"Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках УМК "Планета знаний"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Пурцакина Любовь Ивановна

1. Выступление на научно - практической конференции "Инновации в системе образования Республики Мордовия"-  14.05. 2015 года.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках УМК  « Планета знаний». Результаты работы.

 «Каждый ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безразмерен, и каждый может достичь в жизни цели и осуществить любой жизненный проект» (М. Монтессори).

          Одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды в начальной школе можно отнести организацию проектной деятельности.

Проектная деятельность является методом, идущим от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность. Однако проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. А исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта. В исследовании обнаруживается то, что уже есть, а в проекте создаётся то, чего нет.

Вместе с тем  в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:  развитие познавательных умений и навыков учащихся;  умение ориентироваться в информационном пространстве;  умение самостоятельно конструировать свои знания;  умение интегрировать знания из различных областей наук;  умение критически мыслить.  Одна китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана экспериментальная деятельность. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

         Мы, учителя начальных классов МБОУ «РСОШ №1», работающие по УМК «Планета знаний», занимаемся проектированием с младшими школьниками 4 года.  Нами была организована творческая группа, которая работала над проблемой «Проектно – исследовательская деятельность средствами УМК «Планета знаний».

     УМК «Планета знаний» - один из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов. Почему? Да потому что исследователи характеризуют метод проекта  как:

  • Личностно – ориентированный;
  • Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • Развивающий умения самовыражения, самопрезентации  и  рефлексии;
  • Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • Воспитывающий целеустремленность, ответственность,  инициативность и творческое отношение к делу;
  • Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
  • Здоровьесберегающий.

        В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность и носит исключительно добровольный характер.

Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине.  Тем самым, помогая ребятам, да и учителю, определиться с темой проекта. Затем нужно определить цели и задачи. И возникают первые   трудности. Младшим школьникам часто нравится всё. И определить, зачем они будут заниматься  каким-либо делом, они не могут. В этом необходима помощь и умные наводящие вопросы учителя.

  Необходимо определить две цели – для себя и для детей. Цель  для учащихся должна быть детям интересна, актуальна и доступна. А цель для  учителя часто отличается от детской, т.к., используя проект, учитель занимается формированием  УУД, развитием исследовательских навыков у своих учеников,  только интересным для детей и для себя методом.

Учитель, используя проектный метод:

  • предлагает
  • ставит проблему
  • консультирует
  •  наблюдает
  • помогает
  • уточняет
  • проверяет
  • обобщает
  • контролирует
  • оценивает.

А учащийся:

  •  анализирует
  • сравнивает
  • выбирает
  • исследует
  • изучает
  •  разрабатывает
  • определяет
  • обобщает
  • оформляет
  • защищает проект.

Проект учит ненавязчиво, завуалировано.

Второй этап – практическая работа над реализацией проекта.

На развороте учебника находятся  не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта. Например, в  качестве подсказки даны источники информации, которыми могут воспользоваться учащиеся при подготовке этого проекта. Это книги,  беседы со взрослыми, научные фильмы,  интернет, экскурсия в музей и т.д.. В  реализации проекта   помогут  план, памятка, таблица,  т. е. опора по которой будет работать ученик. Такие опоры представлены в рабочих тетрадях по каждому проекту.

Наиболее  сложные информационные проекты.  Например,  « Знание - сила», «Мы живем в космосе» («Окружающий мир. 2 класс»). В них   необходимо научить детей работе с различными видами информации. Первые проекты учитель работает над информацией вместе с детьми. Посещает вместе библиотеку, учит правильно работать с различной литературой, выбирать главное, находить интересное, необычное, отбирать книги в соответствии с возрастом. Заводим  папку, в которую отбираем   всё необходимое для будущего проекта: картинки, интересные факты.

Вот на этом этапе есть возможность проявить самостоятельность каждому ученику. Педагог должен поощрять творческие находки детей. Помогать реализовывать индивидуальные планы. В процессе этой работы возможны изменения в плане проекта, уточнение темы, цели и задач.

Детские находки порой уникальны. По - новому раскрываются отношения детей и родителей. Многие родители оказывают помощь своим детям, увлекаясь вместе с ними. Случается и выполнение работы за детей. Для объяснения своей работы, для оказания помощи проводятся родительские собрания.

 Третий  этап -  презентация своей работы.

Итак, стадии работы над проектом - это  — это «пять П»:  Проблема — Проектирование (планирование) —Поиск информации — Продукт — Презентация.

 Авторы УМК « Планета знаний» предлагают различные формы защиты (презентации) – малая конференция, выставка книг, репродукций, рисунков и поделок ребят, сборник творческих работ. Это значительно облегчает подготовку проекта для ребят.

Один из наиболее простых видов представления проекта - выступление с рассказом, дополняется своими рисунками, иллюстрациями из книг. На первых порах не у всех получается. Готовясь к защите проекта, ученик должен выстроить своё выступление чётко, логично, аргументировано, эмоционально. Идёт интенсивное развитие логики, мышления, культуры речи. Ребята приобретают  опыт публичного выступления. В этом им помогает памятка.

Памятка для подготовки выступления.

1.Общие рекомендации.

  • Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут.
  • Рассказывайте   с  использованием интересных примеров.
  • Употребляйте только понятные вам слова.
  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

2. Техника подготовки.

  • Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
  • Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
  • Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.

 3. Рекомендации выступающему.

  • Начните свое выступление с приветствия.
  • Огласите название  вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
  • Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
  • Старайтесь ответить на все вопросы.

Возможно добавление электронной презентации. Учитель может сделать для детей сам или помогут родители.

Можно организовать работу так,  что из мини-проектов складывается один общий проект всего класса. Самым первым  таким проектом явился проект по математике в 1 классе «Моё любимое число».

Источниками добываемой информации послужили: книги, фильмы, беседы со взрослыми, наблюдения, интернет – источники. Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями. Работу над своей цифрой ребята держали в тайне. И, конечно же, с помощью взрослых были изготовлены книжки – малышки,  стенгазеты, раскраски; созданы компьютерные презентации, сообщения, в которых была собрана интересная информация о цифрах.

При презентации этих проектов детьми были рассказаны стихотворения о цифрах, пословицы, исполнены песни, решались задачи; дети загадывали друг другу загадки, разгадывали ребусы, шарады; была представлена другая интересная информация. Сами цифры были изготовлены из различных подручных средств. Были цифры, сделанные методом аппликации, изготовленные из бисера, слепленные из пластилина, выпеченные в виде торта.

        Эти работы мы частенько используем на уроках и на перемене, т.к. в них  множество загадок, кроссвордов, занимательных задач, сведений не только о числах, но и о природе, истории и семейных традициях. В целом работа заняла больше месяца. В результате выполнения этого проекта у первоклассников расширился словарный запас, кругозор, активизировалась внутренняя и внешняя речь, развился интеллект и эмоционально-волевая сфера. Работа над проектом позволила освоить первичные методы исследования, применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов, развить интерес к математике и к процессу познания в целом.  В силу своего возраста дети не обладают самокритичностью, не могут оценить степень полноты своего исследования. Поэтому мы высказывали свои оценочные суждения в форме советов, пожеланий.

    Следующим проектом был проект «Алфавит». 

Цель проекта: закрепить звуки и буквы русского алфавита.

      На первом этапе проектной работы была поставлена задача изготовления собственной азбуки.

      На втором этапе при обсуждении идей и путей реализации поставленной цели ребята предложили сделать либо азбуку, либо что-то другое.

      Третий этап коллективно не обсуждался, так как каждый участник держал идею своего проекта в тайне.

      В реализации четвёртого этапа участвовали родители первоклассников: они поддерживали детей советом, помогали в оформлении.

      На заключительном этапе состоялась презентация данных проектов. Дети загадывали друг другу загадки, читали стихи, разгадывали ребусы, шарады. У каждого присутствовала оригинальность представления буквы. Были сообщения на тему: «Моя любимая буква», Красочная «Фруктовая  азбука», «Морская азбука», «Автомобильная азбука», «Флаги стран», «Цветочная азбука» понравились всем.

