Использование элементов проектной деятельности с детьми с ОВЗ как эффективного средства социализации
статья

Киктева Татьяна Николаевна

Статья посвящена опыту работы по методической теме: "Использование элементов проектной деятельности с детьми ОВЗ как эффективного средства социализации".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Киктева Татьяна Николаевна, учитель начальных классов,

Жукова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов.

Использование элементов проектной деятельности с детьми с ОВЗ как эффективного средства социализации

В связи со все более расширяющимися интеграционными процессами в образовании остро встает вопрос по обеспечению социально-психологических и педагогических условий эффективной интеграции детей с ОВЗ в социокультурную и образовательную среду.

Следует отметить, что выделение и отделение детей с ОВЗ в «особые» классы в школах и в «особые» группы в детских садах часто ведет к исключению детей с особыми потребностями из социальной жизни, создает определенные трудности в общении и взаимодействии между детьми. Поэтому была предпринята попытка включения детей с разными стартовыми возможностями в совместную деятельность.

Вся работа строилась по принципу командной работы, которая обеспечивала сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов различного профиля. Только в результате совместной работы команды специалистов в сотрудничестве с родителями становится возможным разработать и реализовать индивидуальный план коррекционной работы для каждого ребенка. При этом система обучения и воспитания подстраивалась под ребенка, а не ребенок под систему.

Существует множество причин, по которым необходимо устанавливать партнерские отношения с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Именно родители наиболее заинтересованы в социализации своих детей, и они,  как никто другой, знают уровень развития ребенка, поэтому они вместе со специалистами принимали участие в разработке индивидуального образовательного маршрута своего ребенка. Контакт с родителями помогал специалистам замечать и отмечать даже небольшой прогресс ребенка, а любые сложности предвосхищать и предотвращать.

        Мощным инструментом  обучения и воспитания детей является принцип взаимного обучения. Это ситуация, когда один ученик помогает другому при непосредственном участии учителя. Происходит обучение при посредничестве сверстников и их взаимной поддержке, что положительно сказывается на развитии коммуникативно-речевых и личностных универсальных учебных действий.

        Вся работа с детьми с ОВЗ была направлена на то, чтобы обеспечить ориентацию в социальных и межличностных отношениях, развить умение учиться и способность к организации своей деятельности, а также к продуктивному взаимодействию со взрослыми и детьми.

В 2017-2018 учебном году нами были разработаны групповые и индивидуальные занятия для детей с ОВЗ. При разработке этапов занятий учитывалась возможность индивидуального участия детей с ОВЗ в проектной деятельности, которая является одним из перспективных способов интегративного обучения.

        Что такое проектный метод?

        Под проектом понимается «самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат».

Проект – это объединение различных видов деятельности на основе единого сюжета. Проект имеет единую цель для всех направлений работы. Логическим завершением проекта является его защита, которая оформляется как финальный праздник.

        На подготовительном этапе определялась тема проекта, ставились цели, разрабатывались основные направления деятельности.  При этом в работе с детьми с ОВЗ необходимо было учитывать их психологическое и физическое состояние, с тем чтобы правильно составлять план их включения в совместную проектную деятельность, при этом обеспечив им посильную учебную, познавательную и коммуникативную нагрузку.

 При актуализации знаний на начальном этапе проекта давались заведомо доступные задания с постепенным повышением сложности. Инструкции были четкими и краткими. При выполнении  заданий использовались чертежи, памятки и рисунки.

        При включении детей в различные виды творческой и практической деятельности развивались познавательные способности и коммуникативные навыки, формировалась эмоциональная заинтересованность. При этом постепенно увеличивался объем материала, проговаривался алгоритм предстоящих действий и обязательно использовалось стимулирующее оценивание. Необходимо стремиться к тому, чтобы у детей повышалась самооценка первоначально на основе организации ситуации успеха, а уже затем на основе успешности выполнялись доступные, значимые задания. Вся работа проводилась без соревновательных условий. Если ребенок с ОВЗ находился в  депрессивной фазе, то ему давалась умеренная нагрузка и он включался  в деятельность, не требующую активных ответных проявлений.  При выполнении посильных заданий в процессе сотрудничества ребенок включался в малые группы, где он был способен выражать свои мысли вслух. Закрепление материала проводилось с использованием игровых моментов и инсценировок.

        На заключительном этапе проекта ребенок  с ОВЗ  вовлекался в дела детского коллектива, в сюжетно-ролевые игры.  

        Определение степени участия ребенка с ОВЗ в каждом этапе проектной деятельности -  главная и наиболее трудоемкая задача для команды специалистов. Правильно спланированная работа ученика должна привести к расширению зоны ближайшего развития, повышению уровня учебных возможностей, росту мотивации и развитию коммуникативных навыков.  

