Материалы к выступлению «Технологическая карта – как показатель профессионализма учителя начальных классов»
учебно-методический материал

Байрамгулова Лилия Ямиловна

Материалы к выступлению на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.Я.Байрамгулова

Выступление «Технологическая карта – как показатель профессионализма учителя начальных классов»

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

 
Обучение с использованием технологической карты позволяет:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.


Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.


Преимущества технологической карты:
• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
• освобождается время для творчества учителя;
• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.



Предварительный просмотр:

Л.Я.Байрамгулова

Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК «Школа России», учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 2 класс»

Тема

Родственные  слова

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с понятием родственные (однокоренные) слова, формирования умения
находить родственные слова, выделять общую часть слова

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Личностные
результаты

Проявляют интерес (мотивацию) к изучению нового, этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений).

Коммуникативные: принимать участие в обсуждении заданий в паре, проявлять инициативу, самостоятельность в работе; выражать свои мысли в устной речи.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап «Постановка учебной задачи»

1. Читает текст

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

— А я ваша родственница - гусеница.

Слушают текст.

Выделять существенную информацию из текста.

 

Слушать учителя

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

 

2. Организует беседу, выявляющую представления детей о родственных словах:

Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию,} Родственники — это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

— Как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?

- Сформулируйте тему нашего урока.

3. Подводит итог беседы.

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают предположения о теме урока.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Этап «Усвоение новых знаний и способов действий»

Знакомит с понятием «родственные слова».

Организует работу с упражнением по распознаванию родственных слов (№ 77,78 с.58)

Читают текст,
отвечают на вопросы,

Называют и записывают родственные слова, выделяют общую часть, определяют
значение

Овладевают понятием родственные слова.

Распознают родственные слова, находят
в них общую часть. Определяют лексическое значение
родственных слов

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время выполнения задания, осуществляемого во фронтальном режиме

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания, доказательства

Сравнивают, анализируют слова.

Контролируют правильность и полноту ответов обучающихся

Владеть логическими операциями сравнения и анализа

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Этап «Закрепление знаний и способов действий»

Организует работу в парах по распознаванию родственных слов (упр.82)

Предлагает прочитать задания и выполнить их в паре.

Проверяет правильность выполнения задания

Называют родственные слова, записывают, выделяют общую часть

Устанавливают причинно-следственные связи. Распознают

родственные слова
среди слов с омонимичными корнями

Взаимодействуют в паре, находят родственные слова, доказывают свой выбор

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания, доказательства

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания

Уметь осуществлять само- и взаимоконтроль. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

Организует самостоятельную работу обучающихся

(На карточках записаны слова.)

1. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.

— В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные слова, выделите общую часть.

Самостоятельно находят родственные слова, зачеркивают лишние, выделяют общий корень

Распознают родственные слова, находят
в них общую часть. Определяют лексическое значение
родственных слов

Сравнивают, анализируют слова. Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания

Уметь осуществлять самоконтроль. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

Этап «Рефлексия учебной деятельности»

Организует беседу по вопросам:

– Какое открытие сделали
на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать
подробнее?

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время беседы, осуществляемого во фронтальном режиме

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют ответы обучающихся, дополняют

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Этап «Домашнее задание»

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

Слушать учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Байрамгулова Лилия Ямиловна, учитель начальных классов Технологическая карта фрагментов урока русского языка МБОУ «СОШ № 25» г.Нижневартовска

Слайд 2

25.10.21 Предмет: русский язык Класс: 2 УМК «Школа России» , учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 2 класс» Тема: Родственные слова

Слайд 3

Тема: Родственные слова Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с понятием родственные (однокоренные) слова , формирования умения находить родственные слова, выделять общую часть слова Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать. 25.10.21

Слайд 4

Этап «Постановка учебной задачи» Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Познавательная Слушают текст. Выделять существенную информацию из текста Коммуникативная Слушать учителя Регулятивная Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. 25.10.21

Слайд 5

Этап «Постановка учебной задачи» Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Познавательная Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя Выдвигают предположения о теме урока. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Коммуникативная Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания Регулятивная Контролируют правильность ответов обучающихся Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания 25.10.21

Слайд 6

Этап «Закрепление знаний и способов действий». Работа в парах 25.10.21 Упр.82 . Прочитайте. Лето, лететь, летний, летом. Гора, горевать, горка, гористый. Сыр, сырость, сырок, сырник. -Запишите только родственные слова. Выделите в них общую часть.

Слайд 7

Этап «Закрепление знаний и способов действий» Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Познавательная Называют родственные слова, записывают, выделяют общую часть Устанавливают причинно-следственные связи. Распознают родственные слова среди слов с омонимичными корнями Коммуникативная Взаимодействуют в паре, находят родственные слова, доказывают свой выбор Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания, доказательства Регулятивная Осуществляют само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания Уметь осуществлять само- и взаимоконтроль. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации 25.10.21

Слайд 8

Этап «Самостоятельная работа» 25.10.21 На карточках записаны слова. 1. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий. — В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только родственные, выделите общую часть.

Слайд 9

Этап «Закрепление знаний и способов действий» Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Познавательная Самостоятельно находят родственные слова, зачеркивают лишние, выделяют общий корень Распознают родственные слова, находят в них общую часть. Определяют лексическое значение родственных слов Коммуникативная Регулятивная Сравнивают, анализируют слова. Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания Уметь осуществлять сравнение, анализ, самоконтроль. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане 25.10.21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Использование Интернет-технологий в работе учителя начальных классов"

Сегодня всё более можно говорить об Интернете как не о способе развлечений, а о серьёзной базе, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания....

Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"

Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД по теме: "Правила дорожного движения с использованием мобильного городка" (из опыта работы с младшими школьниками)

Ребёнку можно несколько раз объяснить, что переходить проезжую часть необходимо только на зелёный сигнал светофора, однако, если закрепить данную информацию с помощью настоящего, работающего светофора...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....