Не критикуйте личность ученика перед родителями, анализируйте не только недостатки и отрицательные явления. Умейте влиять на семью через учеников.

Родители должны видеть Вашу заботу не только об их ребенке, но и обо всем ученическом коллективе.

Изучайте воспитательную работу, воспитательные возможности семьи, опирайтесь на положительный опыт семейного воспитания. Пусть знания о семье придут к Вам без навязчивого интереса.

Сделайте так, чтобы родители не опасались Вам доверить любую информацию о своих детях.

Помогите родителям найти нужный стиль взаимоотношений в семье, занять правильную позицию школьника в семье.

Родители нуждаются в совете, товарищеской помощи, а не в поучениях, упреках, жалобах.

Посещая семью, подумайте о возможных последствиях Вашего визита.

Вежливая черствость и бездушность не лучше назиданий и командования.

Не превращайте родительское собрание в судилище над

родителями трудных подростков, не сводите повестку дня лишь к вопросам успеваемости и дисциплины.

Каждый руководитель имеет право на предъявление различных требований к родителям, на принятие мер общественного воздействия, если они не выполняют своих обязанностей по отношению к своим детям. Отдельные советы могут быть сформулированы как обязательные педагогические рекомендации.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Традиционно условия эффективного воздействия школы на семейное воспитание сводились к следующим положениям:

- школа систематически использует весь комплекс путей руководства семейным воспитанием;

- коллектив учителей глубоко осознает этико-педагогические требования к руководству семейным воспитанием;

- руководство семейным воспитанием начинается до поступления ребенка в школу и продолжается до конца его обучения в ней;

- органы народного образования поддерживают деятельность школы, направленную на повышение педагогической культуры родителей;

- учитель глубоко осознает причины возможных разногласий и противоречий с родителями;

- отношения "учитель - учащийся" полностью соответствуют этическим нормам и являются по сути своей отношениями сотрудничества;

- отношения "учитель - семья учащегося" характеризуются как отношения обоюдного доверия, уважения и заинтересованности.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ

- дифференцированный подход на основе глубокого изучения личности ребенка, особенностей межличностных отношений в конкретной семье, ознакомление с уровнем педагогической культуры родителей;

- индивидуализация, направленная на более четкое воздействие на конкретного ребенка исходя из особенностей его личности, условий воспитания вне школы, перспективных планов семьи и самого ребенка;

- взаимодействие школы и семьи как равноправных партнеров, работающих на достижение единых целей в результате решения цепи более локальных, но взаимосвязанных задач.

ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ

1. Данные о ребенке.

1.1 Фамилия, имя и отчество ребенка

1.2 Дата рождения

1.3 Место рождения

1.4 Где воспитывался до школы

1.5 Если посещал детское дошкольное учреждение, то какое и на протяжении какого времени

1.6 Место жительства семьи в настоящее время (адрес)

1.7 Домашний телефон

1.8 Обучался ли в другой школе? Указать адрес и местонахождение

1.9 Проходил подготовку к школе в каком-либо учреждении? В каком именно? На протяжении какого времени? Чему обучался?

2. Данные о семье.

2.1 Фамилия, имя, отчество (матери, отца)

2.2 Год и место рождения

2.3 Место работы в настоящее время

2.4 Занимаемая должность

2.5 Рабочий телефон

2.6 Образование. Какое учебное заведение окончил? В каком году?

2.7 Состав семьи

2.8 Пол и возраст совместно проживающих детей

2.9 Степень родства и возраст совместно проживающих взрослых членов семьи

2.10 Жилищные условия

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

  • состав и структура семьи;
  • уровень образования каждого из родителей и других совместно проживающих взрослых людей, которые принимают участие в воспитании ребенка;
  • уровень общей культуры взрослых членов семьи;
  • уровень педагогической культуры родителей и прочих взрослых членов семьи, проживающих совместно с ребенком;
  • возраст детей;
  • характер трудностей, которые испытывает данная семья в воспитании конкретного ребенка;
  • степень доверия родительской пары в школе;
  • способность родителей к критическому анализу собственной практической деятельности как семейных воспитателей;
  • характер взаимоотношений между членами семьи;
  • степень и характер влияния на детей отдельно от семьи проживающих родственников;
  • семейные традиции;
  • региональные (национальные) традиции, влияющие на семейное воспитание;
  • социально-экономические условия жизни семьи;
  • социальный слой, к которому данная семья себя относит;
  • социальная группа, к которой данная семья фактически относится;
  • семейное согласие;
  • семейная адаптируемость.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Сведения о семье

1. Курит кто-либо из взрослых членов семьи?

Кто именно? (Отец, мать, дедушка, бабушка, другие члены семьи.)

Где и когда курят? (Вне квартиры, в нежилых помещениях, в жилых помещениях в отсутствии детей, везде при детях.)

1. Употребляют ли члены семьи спиртные напитки? Кто именно? (Отец, мать, дедушка, бабушка, другие члены семьи.)

Как часто? (По праздникам, по любому поводу, без повода, систематически.)

СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

1. Состояние здоровья ребенка. (Болеет часто, болеет 2-3 раза в год, практически не болеет.)

2- Посещение спортивных секций. Какую секцию посещает? С какого времени?

Успешность занятий. (Высокая, средняя, низкая, пока не определена.)

Заинтересованность ребенка. (Высокая, средняя, низкая.)

3. Соблюдение режима дня.

Сон, (Ложится и встает всегда в одно и то же время; ложится и встает, когда захочет; встает по необходимости, вовремя, но трудно.) Прогулки и игры на открытом воздухе. (Практически не гуляет, 1-2 ч; 3-4 ч; в хорошую погоду проводит на улице все свободное время; гуляет в любую погоду, пока не "загонишь " в дом.) Подготовка домашних заданий. (Сразу после школы; после дневной прогулки; вечером; утром до школы.)

Телевидение и ребенок. (Смотрит телевизор ежедневно; смотрит телевизор по выходным; практически не смотрит.)

4. Гигиенические навыки.

Выполнение требований личной гигиены. (Стало привычкой; пока не стало привычкой; встречает сопротивление.)

Соблюдение требования правильной посадки при работе за столом. (Правильную позу соблюдает без напоминаний; приходится иногда напоминать; приходится систематически контролировать.) Соблюдение требований правильной посадки при игре, чтении и просмотре телепередач. (Всегда следит за собой; приходится иногда напоминать; приходится систематически контролировать; бесполезно говорить, сидит так, как ему удобно.)

5. Практические умения.

Умение оказать первую помощь при ушибе, царапине, порезе, ссадине. (Умеет помочь себе; умеет помочь другому; не умеет оказать помощь.) Кто научил ребенка этому? (Мать, бабушка, педагоги в детском саду, другие люди.) Умение вести себя при заболевании. (При кашле и насморке, при тошноте, при температуре и т.д.)

Умеет ли вести себя при заболевании близких-(Изоляция, режим тишины, оказание посильной помощи больному.)

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Особенности личности ребенка, его поведение в детском коллективе: отношения с детьми (дружелюбный, драчливый, дисциплинированный, спокойный, легко возбудимый, раздражительный). Характеристика  ночного и дневного сна (засыпает быстро, спит спокойно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится в постель); навыки опрятности (аккуратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания или нет).

2. Работоспособность во время занятий (работает целеустремленно во время всего занятия, быстро отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом).

3. Состояние и характер памяти (хорошая, плохая, зрительная, слуховая).

4. Особенности мышления (воспринимает материал только на конкретных примерах, владеет абстрактными понятиями, может обобщать).

5. Развитие речи (произносит правильно все звуки, неправильно произносит один или два звука, неправильно произносит большинство звуков, заикается; при пересказе текста употребляет распространенные предложения, пользуется эпитетами; речь бедная, односложная; правильно ли понимает смысл картинки или рассказа).

6. Усвоение программы детского сада (имеет ли необходимый для своего возраста запас сведений и знаний, ориентируется ли во времени и месте, знает ли, где живет, знает ли имена родителей, их специальность, место работы, времена года, домашних и диких животных, доступны ли элементарные обобщения).

7. Известны ли воспитателю или родителю отклонения в состоянии здоровья ребенка. В эту графу желательно внести результаты медицинского обследования перед школой, включающие показатели физического развития и их соответствие возрасту, состояния здоровья на момент осмотра, заболеваемости за предшествующий год.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Эти игры помогут родителям создать для первоклассников благоприятные условия развития восприятия, памяти, воображения, логического и образного мышления, будут способствовать формированию устойчивого познавательного интереса. Кроме того, данные развивающие игры позволят родителям безошибочно определить, на какие стороны психологической готовности к школе следует обратить особое внимание.

Составь рассказ

Перед детьми раскладывается серия последовательных картинок в неправильном порядке. Играющим предлагается установить верную последовательность картинок и составить по ним рассказ.

Бывает — не бывает

Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а если неправильно — очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например:

"Волк бродит по лесу", "Волк на дереве сидит", "В кастрюле чашка варится", "Кошка по крыше гуляет", "Собака по крыше гуляет", "Лодка по небу плывет", "Девочка рисует домик", "Домик рисует девочку" и т.п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч. произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если это не бывает.

Ошибайтесь иногда сами — это сделает игру веселее.

Четвертый лишний

Это логическая игра. Положите перед ребенком 4 картинки с изображениями различных предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив "лишнюю", т.е. не подходящую к остальным, картинку, ребенок получит фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, щука; елка, береза, дуб, земляника; огурец, репа, морковь, заяц и т.д. Не удивляйтесь, если ваш ребенок не все задачи решит правильно, постарайтесь выслушать и понять его обоснования. Вполне возможно, что малыш не догадывается убрать зайца и оставить морковь, так как более важной ему покажется связь зайчика с морковкой. Подскажите ему правильный ответ. Если ребенку трудно словесно объяснить свои действия, не настаивайте на этом. Сами называйте обобщающие слова, помогайте ребенку ориентироваться в мире логических понятий.

Чего на свете не бывает?

Предложите ребенку нарисовать то, чего на свете не бывает, и вы увидите, с каким удовольствием он выполнит это задание. Попросите его рассказать, что он нарисовал, и вместе с ним обсудите рисунок: действительно ли то, что он изобразил, не встречается в жизни. Игра пройдет веселее, если вы примете в ней активное участие, если будете придумывать и рисовать.

Исчезнувший предмет

На столе ставится несколько небольших игрушек или кладутся простые предметы из обихода- Ребенку предлагают запомнить, что находится на столе. Затем он отворачивается, а ведущий прячет один предмет и предлагает потом отгадать, какой именно предмет исчез.

Что изменилось?

На стол ставят несколько небольших игрушек или других предметов. Играющим детям предлагается запомнить, что и в каком порядке находится на столе. Затем они отворачиваются, а ведущий меняет местами несколько игрушек. Детям предлагается отгадать, что изменилось в расположении предметов.

Найди различия

Перед детьми кладутся две картинки, кажущиеся на первый взгляд одинаковыми, но имеющие существенные различия. Дети должны найти эти различия. Выигрывает тот, кто найдет их больше.

Зеркало

Двое играющих встают друг против друга. Один из них— зеркало- Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого. Потом играющие меняются ролями.

Летит — не летит

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол руки. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы, предметы. При назывании летающего предмета все должны поднять руки вверх. Кто поднимет руки при назывании нелетаюшего предмета или же не поднимет руки при назывании летающего, платит фант. В конце игры фанты выкупаются.

Необычная школа

Сочетать регламентированные занятия с развитием самостоятельности и воображения лучше всего в форме игры в школу. Например, в "школе" идет урок физкультуры, и "учитель" (папа или мама) дает команды, которые должны точно выполняться учениками — игрушками (например, мишкой или зайчиком): поднять правую лапку, наклониться вперед, повернуть голову влево, подпрыгнуть и т.д. (игрушками управляет ребенок). Затем в роли учителя выступает ребенок. Это дает ему навык контроля за действиями других, что положительно сказывается на развитии самоконтроля. (Если "учитель" допускает ошибки, то поправить его может взрослый от лица любого "ученика", т.е. не делая ребенку прямых замечаний.)

Запрещенные слова

Условие игры такое: отвечающий не имеет права использовать в своих ответах слова "да", "нет", названия цветов "черный" и "белый". Взрослый задает ребенку различные вопросы, причем такие, которые предполагают использование в ответах запрещенных слов. Поэтому, что бы отвечать в соответствии с правилами игры, зачастую нужно будет говорить нелепицу или неправду. Например, такие вопросы: "Коровы умеют летать?". "Ты любишь ходить к доктору?", "Твой папа играет в куклы?" и т.п. Игра помогает ребенку осуществлять контроль за своим поведением, учит его условности игровой (учебной) ситуации, совершенствовать волевое усилие, заставляет продумывать высказываемый ответ.

" Пожалуйста" Взрослый ведущий подает команду ребенку, изменяя голос, иногда проявляя настойчивость или мягкость, в замедленном темпе или торопливо. Но выполнять команду ребенок должен только в том случае, если взрослый произносит слово "пожалуйста". Если ребенок выполнил команду, когда не было сказано слово "пожалуйста", или не выполнил, когда оно прозвучало, то с него как нарушившего правила игрока берут "фант". Лучше, если в эту игру будут играть несколько ребят. В конце игры определяется победитель — самый внимательный из играющих детей, а фанты выкупаются.

Разрезные картинки

В качестве материала для этой игры могут быть взяты любые несложные иллюстрации, обычные почтовые открытки. Они разрезаются на несколько частей, перемешиваются части одной картинки. Ребенку предлагается собрать из этих частей единую иллюстрацию, т.е. восстановить целостность картинки.

Поезд Для игры нужно 20 картинок (желательно одинакового размера). Каждая картинка— это вагончик. Все картинки должны быть разными. Играющим раздается равное количество картинок. Игру начинает ведущий: "Мы будем играть в поезд- Я кладу первую картинку — вагончик. Но вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим. А для этого нужно придумать, чем похожи картинки. Например, можно положить картинку с изображением самолета, потому что это тоже транспорт. А затем можно положить картинку с воздушным шариком, потому что он тоже может летать". Так каждый может по очереди класть свои картинки-вагончики и объяснять, как они скрепляются. Главное, чтобы ребенок мог назвать свое скрепление. Затем картинки перемешиваются, все выбирают себе новые картинки, а потом меняется и сам набор картинок.

Чудесные превращения Игра поможет ребенку самому придумывать сложные и разнообразные сюжеты. Приготовьте 4-5 небольших карточек, на каждой нарисуйте по 2-3 полоски разной длины, по 2-3 кружка, какие-то фигурки, силуэты. Карточки переверните и положите на стол. Затем и ребенок, и вы берете наугад одну из карточек, воображаете, кем или чем могут быть эти условные обозначения на ней, и рисуете картинку. В рисунок должны быть обязательно включены детали и фигурки, ранее изображенные на карточке. Затем поменяйтесь карточками с уже готовыми рисунками и попробуйте объяснить, что нарисовано. Потом рисунок объясняет сам автор. Главное, чтобы у каждого получилось законченное произведение, наполненное разными деталями.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель -— ваш первый советчик. Поддерживайте его авторитет.

2. Старайтесь посещать каждое родительское собрание и занятие. Оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу. Если не можете прийти, сообщите, пожалуйста, об этом учителю заблаговременно.

3. Систематически интересуйтесь школьными делами ребенка. Радуйтесь успехам маленького школьника. Не огорчайтесь его временными неудачами.

4. В случае необходимости оказывайте ребенку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать ребенка. Главная задача сейчас— помочь ему обрести уверенность в своих силах, полюбить учение.

5. Нацеливайте ребенка на умение отвечать на вопросы "Почему?", "Как?", "Можно ли было сделать это по-другому?".

6. Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка. Делиться с близкими своими переживаниями — естественная потребность младших школьников.

7. Оказывайте школе посильную помощь в организации досуга детей. Не ждите просьбы учителя. Проявите инициативу. Ваша помощь школе поможет вам овладеть искусством семейного воспитания и положительно скажется на ваших отношениях с детьми.

8. Важное условие повышения уровня педагогической культуры семьи — регулярное педагогическое самообразование. Не жалейте времени на чтение книг по семейному воспитанию. Они помогут вам избежать ошибок.

ЗАПОВЕДИ ПЕРВОКЛАССНИКА

Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

Не дерись без обиды. Не обижайся без дела. Сам ни к кому не приставай.

Зовут играть— иди, не зовут— попроси, это не стыдно.

Играй честно, а если водишь, то отваживайся. Не дразнись, не ной, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут. Не ябедничай за спиной у товарищей. Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят. Не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдем.

И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись!

ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА:

  • установочная беседа для семьи будущего первоклассника;
  • общая для всех категорий родителей лекция о культуре учебной деятельности младшего школьника с развертыванием перспектив ее развития в средней школе;
  • инструктаж об основах выработки распорядка дня младшего школьника;
  • ежегодные консультации по основным требованиям школы к культуре учебной работы, усложняющимся от ступени к ступени обучения;
  • периодические консультации по содержанию и характеру помощи, оказываемой семьей в развитии тех или иных умений учебной деятельности, в освоении ребенком новых ее способов;
  • индивидуальные (групповые) консультации корректирующего характера;
  • утренники (конкурсы) совместных с родителями дидактических игр;
  • обмен родительским опытом ("как мы играем", "как хозяйничаем", "как учим уроки", "смотрим телевизор", "ходим в музей, театр, на экскурсию...", "что и как читаем");
  • индивидуальные рекомендации по самообразовательной работе родителей.
  • И для семейной, и для школьной педагогики воспитание культуры учебного труда— проблема комплексная. В ней фокусируются и охрана здоровья ребенка, его физическое развитие; и развитие психических сил;
  • и нравственные аспекты становления личности; и собственно развитие интеллекта- Поэтому в практике просветительной работы педагога с родителями специально выделяется тот или иной аспект развития культуры учебного труда младшего школьника.

ПСИХОТЕРАПИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

1. Не бей лежачего. Оценка, расстроившая ребенка, уже сама по себе наказание, и не стоит лишний раз попрекать его.

2. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте их по возможности реже. Если все попреки обрушить сразу, ситуация станет неуправляемой. По возможности выберите из множества недостатков тот, который для вас сейчас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.

3. Не гнаться за семью зайцами... Беритесь одолевать вместе те учебные трудности, которые наиболее значимы для ребенка. Если беспокоит скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности и т.п.

4. Хвалить— исполнителя, критиковать— исполнение- Это правило — центральное! Учитель оценивает работу по школьным нормам. Ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность (и сегодняшнюю работу).

5. Самое трудное правило: оценка родительская и школьная отметка не должны совпадать' Родителям следует сравнивать в первую очередь сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не ориентироваться только на оценку учителя.

6. Не скупитесь на похвалу. Нет такого неудачника, которого не за что было бы похвалить.

7. Учитесь выделять в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных действий. Оценивать учебный труд надо дифференцированно (и умение решать задачи такого типа, и правильность вычислений, и грамотность записи, и внешний вид работы). При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

8. Дифференцированная оценка учебного труда поможет поставить перед младшим школьником предельно конкретные и реальные цели, и он постарается их достигнуть. Попытайтесь (с помощью учителя) определить "составляющие" неудавшейся ребенку работы и начните последовательно и систематично продвигаться к успеху,

9. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. "Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться — главного средства преодоления учебных трудностей. Самооценка ребенка не является зеркальным отражением оценок взрослых, хотя и вырастает на них", — отмечает психолог. Самооценка же ребенка, вырастающая на почве приведенных правил, поможет относиться к школьным отметкам (довольно несовершенная система, к сожалению) без стресса, но содержательно.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «Поделитесь опытом, как вы помогаете своему ребенку учиться. учиться и учиться» (подчеркните утверждение, опирающееся на ваш опыт общения с ребенком, и дополните их о необходимости):