Так, например, для участия в проекте «Космос» была приглашена девочка, имеющая проблемы в эмоционально-волевой сфере. Первым в работу с ней включился педагог-психолог. Он являлся связующим звеном между специалистами, детьми и родителями. По мере адаптации и социализации ребенка работа перешла на новый качественный уровень. Девочка под руководством специалистов подбирала материал по теме проекта, лепила, рисовала и мастерила поделки.

При изготовлении модели «Солнечной системы» ученица работала в группе детей и выполняла отдельные элементы композиции. Она работала охотно, т.к. ребята постоянно помогали ей и поддерживали при возникновении трудностей. Вместе с родителями девочка подбирала фотографии, много рисовала по теме проекта. А когда был объявлен конкурс на изготовление макетов летательных аппаратов, то она вместе с родителями сделала несколько поделок и принесла свои работы одной из первых. Также девочка вместе с родителями посетила музей космонавтики и привезла интересные книги о космосе.

        В завершение проекта было проведено «Большое космическое путешествие», где ребята подготовили очень интересные задания для всех участников путешествия. Особенно приятно было то, что девочка не избегала общения и стремилась участвовать в играх. Благодаря проекту ученица

 научилась сотрудничать с другими детьми, получила навыки организации учебной деятельности. Формированию адекватной самооценки способствовали педагоги, родители и дети, которые создавали ситуацию успеха, подмечали достижения ребенка и стимулирующе оценивали её.

        В работе над проектом «Хлеб – всему голова» принял участие мальчик, которому сложно было следовать социальным правилам и нормам.  Ребенок  недооценивал свои возможности, не ставил перед собой целей, не умел продуктивно взаимодействовать.

В результате работы с ним ведущих специалистов, т.е.  учителя-логопеда, психолога и учителя-дефектолога он первым смог представить мини-проект по теме «История мельниц», что явилось примером для других учащихся и значительно повысило его самооценку. Дефектолог работал над развитием познавательной сферы, логопед – над пополнением словарного запаса в рамках темы проекта, психолог занимался развитием его личностных универсальный учебных действий. Включение ребенка в групповые занятия способствовало формированию системы оценок и представлений о себе, своих возможностях, о своем месте во взаимоотношениях с другими людьми.

Также в процесс работы были включены родители, которые смогли стать тьюторами для собственного ребенка. Они помогали ему определять цели, мотивировали к учебной деятельности, выбирали адекватные формы и способы обучения, организовывали его самостоятельную познавательную деятельность, направляли творчество. Эта работа улучшила детско-родительские взаимоотношения.

На заключительном этапе реализации проекта мальчик совместно с учащимися класса участвовал в инсценировке «Каравай», где ему была выделена ведущая посильная роль. Он   изображал действия людей,   участвующих в производстве хлеба, и успешно справился со этой ролью.

Проект помог мальчику осознать, что успех зависит не только от  способностей, но и от затраченных усилий. У него появилась вера в собственные силы, а также умение взаимодействовать с другими людьми.

        Итог совместной двухлетней работы - положительная динамика в адаптации детей к нормативным требованиям, коррекция их социального статуса, формирование внутренней мотивации деятельности и саморегуляция. У детей сформировалось доверие к миру и желание находиться в обществе.  

         

 Литература  

Семаго Н.Я. Алехина С.В. Фадина А.К.

Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

Прочухаева М.М. Самсонова Е.В.

Инклюзивное образование. Выпуск 4. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.- 240 с.

          Вильшанская А.Д.

Содержание и методы работы учителя – дефектолога в общеобразовательной школе

М.: Школьная пресса, 2008

Засоркина Н.В. Шатилова М.Ю. Полянина Н.Б. и др.

Метод проектов в начальной школе

Волгоград, издательство «Учитель», 2010

Господникова М.К. Полянина Н.Б. Самохвалова Е.И. и др.

Проектная деятельность в начальной школе

Волгоград, «Учитель», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект часа здоровья в 1 классе с элементами проектной деятельности

Создание проекта - это длительный и сложный процесс. На мой взгляд, данная работа должна начинаться уже в начальной школе, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Представляю Вашему вниман...

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами проектной деятельности "Берёза - символ России"

В сценарии Вы найдёте все необходимое для проведения данного мероприятия....

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...

Урок технологии с использованием элементов проектной деятельности "Крепость"

Проект по технологии для учащихся 3 класса по теме "Крепость". Данный проект расчитан на три урока. Дети коллективно обсуждают задания, выполняют практические работы, формулируют выводы, применяют эле...

Библиотечный урок с использованием элементов проектной деятельности для учащихся 4-х классов Русский народный костюм".

История всегда вызывала огромный интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народны...

Интегрированный урок по русскому языку и математике с использованием элементов проектной деятельности (4 класс)

Данный урок может использоваться учителем как урок-закрепление при работе по разным УМК.ЦЕЛИ:Закрепить знания по русскому языку и математике.Развивать умение детей работать над проектами.Развивать реч...

Мастер - класс «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающего мира» 3 класс, раздел «Безопасность». «Экологическая безопасность»

                      Конспект мастер-классаТема: «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающе...