Мастер-класс " Формирование познавательных УУД. Работа с информацией"
материал

Любовь Валентиновна Усанина

описание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_urok.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Формирование познавательных УУД в начальной школе. Работа с информацией»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с некоторыми видами задач при работе с информацией в начальной школе.

Практическая значимость: 

  • ознакомление с  различными видами задач при работе с информацией на уроках в начальной школе;  
  • предлагаемые на занятии  виды задач  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с  различными видами задач при работе с информацией;
  • показать практическую значимость использования данных видов задач при работе с информацией, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: 

  • помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест,
  • компьютер,
  • проектор,
  • экран или интерактивная доска

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя начальных классов

   План проведения мастер- класса:

  • презентация педагогического опыта педагогом - мастером;
  • рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целесообразности  применения на уроках в начальной школе показанных видов задач при работе с информацией с участниками мастер-класса.

   Предполагаемый результат: 

  • участники мастер-класса систематизируют знания о работе с информацией на уроках в начальной школе, обсудят возможности их применения в процессе обучения;
  • педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

                       

                                 

                         

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Усанина Л.В.. Я учитель начальных  классов МБОУ НОШ № 2.

В начале мастер-класса я попрошу вас обратить внимание на экран .

- Какие ассоциации у вас возникли? Отдых, солнце, дельфины, море. Хорошо бы отдохнуть летом на море! Но ведь море может таить в себе опасность: морские обитатели, штормы, морское цунами, подводные камни.

А еще бывает МОРЕ  ИНФОРМАЦИИ,  в котором также очень легко утонуть. Чтобы это море было безопасным, необходимо владение человеком информационной компетентностью.    

Вы уже догадались, о каких УУД  пойдёт речь на этом мастер-классе? (Познавательные, общеучебные,  работа с информацией )

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией». Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие.

Готовясь к сегодняшнему мастер-классу я, конечно, посмотрела много информации по этой теме, и, прежде всего, книги А.Г.Асмолова и др. авторов «Как проектировать УУД», «Формирование УУД», где прописано, что к УУД относится «Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в т.ч компьютерных средств» В одних источниках работа с информацией состоит из 4-х групп умений, в других - из 3-х. Я вам представлю три группы учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников

 Поиск, селекция, фиксация информации предполагает умение находить информацию по заданному основанию, существенным признакам, представленную в явном и неявном виде, фиксировать информацию разными способами: словесно, в виде таблицы, рисованной схемы, графически и т.д.

 Оценка достоверности информации предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

 Преобразование, интерпретация и применение информации предполагает умение упорядочивать информацию по заданному или самостоятельно выбранному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами (словесно, в виде таблицы, рисованной схемы), устанавливать простые связи, делать предположения и элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные в задаче вопросы.

По окончании моего мастер-класса попрошу сказать, а какие виды работы с информацией использовала я, готовясь к нему?

Практическая часть 

Разминка Уважаемые участники мастер-класса, мы отправляемся в плавание по морю Информации. Для начала разминка. Я предлагаю выполнить интересное, на мой взгляд, задание. После его выполнения ответьте, пожалуйста, на вопрос: Какой вид учебных действий, связанных с информацией, можно формировать при выполнении этого задания? 

Перевёртыши.

 Перевёртыши – это забавная игра. Игроку даётся фраза. Он должен к каждому слову фразы подобрать слово с противоположным значением.  В итоге игры получится известная пословица или поговорка.

Например. Большой пальме жарко летом.

Подбираем слова с противоположным значением.

Большая – маленькая.

Пальма – сосна, ель, ёлка, ёлочка.

Жарко – холодно.

Зимой – летом.

Получилась фраза: Маленькой ёлочке холодно зимой.

Разгадайте перевёртыши, составленные из русских пословиц и поговорок.

 У честного человека и ботинки промокают. (На воре и шапка горит).

 Отдых – ягнёнок из поля бежит. (Работа -не волк, в лес не убежит).

 Безделью безвременье, а работе секунда. (Делу время- потехе час).

Итак, какой вид учебных действий по работе с информацией формируется при выполнении этого задания? (Прежде всего, преобразование информации)

Работа в группах. После разминки отправляемся в плавание. Каждая команда имеет на своих столах разные задания и картинки спасательных кругов. Если задание вызвало затруднение, вам нужно поднять вверх картинку спасательного круга. Разрешить трудности при выполнении заданий вам поможет спасатель, то есть я. Прошу Вас приступить к плаванию. Проверка работ в группах.

Ну что ж, у нас, слава богу, никто не утонул в море информации, и мы благополучно вернулись.

Сегодня я принесла с собой несколько сит (картинки). Как вы думаете, как это связано с темой «Работа с информацией»? (информацию просеивать) А почему несколько сит?

Это вы поймёте после того, как узнаете притчу «Ученик - учитель»

К Учителю  прибежал ученик  и говорит:

– Слушай, Учитель, знаешь, что говорит о тебе твой друг…

– Подожди, подожди, – перебил учитель. – Просеял ли ты то, что хочешь мне сказать, через три сита?

– Какие сита?

– Первое сито – это сито правды: то, что ты хочешь мне сказать – это правда?

– Не знаю, я так слышал…

– Значит, ты не знаешь правда это или нет… А просеял ли ты эти слова через второе сито – сито доброты? То, что ты хочешь рассказать о моем друге – это доброе?

– Наверное, нет!

– Значит, ты мне хочешь сказать что-то плохое, и не уверен, что это правда… Тогда просеем еще через одно сито – сито необходимости. Так ли уж необходимо услышать то, с чем ты прибежал?

– Нет, необходимости в этом нет…

– Значит, – сказал мудрец, – в том, что ты хочешь мне сказать нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда мне это говорить?

Хотела бы закончить нашу встречу интересной мыслью. Брюс Стерлинг высказал интересную мысль: «Мы тонем в информации,  а задыхаемся от нехватки знаний» Информация только тогда становится знанием, когда мы просеиваем ее через несколько сит.

И, возвращаясь к началу мастер-класса, какие виды работы с информацией по данной теме использовала я? (все 3: поиск, оценка достоверности, интерпретация и применение)

Итог

 Вот прошёл мой мастер-класс.

Я спрошу теперь у вас:

Был ли мастер -класс вам впрок?

Подведём простой итог!

Если мастер-класс был нужен,

Если кто с ним очень дружен,

Тот надует красный шар!

Шарик синий – мы всё знали,

Только время потеряли!

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем надувать!

А теперь шары подняли,

Всему залу показали!

 Что ж, итог мы подвели,

Выводы для всех просты:

Правит миром информация!

Вот таков итог моей презентации.

Благодарю за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....

Формирование первоначальных навыков работы с информацией у младших школьников средствами учебно-методического комплекта Л.В.Занкова

В современном обществе человеку приходится постоянно иметь дело с огромными потоками информации. Чотбы не затерятся в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны б...

Мастер-класс для учителей начальных классов "Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения"

Данный мастер-класс был проведён на практических занятиях курсов по ФГОС НОО....

Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включе...

Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включе...

Мастер-класс "Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий"

Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования познавательных универс...

Мастер - класс. Особенности формирования смыслового чтения на учебных занятиях ОРКСЭ. Мнемонические приемы запоминания информации при работе с определениями и понятиями.

Традиционные методические приёмы создают условия для учащегося овладеть метапредметными результатами освоения образовательной программы.  Такими приёмами как этимологическое знакомство со словарн...