Психологическое педагогическое сопровождение способных учащихся
консультация

Способными называют детей, которые внешне легче других справляются с заданиями, могут достигать выдающихся результатов в учебе, спорте, музыке, и других областях.

 

Одним из важных условий развития способных учащихся является организация их психолого-педагогического сопровождения.

В словаре В.И. Даля слово «сопровождение» имеет следующие значения: «сопутствовать», «идти вместе», «следовать».

У многих способных детей возникают учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, которые могут стать причиной школьной и социальной дезадаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение способных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_soprovozhdenie_sposobnyhh_detey.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение способных учащихся

Способными называют детей, которые внешне легче других справляются с заданиями, могут достигать выдающихся результатов в учебе, спорте, музыке, и других областях.

Одним из важных условий развития способных учащихся является организация их психолого-педагогического сопровождения.

В словаре В.И. Даля слово «сопровождение» имеет следующие значения: «сопутствовать», «идти вместе», «следовать».

У многих способных детей возникают учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, которые могут стать причиной школьной и социальной дезадаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение способных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие способных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития одаренных детей.

Сопровождение способных детей может осуществляться на 4-х уровнях:

  1. Индивидуальный – индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия).
  2. Групповой – психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги).
  3. Уровень класса – деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.
  4. Уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические, консультационные центры).

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения способных детей являются:

  1. Диагностическое направление: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление способных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации. Диагностическое направление предполагает изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.

Для образовательной практики оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью.  Диагностику способных  детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития.

  • Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, помощь в школьной адаптации, формирование навыков саморегуляции, навыки успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах), содействие в социализации, формированию коммуникативных навыков. Важное значение в управлении развитием интеллектуально-творческих способностей детей имеет игра. А.И. Савенков отмечает, что продолжительность и интенсивность игр, в которых ребенок реализует свою поисковую активность, зависят не только от его умений, но в большей степени определяются возможностями разнообразия и изменчивости условий, в которых он находится, характером материала и степенью возбуждения, предлагаемого внешней средой.

Основной смысл развивающей работы со способными  детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы со способными детьми должны быть направлены на:

  • формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • снижение уровня тревожности;
  • формирование адекватной самооценки;
  • обучение методам релаксации и визуализации.

Основные направления развивающей работы со способными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.

При проведении коррекционной работы специалисты системы сопровождения имеют определенные эталоны психического развития. Поэтому, как правило, за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений.

  • Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми. Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями одаренных детей как участниками учебно-воспитательного процесса.
  • Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии  и повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка.
  • Педагогическое просвещение и образование необходимо и педагогам.  К работе с одаренными детьми педагоги должны быть особым образом подготовлены. В.С. Юркевич отмечает, что педагог выбирает работу со способными детьми зачастую потому, что определенные характеристики в той  или иной мере характеризуют и его самого (яркие познавательные интересы, высокая потребность в самореализации, особая эмоциональная чувствительность и т.д.). Поэтому необходимы профилактические меры – организация условий, важных для работы в данном направлении: организация специальных клубов, где учителя получали бы в полной мере необходимую эмоциональную и профессиональную поддержку; необходима организация специальных релаксационных мероприятий для педагогов; создание благоприятных возможностей для реализации вне профессиональных интересов (занятия искусством, спортом, разного рода «хобби»); наличие специальных культурно-туристических программ для педагогов, предусматривающих возможности интересного, регулярного  и доступного отдыха.
  • Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и способным детям, родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.). Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.).
  • Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способностей. Такая установка является противовесом конкуренции, самоутверждению за счёт других.
  • Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школ.

В образовательной программе основное внимание должно уделяться становлению, развитию и воспитанию личности  ребенка в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Основными стратегиями обучения и развития детей в школе приняты ускорение, углубление, обогащение, которые необходимо использовать в комплексе и в различных комбинациях. Создаваемые в соответствии с этими стратегиями образовательные программы развития детской одаренности в условиях дополнительного общего образования должны быть направлены на совершенствование когнитивных, поведенческих, эмоциональных и мотивационных сфер личности ребенка, обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса за счет включения в них предметных, надпредметных и метапредметных знаний и умений, предусматривать использование разнообразных источников информации и личностно-ориентированных технологий обучения, способствовать развитию самопознания и социализации личности. Такая программа должна умело сочетать в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения (тренинг, ролевая игра, работа проблемной группы, групповая дискуссия по принятию общего решения и т.д.) и выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в процессе освоения программы.

Мотивационное направление — поощрение талантливых и способных  учащихся, педагогов и родителей (премии, почетные грамоты и пр.).

Работа психолого-педагогической службы может осуществляться по трем направлениям:

  • непосредственно с ребенком;
  • путем организация квалифицированной помощи педагогам;
  • путем реализации помощи родителям способного ребенка.

Образовательная среда школы будет адаптирована к образовательным потребностям способных детей за счет следующих факторов:

  • подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;
  • психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической поддержки обучающихся;
  • психолого-педагогического сопровождения учащихся на каждом этапе и уровне образовательного процесса; комфортности окружающей среды.

Задачи психолого-педагогической службы:

  1. Психолого-педагогическая поддержка – диагностика, консультативно-тренинговая работа, направленная на развитие самосознания, у ребёнка важно формировать ценностное отношение к себе, к своему таланту, развивать глубокое понимание своих возможностей (одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников, реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе, у таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, трудности в социальной адаптации, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все, учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения, сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть).
  2. Обучение способного ребёнка социально-психологическим навыкам и умениям установления и поддержания гармоничных отношений с окружающими, понимание своих чувств и переживаний в общении, делового сотрудничества, конструктивного решения конфликтов (известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии, