Исследовательская деятельность учащихся в рамках ФГОС
статья

Трофимова Алла Васильевна

Статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledov_deyat-t_uchashch_v_ramkah_fgos.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мини-семинара: «Исследовательская деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС основного музыкального образования».

Наша жизнь очень быстро меняется. За каждые 5-8 лет удваивается объем информации, которую необходимо усвоить учащимся общеобразовательной школы. Как же успеть за этим, ведь процесс обучения довольно длительный? Знания, умения и навыки накапливаются постепенно, из года в год. Ускорить процесс, просто увеличив объем домашнего задания, взвинтив темп урока, не получится. Перегруженные информацией учащиеся окончательно потеряют интерес к обучению, перестанут воспринимать необходимые знания. Необходимо найти такие методы работы, которые помогут ученикам освоить универсальные и предметные способы действий, позволяющие ориентироваться в нарастающем потоке информации. Выйдя за школьный порог, выпускник должен будет применять полученные знания в новых ситуациях, ему придется анализировать имеющуюся у него информацию, отстаивать свою точку зрения. Учиться этому надо уже в школе. Подчиненная роль ученика на уроке не подходит категорически. Китайская мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Задача учителя: организовать деятельность на уроке таким образом, чтобы ученик самостоятельно добывал знания: размышлял, искал, и в конце концов находил. Именно свое собственное «открытие» на уроке учащийся запомнит на всю жизнь.

Среди инновационных педагогических средств и методов Федеральных Государственных Образовательных Стандартов 2 поколения особое место занимает исследовательская деятельность – как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В отличие от проектирования не предполагает создания какого-нибудь продукта, что необходимо в проектной деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся дает возможность развивать индивидуальные природные задатки и способности. Самому «докопаться» до истины, проникнуть в суть вещей и явлений – желание большинства детей и подростков. Необходимо всего лишь помочь найти нужное направление в поиске «истины». Это не значит, что учитель назойливо должен вести своего подопечного по дороге исследования. Главная роль в этой работе отводится именно ученику. Основной задачей педагога является отслеживание порядка прохождения учеником всех этапов исследования.

Этапы  исследования:

• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

• Выдвижение гипотезы.

• Постановка цели и конкретных задач исследования.

• Определение объекта и предмета исследования.

• Выбор методов и методики проведения исследования.

• Описание процесса исследования.

• Обсуждение результатов исследования.

• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Процесс исследовательской деятельности долог и труден, он требует определенной мотивации как со стороны ученика, так и со стороны педагога. Попытка искусственно форсировать события, подсказав ожидаемый результат исследования, пойдет только во вред. Произойдет демотивация ученика. Каждый из нас знаком с этим явлением. Если при чтении книги сразу пролистать последние страницы -  читатель теряет интерес к произведению. Тоже происходит и в процессе исследования. Самое интересное – сам процесс, для многих он важнее, чем результат. Хотя результат является итогом всей деятельности, он необходим для осознания значимости долгой работы.

Проведение научного исследования помогает приобщить учащихся к процессу выработки новых знаний. Постепенно они осваивают один из нестандартных видов познавательной деятельности. Кроме того, самостоятельная работа с учебной, монографической литературой, поиск необходимых статей, книг, работа с информационной системой Интернет проходит гораздо более эффективно именно в исследовательской деятельности. Для того, чтобы выступить перед аудиторией, защитить свою работу, необходимо создать презентацию, научиться составлять графики и диаграммы – необходимые умения, которые еще не раз пригодятся в будущем. И, конечно, очень важно выступить публично, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее. Ораторское искусство, к сожалению, не преподается в нашей школе, и в данном случае навык выступления перед аудиторией был бы не лишним. Кроме умения подать информацию, необходимо также выслушать вопросы и на них ответить.

Исследовательская деятельность помогает развивать самостоятельность в поступках и действиях.  Незаметно для самих себя школьники учатся принимать ответственность за результаты своей деятельности. Целеустремленность и настойчивость в достижении целей формируется постепенно, поэтапно. Самое главное в исследовательской деятельности -  подготовка учащихся к принятию решений, выработка активной жизненной позиции.