       За четыре года ребятами было выполнены различные проекты: по литературному чтению в 1 классе по теме «Русские народные сказки» ребята выбрали проекты «Герои сказок в рисунке, лепке», «Викторины по сказкам».

     В технологии применяются выставки работ, испытание своего изделия, показ работы, подарок, например, проект « Сказка  из пластилина», « Макет пещеры первобытного человека», «Макет школы».

          Во втором классе по темам «Устное народное творчество», «Любимые писатели, произведения и герои» были реализованы такие проекты «Выставка книг по разным темам», «Выставка детских поделок», «Конкурс знатоков русских народных сказок, песен, загадок, поговорок», викторина «Кто больше знает». Для этого дети посетили библиотеку, во время минуток литературного обозрения читали сказки, колыбельные песни разных народов, пословицы. В классе и дома просматривали сказки по телевизору.

Ребята собирали природный и бросовый материал для изготовления поделок, нашли разработки всевозможных  конкурсов, викторин по заданной теме. Дети разучивали песни, проводили подвижные игры разных народов. И, конечно же,  обращались за помощью к родителям.

В классе ребята организовали выставки книг, поделок и рисунков. Дети рассказывали сказки, импровизировали, как настоящие артисты. Группой ребят был изготовлен кроссворд «В гостях у сказки». Увлекательно прошла викторина по чтению.

       В третьем классе  при работе над проектом «Народные сказки», ребята изготовили книжки - малышки с разными сказками, выполнили иллюстрации к сказкам, организовали выставку поделок, подготовили сообщения о художниках, создавших картины на сюжеты русских народных сказок,  собрали информацию о художниках – иллюстраторах русских народных сказок.

   Таким образом,  у ребят развивается умение выбирать нужный материал для работы в книгах, энциклопедии; оформлять материал, развиваются навыки самостоятельности,  коммуникативности,  мыслительной деятельности. Воспитание толерантности, расширение кругозора.

Реализацией проекта по русскому языку «Как хорошо уметь грамотно писать», стали письма, написанные Деду Морозу.

      Самыми разнообразными были  проекты по курсу «Окружающий мир»: «Смешанные леса России», «Широколиственные леса», «Животные и растения заповедника имени Смидовича» «Выставка поделок из природных материалов», «Покормите птиц зимой» и т. д. Ребята мастерили кормушки, выпустили газету, рисовали экологические плакаты, сочиняли сказки, составляли викторины, писали рефераты.

В четвёртом классе были выполнены проекты: «Длина и её измерение», презентация и реферат «Волшебные слова», презентация «Крещение Руси», «Озёра и реки России», « Мой словарик в картинках» и т.д.

        Вывод:  Проектная деятельность в контексте УМК «Планета знаний» обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Проектная деятельность ориентирует учащихся на коллективную, групповую, парную и индивидуальную деятельность. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности. Эта форма работы носит исключительно добровольный характер. Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.

Своё выступление я хотела бы завершить так:

 Мы учимся творить, искать

Исследовать, что неизвестно,

В конечном счёте получать

Ответ на то, что интересно !

Используемая литература:

1. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. – Москва, Вентана-Граф, 2002г.

2. Новолодская Е.Г., Яковлева С.Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения.  // Журнал «Начальная школа» № 1, 2008.

3. Ситникова Т.Н. Интегрированные уроки: 3 класс. – М.: «ВАКО», 2008. – (Мастерская учителя).

4. Савина Н.Н. Курс лекций по современной дидактике: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. Изд. 2, доп. Елабуга, 2003.

5. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1–4 классы. Учебно-методический комплект “Планета знаний”. – М.: АСТ: Астрель, 2014 г.

                                                               

                    Пурцакина Любовь Ивановна,                                               учитель начальных классов  МБОУ «РСОШ №1».

           

E – mail: lpurtsakina@mail.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках внедрения ФГОС

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности...

Исследовательская деятельность учащихся в рамках проекта "Хочу все знать"

В Федеральном  государственном образовательном стандарте прописаны  виды  деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность определяется стандартом, как главн...

Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...