готовлю с ним уроки;

лишаю удовольствия за плохие оценки;

определяю, что ему читать;

учу пересказывать прочитанное по учебнику;

покупаю "впрок" словари, справочники, энциклопедии;

контролирую выполнение режима дня;

запрещаю выполнение домашних заданий с приятелями-одноклассниками;

отвечаю на все вопросы;

внимательно слежу, чтобы за каждым словом у ребенка стояло верное представление;

поощряю рассказы о полученных впечатлениях, о новых знаниях;

слежу, чтобы правильно сидел за рабочим столом;

ругаю за плохие оценки;

проверяю только выполнение письменных домашних заданий;

много читаю ему вслух;

вместе играем;

вместе собираем портфель "на завтра";

помогаю найти ответы на возникающие у него вопросы;

вместе пишем письма родным и знакомым;

стараюсь обогатить новыми впечатлениями (природа, труд, экскурсии и др.);

пополняю домашнюю библиотеку с учетом интересов ребенка;

поощряю подарком (удовольствием) за хорошую отметку;

всегда привожу в пример ровесников, которые хорошо учатся;

всегда расспрашиваю о том, что нового узнал в школе;

учу самостоятельно проверять качество выполненных дома заданий;

не пускаю гулять, пока не сделал уроки;

учу самостоятельно выбирать книги для чтения;

даю понять, что огорчаюсь плохими оценками, но не свожу учение к отметкам.

Учитель включает дополнительные необходимые, по его мнению, позиции: ведь цель анкеты не только получить необходимую педагогическую информацию, но и побудить родителей к осмыслению собственного опыта.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1. "Вопрошайка.» (учим видеть проблемы и формулировать их в виде вопросов; учим описывать предмет).

А. Вы вернулись домой с маленьким сюрпризом для ребенка- Предложите ему отгадать сюрприз, задавая вам вопросы. Включите в игру ваших гостей, обычно стремящихся порадовать ребенка каким-либо подарком.

Б. Показываем детям сюжетную картинку (иллюстрации из еще не прочитанных детских книг, карикатуры из детских изданий, фрагменты комиксов, вкладыши в "жвачку" и др.) и предлагаем: "Спрашивай все, что тебе интересно узнать о нарисованном на картинке". Выигрывает тот, кто больше всех задаст разных вопросов. Все заданные вопросы отмечаются кружочками цветной бумаги, на которых написаны ключевые слова вопросов (Что? Где? Когда? Какой? Как? Почему? Зачем? Можно ли?).

2. "Книжный магазин".

Родители часто покупают книги для ребенка "навырост". Поиграем в "Книжный магазин", чтобы познакомить его с домашним книжным богатством, научить выбирать книгу, овладевать культурой общения.

Предложите малышу приготовить все для магазина:

прилавок, книги (и те, которые уже им прочитаны, и те, к которым, вы считаете, нужно привлечь его внимание. Пусть книги будут в твердом переплете и в мягких обложках, сшитые и клееные, с цветными и с черно-белыми иллюстрациями и др.), "деньги", упаковочный материал. Вы — покупатель. В ходе игры меняйтесь ролями. Когда игра освоена — попробуйте попеременно быть "капризным" покупателем, не очень внимательным продавцом и ищите достойный выход из ситуаций.

3. "Библиотека" (знакомим с домашней библиотекой, учим подбирать книги по теме; учим оформлять каталожную карточку и работать с алфавитным каталогом; осваиваем или разрабатываем систему размещения книг на детской полке; осваиваем речевой этикет в деловой ситуации общения и др.).

Приготовьте все для библиотеки: книги, каталог к ним, формуляр, небольшую тематическую выставку изданий (про зверей, сказки и др.). Распределите роли:

ребенок — библиотекарь, он сам готовит с вашей помощью все необходимое для игры; вы пришли выбрать книгу для малыша-дошкольника и нуждаетесь в совете;

оба — библиотекари, вместе готовите выставку книг для других членов семьи;

библиотекарь— вы.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ  КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Учить уверенности в своих силах (психотерапия неуспеваемости).

Учить планировать время работы и досуга.

Воспитывать тщательность в работе.

Что такое "ориентировочная основа" (памятка) и как она помогает ребенку в учебной работе.

Как развивать воображение.

Как совершенствовать память.

Как расширять словарный запас ребенка.

Как читать вместе с ребенком.

Как учить уроки дома.

КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ

Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение:

1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. После окончания домашней работы 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

7. Перед сном еще раз повтори стихотворение.

8. Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Если на выучивание стихотворения дано два дня:

1. Первый день. Прочитай стихотворение про себя.

Выясни непонятные слова и обороты. Еще несколько раз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

2. Второй день. Прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи его по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение по учебнику, а потом расскажи наизусть.

Если стихотворение большое или трудно запоминается:

1. Раздели стихотворение на четверостишья или

смысловые отрывки.

