Защита СПД учителя начальных классов
материал

Андриевская Ирина Анатольевна

ТемаТема СПД: Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения  их в проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_spd_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx31.36 КБ
Файл zashchita_spd.pptx492.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема СПД: Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения  их в проектную деятельность

Слайд

  • Учитель начальных классов 
  • Образование: средне-специальное, БРПК, 2000 г.;  высшее, БГУ, 2002 г. 
  • Специальность и квалификация: «Педагогика и методика начального обучения» - учитель начальных  классов  средней школы.
  • Педагогический стаж составляет  14 лет.
  • Стаж в данном образовательном учреждении – 4 года
  • Квалификационная категория:      первая

∙Наличие классного руководства – классный руководитель 1 «Б» класса 

Слайд

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении продиктовали новые цели обучения.

Слайд

Цель современной    школы:

создать условия для :

-самореализации личности,

-осознания человеком самого себя в окружающем мире,

-свободного выбора жизненного пути,

-реализации всех способностей и талантов

                                                 

развития личностных компетенций учащихся

В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебно - деятельностной самостоятельности школьников (умения учиться). Так, к основным критериям личностных компетенций начального общего образования Стандарт относит:

        • формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

        • воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных задач;

• индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно–смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, регулятивной.

Иными словами-

Современная школа ставит своей целью создание условий для самореализации личности, осознание человеком самого себя в окружающем мире, свободного выбора жизненного пути, реализации всех способностей и талантов.                                            Достижение этой цели возможно лишь в рамках деятельностного  подхода.

Соответственно меняется и сам подход к организации учебной деятельности-приоритетными становятся методы,

Слайд « Методы»:

-формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. 

Слайд

Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности школьника через организацию активных способов действий.

Слайд - Тема  

Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения  их в проектную деятельность

Слайд-Цель:

Создать условия для развития  :познавательных

 интересов, интеллектуальных,

творческих и коммуникативных способностей учащихся,

определяющих  формирование компетентной личности,

способной к жизнедеятельности и самоопределению в

обществе, адекватно оценивающей свои ресурсные возможности.

Слайд-Этапы работы:

 Начальный (Теоретический)

  • -изучение литературы по данной теме
  •  изучение педагогического опыта по данной теме

  Основной(Практический)

  • -разработка проектов
  • - участие в работе МО учителей начальных классов.

 Обобщающий

  • - анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся
  • -  трансляция опыта работы

 

Слайд-Моя деятельность 

на начальном этапе

1. БГУ- Выполнение и защита квалификационной работы на тему  «Проблемы личностно-ориентированного подхода в развитии творческого мышления младших школьников» (Руководитель  Дондобон  Н.Б.)

Школа  РО  Эльконина –Давыдова  «Триумф» ,г.Томск.

Школа,г.Москва.( А.Б.Воронцов)

На основном этапе

2.

Помощь в организации  Международной олимпиады школ РО  Эльконина- Давыдова         ( судейство)

Организация Республиканских олимпиад  РО  Эльконина- Давыдова ( разработка материалов, судейство)

Разработка и проведение открытых уроков  (Российский и  республиканский уровень)

Разработка  программ по  курсу «Проектная деятельность в начальной школе»

Разработка  и

планирования родительских собраний и консультаций.

Слайд «Этапы развития проектной деятельности»

Конечно, в начальной школе - это обычно не индивидуальная, а семейная деятельность, так как  наши дети сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому наши первые шаги в проектной деятельности  мы делали вместе .

Слайд «Ученик-учитель- родитель»

Хочу остановится еще на одном важном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Это:

  • Совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из ее участников.
  • Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Начинают лучше понимать проблемы своих детей.
  • Огромное значение  имеет положительное общение детей из неполных и проблемных семей. Встречи и общение с родителями одноклассников может сделать ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

Слайд-«роль родителей»

  • консультируют;
  • отслеживают выполнение плана;
  • решают оперативные вопросы;
  • помогают в предварительной оценке проекта;
  • участвуют в подготовке презентации;
  • обеспечивают наиболее подходящий

режим работы, отдыха и питания.

Слайд –«Памятка для родителей»

«ПОМОЧЬ», но не «СДЕЛАТЬ ВМЕСТО» -

     вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.Лучше не делать совсем, чем делать вместо ребенка.

  • Занимайтесь поиском информацию в книгах ВМЕСТЕ,
  • Сходите в библиотеку ВМЕСТЕ,
  • Ищите информацию в Интернете ВМЕСТЕ,
  • Систематизируйте ВМЕСТЕ
  • Оформляете результаты поиска ВМЕСТЕ.

 Родители и педагоги - это две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение, сотрудничество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Слайд - «Примерная тематика запланированных семейных проектов»:

  • «Тепло домашнего очага» (Герб моей семьи, моя родословная, традиции моего рода, семьи, история фамилии,  знаменитые или талантливые родственники и т.д.)
  • «Моя семья в истории страны»
  • «Вся семья на месте – так и душа на месте»

Слайд «Результативность»

Слайд Результативность…

Для оценки результативности использовалась диагностика по выявлению отношения учащихся к проектной деятельности, мотивов к самостоятельной деятельности и потребностей учащихся в педагогическом руководстве.

Слайд

  1. Как вы относитесь к проектной деятельности, которая проводится по разным предметам?

Положительно

Отрицательно

Безразлично.

2 класс

40%

50%

10%

3 класс

57%

40%

3%

4 класс

63%

34%

3%

Слайд 2.

2.Что привлекает в п д?

2 класс

3 класс

4 класс

Возможность пополнять и углубить знания

20%

25%

25%

Возможность проявить самостоятельность

10%

30%

32%

Желание проверить свои знания

25%

30%

34%

Желание получить отметку

15%

5%

7%

Желание получить похвалу от родителей, учителей

30%

10%

2%

Слайд «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»

Слайд

 Таким образом, совместная проектная деятельность  в воспитании занимает  особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей,  способствует  развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни.

Заключение

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФИО: Андриевская Ирина Анатольевна Должность: учитель начальных классов Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию Администрации г. Улан – Удэ МАОУ лицей № 27 г. Улан - Удэ

Слайд 2

Учитель начальных классов Образование: средне-специальное , БРПК, 2000 г.; высшее, БГУ, 2002 г. Специальность и квалификация: «Педагогика и методика начального обучения» - учитель начальных классов средней школы. Педагогический стаж составляет 14 лет. Стаж в данном образовательном учреждении – 4 года ∙ Наличие классного руководства – классный руководитель 1 «Б» класса

Слайд 3

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении продиктовали новые цели обучения.

Слайд 4

создать условия для : -самореализации личности, -осознания человеком самого себя в окружающем мире, -свободного выбора жизненного пути, -реализации всех способностей и талантов развития личностных компетенций учащихся Цель современной школы:

Слайд 5

Методы: - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные; - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Слайд 6

Метод учебного проекта – один из путей формирования: - готовности к целеполаганию ; - готовности к оценке; - готовности к действию; - готовности к рефлексии; - готовность к самовоспитанию и самообразованию.

Слайд 7

Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность Когда детям предоставляется возможность поделиться своими знаниями с товарищами и учителем, это окрыляет их, обогащает уроки и создает атмосферу коллективной работы. Л. В. Занков

Слайд 8

Цель: Создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в обществе, адекватно оценивающей свои ресурсные возможности, раскрытие индивидуальности ребёнка

Слайд 9

Задачи: 1 . Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов в урочной и внеурочной работе; 2.Создать условия для проектной деятельности ,как способа самостоятельного добывания знаний. 3.Способствовать развитию творческого пространства для включения детей и родителей в проектную деятельность.

Слайд 10

Этапы работы: Начальный (Теоретический) -изучение литературы по данной теме изучение педагогического опыта по данной теме Основной(Практический) -разработка проектов - участие в работе МО учителей начальных классов. Обобщающий - анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся - трансляция опыта работы

Слайд 11

Этапы развития проектной деятельности Класс Деятельность учителя Работа с детьми Работа с родителями I Создание условий Включение элементов проектной деятельности Консультации по созданию мини-проектов II Создание условий Работа в групповых проектах Включение в проектную деятельность, участие в конкурсах III Сопровождение Работа в парных проектах Участие в коллективных проектах класса IV Организационная, консультативная помощь Реализация индивидуальных проектов Реализация семейных проектов

Слайд 12

Слагаемые успеха Ученик Учитель Родители

Слайд 13

Роль родителей в создании проекта консультируют; отслеживают выполнение плана; решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации; обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Слайд 14

Темы консультаций для родителей 1. Основная идея проектного метода 2. Цель проектного обучения 3. Виды проектов в начальной школе 4. Структура проекта 5. Правила защиты проекта

Слайд 15

Памятка для родителей (как помочь в создании проекта?) «ПОМОЧЬ», но не «СДЕЛАТЬ ВМЕСТО» - вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.Лучше не делать совсем, чем делать вместо ребенка. Занимайтесь поиском информацию в книгах ВМЕСТЕ , Сходите в библиотеку ВМЕСТЕ, Ищите информацию в Интернете ВМЕСТЕ, Систематизируйте ВМЕСТЕ Оформляете результаты поиска ВМЕСТЕ.

Слайд 16

Примерная тематика запланированных семейных проектов: «Тепло домашнего очага» (Герб моей семьи, моя родословная, традиции моего рода, семьи, история фамилии, знаменитые или талантливые родственники и т.д.) «Моя семья в истории страны» «Вся семья на месте – так и душа на месте»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Инструкции по курсовой подготовке учителей начальных классов "ИКТ- компетентность учителя начальных классов"( модуль2)

Данные подробные инструкции составлены для учителей начальных классов, которые проходят курсовую подготовку по теме"ИКТ-компетентность учителя начальных классо" ( модуль2). Эти инструкции составлены о...

Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...