В научно-исследовательской работе школьники выявляют проблему: для этого они учатся смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что часто не замечается. Например, проблема снижения успеваемости среди подростков зависит в том числе и от их музыкальных предпочтений. Неожиданно? Ну это еще не все: длительное прослушивание любимых музыкальных произведений в наушниках также может послужить причиной снижения успеваемости. Объектом исследования в таком случае становятся некоторые музыкальные направления, а также восприятие человека. Предметом исследования -  влияние музыки на успеваемость подростков. Итак, необходимо выявить, как влияют музыкальные предпочтения учащихся на их успеваемость. Для решения поставленной задачи учитель помогает выявить основные направления дальнейшей работы. Без создания психолого-педагогической характеристики подросткового возраста невозможно дальнейшее обсуждение этой темы. Для более полного раскрытия темы необходимо познакомиться с трудами ученых, философов, медиков, педагогов. Проблема влияния музыки на организм человека не нова. Следующий этап: определить признаки, характерные для некоторых музыкальных направлений. В процессе работы учащиеся самостоятельно подбирают необходимую литературу. Но педагог в любую минуту может помочь, подсказать направление поиска. Самое важное – это осознание необходимости проводимого исследования для учащихся. Один из самых интересных этапов работы – практическая деятельность, в данном случае – анкетирование. Так как исследование проводили учащиеся 6 класса общеобразовательной школы, то и анкетирование затронуло подростков, в данном случае 5-7 классов. Школьники ответили на несколько вопросов: музыку какого направления вы предпочитаете: рок-музыку, поп-музыку, рэп, джаз, классическую музыку или электронную музыку. Ваша успеваемость: учитесь без «троек» (на «4» и «5»), учитесь удовлетворительно (без «2») и иное (дать ваш ответ). И, конечно же, в каком классе вы учитесь. В опросе приняло участие 77 человек. По результатам анонимного анкетирования исследователи пришли к выводу, что большинство хорошистов и отличников предпочитают классическую музыку и джаз, ведь музыкальные произведения этих направлений трудно слушать на бегу, необходимо сосредоточение. Рэп и поп-музыку выбрали учащиеся, закончившие полугодие без «2». Вероятнее всего, сделали вывод школьники, притягивает ритм, простая мелодия и близкий подросткам текст. Результаты анкетирования по использованию наушников никого не удивили, более 70% учащихся 5-7 классов – любители послушать музыку через наушники. Но мало кто из них догадывается, что это может быть одной из причин снижения успеваемости в школе. К необходимости выработать рекомендации по использованию наушников пришли все участники исследования. Выводы напрашивались сами собой, гипотеза была подтверждена. Таким образом пройдя через все этапы исследовательской работы, учащиеся окрыли для себя новый и ранее неизвестный мир науки и исследований. Но для этого им пришлось поработать с музыковедческой литературой, затронуть педагогику, психологию. Поэтому, я думаю, для формирования целостной, гармоничной и инициативной личности, исследовательский метод следует использовать как можно чаще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме"Внеурочная деятельность учащихся в рамках ФГОС НОО

В презентации раскрываются виды внеурочной деятельности учащихся. Исследовательская работа - один из видов внеурочной деятельности.в лрезентации приводятся примеры этапов исследовательской работы учащ...

Исследовательская деятельность учащихся в рамках проекта "Хочу все знать"

В Федеральном  государственном образовательном стандарте прописаны  виды  деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность определяется стандартом, как главн...

Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

Формирование оценочной деятельности учащихся в рамках ФГОС

Новый стандарт образования на первое место выдвигает обучение детей самоорганизации, самоконтролю, саморегуляции. Контроль и фиксирование (знаковое обозначение) на основе самоконтроля помогают развити...

"Проектная деятельность учащихся в рамках ФГОС" доклад

Проектная деятельность учащихся начальной школы в рамках ФГОС...

"Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках УМК "Планета знаний"

1. Выступление на научно - практической конференции "Инновации в системе образования Республики Мордовия"-  14.05. 2015 года....