2. Выучи первый отрывок.

3. Выучи второй отрывок.

4. Повтори первый и второй отрывки вместе.

5. Выучи третий отрывок.

6. Расскажи наизусть все стихотворение.

7. Повтори стихотворение еще раз перед сном.

8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

ПРАВИЛА СПИСЫВАНИЯ

1. Прочитай внимательно весь текст. Все ли тебе понятно?

2. Прочитай первое предложение до точки. О чем говорится в этом предложении?

3. Прочитай по слогам первое слово, отделяя в тексте каждый сдог точкой.

4. Пиши слово под свою диктовку, не заглядывая в книгу.

5. Проверь, правильно ли написано слово. Операции 3-5 повторяются при написании каждого слова. После того как предложение дописано до точки, его нужно проверить.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОВЕРКИ

1. Читай предложение вслух.

2. Подходят ли слова друг к другу?

3. Нет ли лишних слов?

4. Нет ли пропуска слов?

5. Читай слово вслух по слогам и отделяй слоги друг от друга точкой.

6. Подходят ли буквы к слову?

7. Нет ли лишних букв?

ПОРЯДОК РАБОТЫ С ПРОСТОЙ ЗАДАЧЕЙ

1. Знакомство с содержанием задачи. Сколько раз нужно прочитать задачу? Один-два раза. Иногда больше, но чтение должно быть осознанным. Попытка заставить ребенка читать задачу до тех пор, "пока не поймет", приводит к отрицательному результату: при многократном чтении условие вообще "теряет смысл".

Как читать задачу? При чтении необходимо подчеркивать голосом, выделять числовые данные и слова, определяющие выбор действий. В вопросе тоже должно быть подчеркнуто главное (ключевое) слово.

Помогает понять задачу разметка текста карандашом. (Разумеется, пометки в учебнике сразу после окончания работы стираются мягким ластиком).

После чтения необходимо кратко записать условие или сделать чертеж (рисунок) к задаче. Это облегчает поиск решения.

2. Решение задачи. Решить задачу — значит ответить на ее вопрос. Нельзя довольствоваться тем, что ребенок называет правильно результат действия. Необходимо добиваться объяснения того, почему для решения выбрано именно это, а не иное арифметическое действие.

3. Запись решения задачи. Если ребенок на этом этапе работы с задачей испытывает затруднения, помогите ему в его же собственной тетради отыскать форму записи, рекомендованную учителем.

4. Проверка решения. Далеко не каждую задачу, решенную в ходе подготовки домашнего задания, нужно проверять. Однако, если возникло сомнение, понял ли малыш задачу, предложите ему проверить работу. Сделать это просто. Нужно сопоставить условие задачи с тем, что получилось в результате решения.

ПРАВИЛА УСТНОГО СЧЕТА (УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ )

1. Устные вычисления производят, начиная с единиц высшего разряда (письменные — с единиц низшего разряда).

2. Промежуточные результаты при устных вычислениях сохраняют в памяти (при письменных сразу записывают).

3. Приемы устных вычислений одного и того же действия над одними и теми же числами могут быть различными. Это зависит от того свойства, которое используется при счете (все письменные вычисления выполняются по алгоритмам).

4. При устных вычислениях запись производится в строчку (при письменных — в столбик).

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Общие рекомендации к самоподготовке:

а) начинать выполнять домашнюю работу нужно в точно установленное время;

б) прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места;

в) приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;

г) старайся асе затруднения разрешить самостоятельно;

д) о задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике;

е) забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;

ж) начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.

Правила решения задач:

а) прочти внимательно задание; если не понял содержания, прочти еще раз, подумай;

б) повтори условие задачи и ее вопросы;

в) подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;

г) подумай, по какому плану будешь решать задачу;

д) решай задачу;

е) проверь ход решения, ответ.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

"ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?"

1. Понаблюдать, как ребенок общается со сверстниками.

2. Поговорить с ребенком о его друзьях: какие интересы их связывают, что ему нравится в общении с этими детьми.

3. Записать несколько положительных качеств личности своего ребенка.

4. Назвать любимые игры своего ребенка.

5. Вспомнить, когда и за что вы в последний раз хвалили своего ребенка.

6. Посоветовать ребенку завести дневник цветописи, в котором он будет ежедневно закрашивать квадратик, обозначающий день, в определенный цвет, соответствующий настроению: красный — бодрое, жизнерадостное; зеленый— спокойное, уравновешенное; синий — скучное, черный — плохое- Постараться определить причину того или иного настроения ребенка.

ЗАНЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

(Формирование у родителей умения использовать художественную литературу в целях воспитания у ребенка уважительного и заботливого отношения к близким людям).

1. Знакомство с высказыванием В.А.Сухомлинского: "Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры. Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживания его чувств, души, мыслей, переживаний являются красота и величие, сила и выразительность родного слова. Роль этого средства в начальной школе... невозможно переоценить"

2. Обсуждение пословиц: "Что написано пером, того не вырубишь топором", "Сначала послушай, что другие скажут, потом будешь говорить сам".

3. Выполнение практического задания. Родителям предлагаются книги из школьной библиотеки. На выполнение задания и подготовку к выступлению отводится 5 мин:

а) отбор текстов, написанных в разных жанрах;

б) чтение рассказа (сказки) на заданную тему с использованием различных средств усилении выразительности повествования: интонирование, мимика, дополнение, собственные впечатления, оценочные высказывания;

в) обсуждение возможностей использования других текстов для воспитания у ребенка уважительного и заботливого отношения к людям.

4. Коллективная работа — оценка удачности выбора художественного произведения, целесообразности исполнительских ремарок, убедительности речи.

Эта работа проводится для того, чтобы родители научились лучше понимать эмоциональное состояние своих детей, могли передавать им собственные мысли и чувства, помогли своему ребенку научиться правильно реагировать на слова взрослых.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

(совершенствование у родителей навыков самоанализа и самоконтроля).

1. Родители в течение недели фиксируют поведение, поступки и настроение ребенка, стараясь ответить на вопросы:

а) в какой день у ребенка было самое приподнятое настроение и почему?

б) какие факты, явления окружающей жизни вызвали у ребенка сочувствие?

в) кому предлагал ребенок свою помощь, какую, почему? Какой отклик получил этот поступок ребенка? Педагогические задачи.

а) Сверстники во дворе высмеивают вашего сына за его беспрекословное подчинение старенькой бабушке.

б) Ребенок пытался скрыть плохую оценку, мотивируя свой поступок нежеланием огорчать вас.

в) Мальчик нес после школы портфель одноклассницы, На следующий день девочки дразнили его "женихом", а он ответил обидчицам кулаками.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

I. Обсуждение с ребенком решения следующих этических задач.

1. Во время игры твой товарищ нечаянно наткнулся на тебя. Ты упал и ушибся. Как ты поступишь? Что скажешь? Каким тоном?

2. Папа пришел с работы усталый. Как ты его встретишь? Что скажешь? Что сделаешь?

3. К тебе в гости пришел товарищ. Вы увлеклись иг" рой. В это время бабушка попросила тебя сбегать к соседке за головкой лука. Как ты поступишь? Что скажешь бабушке? А что нужно сказать товарищу?

4. Около школы ты встретил свою учительницу, которая шла с незнакомым тебе человеком. Как ты должен поступить? Почему в этом случае не следует обращаться к своей учительнице по имени и отчеству?

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СЕМЬИ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

приобщение к труду через самообслуживание;

постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

организация обучения выполнению трудовых операций;

формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Считаете ли вы своего ребенка способным к какой-либо деятельности?

2. Что дает вам основание считать ребенка способным?

3. Есть ли среди близких родственников вашего ребенка люди, обладающие яркими творческими способностями?

4. Что предпринимает ваша семья для того, чтобы выявить и развить способности вашего ребенка?

5. Какими видами внеурочной деятельности охвачен ваш ребенок? Охотно ли он посещает эти занятия?

6- Удовлетворены ли вы его отношением к этим занятиям?

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ "СПОСОБНОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА"

Тест

1. У Вашего ребенка очевидные технические способности, если он

1.1 интересуется разнообразными механизмами и машинами;

1.2 любит конструировать модели, приборы;

1.3 сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов, любит загадочные сбои в их работе;

1.4 может чинить испорченные приборы и механизмы, использует старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

1.5 любит и умеет рисовать; "видит" чертежи и эскизы механизмов;

1.6 интересуется технической литературой.

2. Ваш ребенок имеет музыкальные способности, если он

2.1. любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

2.2 очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, вслушивается в них, легко запоминает;

2.3 поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение чувства и свое настроение;

2.4 сочиняет свои собственные мелодии;

2.5 охотно учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

3. И, наконец, художественные способности Вашего ребенка могут проявиться в том, что он

3.1 не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

3.2 в своих рисунках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не заклинивается на изображении чего-то наиболее удавшегося;

3.3 серьезно относится к произведениям искусства, становится серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

3.4 когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение: украшение для дома, одежду или нечто подобное;

3.5 не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные. доводы.

Методика обработки результатов тестирования

1. Все подсчеты родители выполняют сами. Результаты тестирования обсуждаются коллективно или с глазу на глаз с педагогом только по просьбе участника работы с тестом.

2. Внутри каждого раздела каждый из признаков оценивается в баллах: от 2 до 5. Если данный признак присущ ребенку в высокой степени, ему можно поставить 5 баллов, если в достаточной— 4; оценка ниже двух баллов не выставляется. Внутри каждого раздела баллы суммируются, сумма делится на количество признаков.

3. Строится график уровня интересов ребенка. На горизонтальной оси располагаются восемь делений по числу разделов, на вертикальной — через равные расстояния — числа от 2 до 5. Точки соединяются.

