Исследовательская деятельность учащихся в рамках проекта "Хочу все знать"
методическая разработка (4 класс) по теме

Комарова Наталия Семеновна

В Федеральном  государственном образовательном стандарте прописаны  виды  деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность определяется стандартом, как главная ценность обучения. Одно из ведущих направлений- исследовательская  деятельность, выполнение детьми  исследовательских  и различных проектных работ.   В  рамках  научно-исследовательского проекта "Хочу все знать",путь к знаниям  учащиеся  осуществляли   через свой  собственный  творческий  исследовательский  поиск. По продолжительности  выполнения  проект- долгосрочный, возраст учащихся на которых  был рассчитан данный  проект-10-11 лет. Целью проекта было: способствовать  формированию исследовательской  культуры  младших школьников. В рамках проекта было создано научное общество "Созвездие". Исходя из интересов  учащихся, была выбрана  тематика заседаний, продумано планирование работы, а затем и темы исследовательских работ. Выступления  на научных конференциях- итог кропотливого труда ребенка, учителя  и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Комарова Н.С.

Исследовательская  деятельность  учащихся в рамках проекта «Хочу все знать»

       В Федеральном государственном образовательном  стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность определяется  стандартом, как главная ценность обучения. Одно из ведущих направлений в обучении младших школьников - исследовательская деятельность, выполнение детьми исследовательских   и  различных проектных работ. Начальная школа  является  основой  для  формирования  азов  исследовательской культуры.

      Согласно  новому стандарту, дети должны  овладеть различными видами исследовательской работы. Ученик при содействии  учителя  должен самостоятельно научиться  результативно  действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Еще одной особенностью ФГОС  является формирование  у детей  умения самостоятельного поиска информации. Помочь учителю начальных классов в этом может использование в работе проектной технологии, это -  научно- познавательные, исследовательские проекты или проекты с элементами исследований. Путь к знаниям учащиеся осуществляют через  свой  собственный творческий  исследовательский  поиск.

       В своей работе  я использовала  научно-исследовательский проект «Хочу все знать». По продолжительности выполнения – долгосрочный. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект 10-11 лет. Целью проекта было: способствовать  формированию  исследовательской культуры младших школьников. Задачи   проекта:  развивать творческую  исследовательскую активность, интеллектуальную сферу личности, стимулировать у учащихся  интерес к фундаментальным и  прикладным  наукам, создавать положительную мотивацию  учения и образования, формировать умения и навыки самообразования, формировать коммуникативные умения и навыки, вовлекать родителей во внеурочную деятельность. Формы  работы  в рамках проекта  с учащимися были   индивидуальные и групповые. Это – экскурсии, мини-конференции, брейн -ринги, исследовательские работы, дискуссии, заседания научного общества, творческие лаборатории, игры, викторины, выступления на научно-познавательных конференциях  и т.д.

На первом этапе  было проведено анкетирование учащихся, для выявления их интересов:

  1. По какому предмету  вам  интересно читать дополнительную литературу?
  2. Какие вопросы вас интересуют?
  3. Нужно ли проводить в школе исследовательскую работу?
  4. Какие темы исследований  могли бы быть  вам интересны?

     Были выявлены учебные  предметы, близкие к теме проекта: окружающий мир, история.  Учащимися создано научное общество «Созвездие». Исходя из интересов  учащихся, была выбрана тематика заседаний,  продумано планирование работы, а  затем темы исследовательских работ. Перечень тем, к которым  проект имел отношение: «Вода в природе», «Природные явления», «Мир древности: далекий и близкий». Был составлен паспорт проекта. Затем шла реализация проекта «Хочу все знать».

     Одной из наиболее часто используемых  форм работы в рамках проекта - была  работа  в  группах. Ребята учились работать с разными источниками информации, атласами, картой, выполнять опыты, проводить наблюдения, эксперименты, дискутировать друг с другом, выступать с сообщениями, отвечать на  заданные им вопросы по выступлению, самостоятельно  искать необходимую информацию, готовить доклады. Со своими исследовательскими работами выступили на  7-ой научно-познавательной конференции младших школьников в секции «Необъяснимо, но факт». В рамках проекта были представлены исследовательские работы «Тайна девятой планеты», «Изморозь- интересное природное явление».

       Работа по проекту была продолжена в 4-ом классе по теме «Древние  цивилизации». Предварительно  мы с ребятами   съездили в Сарай - бату -столицу Золотой Орды и на археологические раскопки в  Селитренное городище. Затем была спланирована тематика заседаний научного  общества «Созвездие». В рамках проекта были проведены встречи с  заведующим археологическим отделом Астраханского музея-заповедника  Плаховым В.В.

      Учащиеся   выступили   на 8-ой научно-познавательной конференции младших школьников в секции «Мир древности: далекий и близкий», были представлены  исследовательские работы,  одна из которых «Тайны земли Астраханской» была опубликована в проекте для одаренных детей «Алые паруса» в социальной сети работников образования и представлена на областной открытой научно-практической конференции, в номинации «Первые шаги в науку».

         Были подведены итоги проекта и рефлексия, дети провели самоанализ и дали самооценку проделанной работе. Итогом проекта стало  оформление  портфолио, компьютерная презентация и защита проекта. Учащиеся, выполнившие исследовательские работы смогли ответить на вопросы «Чему я научился?», «Чего я достиг?» Выступления на научных конференциях - итог кропотливого труда  ребенка, учителя и родителей. Роль учителя в исследовательской деятельности – координировать, направлять и помогать учащимся. В связи с этим Сухомлинский  справедливо отметил:  «В душе  каждого ребенка  есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа в рамках УМК Занкова

Методический материал для выступления...

Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах"

Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах....

Системно - деятельностный подход в работе специалистов с детьми ОВЗ через опытно - исследовательскую деятельность в рамках ФГОС

В статье показана работа специалистов с детьми ОВЗ через опытно-исследовательскую деятельность....

статья "Организация проектной и исследовательской деятельности в рамках ФГОС в начальной школе"

Статья об организации проектной деятельности на начальной ступени обучения...

Проектно-исследовательская деятельность в рамках внеурочной деятельности

Изменения, происходящие в современном обществе с внедрением ФГОС второго поколения в начальную школу, требуют развития новых способов образования и новых педагогических технологий, нацеленных на инди...

Работа с литературными источниками в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ

Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной ид...

Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО

Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...