График помогает родителям принять первоначальное правильное решение в вопросе выбора для ребенка вида внеурочной деятельности, правильно оценить перспективы своего ребенка. Если у ребенка ни одна из склонностей ярко не проявляется, это означает лишь то, что ему нужно уделять больше внимания, стараясь сделать его жизнь более интересной и насыщенной.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Как часто вы ходите в музей? (1 раз в месяц. 1 раз в полгода. 1 раз в год. Очень редко.)

2. Кто в вашей семье является инициатором посещения музея? (Взрослые. Ребенок. Решение принимается сообща.)

3. Назовите музеи, в которых вы побывали в этом (в прошлом) учебном году.

4. Для чего вы ходите в музей? (Для приобретения новых знаний. Для встречи с прекрасным. Для знакомства с произведениями искусства, известными по копиям;

Для развития творческих способностей ребенка. Для приобщения ребенка к музейной культуре.) Впишите недостающее.

5. Есть ли у вас любимый музей? Сколько раз вы в него ходили?

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Любишь ли ты ходить в музей? (Да. Нет.)

2. Какой музей тебе нравится больше всего?

3. Сколько раз ты был в этом музее? Почему?

4. С кем ты бываешь в музее? (С классом. С родителями. С друзьями.)

5. Какой музей ты хотел бы посетить?

6. Какой музей ты хотел бы создать сам?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.  Часто ли вы смотрите телепередачи?

Практически ежедневно. .

1-2 ч в день-

3-4 ч в день.

Изредка.

Практически не смотрю.

2.. Сколько времени вы проводите у телевизора в выходные дни?

2-3 ч. 4-6 ч. По-разному.

3.  Занимаетесь ли, сидя у телевизора, каким-либо делом?

Да.

Нет.

Иногда.

4.  Обсуждаете ли телепередачи с членами семьи? Да-Нет.

5.  Если да, то с кем именно? Напишите!

6. Имеете ли вы обыкновение смотреть со своими детьми детские передачи?

Да. Нет.

7. Какие из этих передач наиболее полезны для вашего ребенка? Напишите!

8. Устраивает ли вас отношение вашего ребенка к телевидению?

Да, Нет, Затрудняюсь ответить.

Если считаете возможным, подпишите, пожалуйста, анкету!

Вопросы для обсуждения

          1. Сколько времени у телевизора проводит каждый из ваших детей?

2. Какие передачи ребенок смотрит постоянно?

3. От каких занятий он отказывается в пользу телевидения?

4. Планирует ли он заранее просмотр телепередач?

Если да, то на какой отрезок времени: на день, на два-три дня, на неделю...

5. Оказываете ли вы в этом помощь своим детям? Если да, то какую?

6. Есть ли передачи, которые собирают у телевизора всю вашу семью? Если есть, то какие?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Перечислите состав вашей семьи.

2. С кем из членов семьи ваш ребенок имеет возможность каждодневного общения? Перечислите их, пожалуйста, расположив по степени интенсивности общения с ребенком.

3. С кем, кроме членов семьи, любит общаться ваш ребенок?

4. Кто из членов вашей семьи пользуется у ребенка наибольшим авторитетом?

5. С кем ребенок стремится поделиться своей радостью, успехом, удачей?

6. К кому прежде всего обращается ребенок в том случае, если нуждается в совете,

в сочувствии, в помощи?

7. Часто ли вы играете со своим ребенком? Кто, как правило, является инициатором совместных игр?

8. С кем ваш ребенок предпочитает проводить свободное от занятий и подготовки домашних заданий время?

Разборчиво подпишите анкету.

Спасибо!

ЛИТЕРАТУРА

Школа и семья  Гребенников И.В.  Пособие для учителя.- М., 1985.

Знаете ли вы своего ученика? Безруких М.М., Ефремова С.П. М.,1991.  

Школьные трудности благополучных детей Г.А.Цукерман

Загадка Вашего ребенка. Хахалин Л.В. -М, 1990..

Не только разумом, но сердцем Сухомлинский В.А.. -М.,1986.

Шклярова Т.В. — Справочник для начальных классов.

Методические рекомендации учителю начальных классов по работе с родителями. - М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и разработки уроков-экскурсий по предмету «Естествознание» в начальной школе.

В  своей педагогической  работе   я большое внимание уделяю экскурсиям. Мною разработаны  уроки – экскурсии, на основе закона периодичности в природе.Цель этих уроков – ...

Методические рекомендации к изучению отдельных тем предмета «Русский язык» в начальной школе

Данная  работа  может быть  интересна  педагогам   начальной  школы, работающим  по  любой образовательной  программе  или системе. Материал...

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе....

Работа с семьёй в начальной школе

В статье представлен опыт работы классного руководителя 1-4 классов с родителями....

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе...

Методические рекомендации для классных руководителей мониторинга по профессиональному ориентированию учащихся (проект «Выбираем профессию»)

Методические рекомендации для классных руководителей  мониторинга по профессиональному ориентированию  учащихся  (проект «Выбираем профессию»)...

методические рекомендации для классных руководителей по организации воспитательной работы

Методическая разработка содержит материал по оформлению документации классного руководителя. Данные рекомендации помогут классному руководителю развить интерес учащихся к урокам и внеурочной дея...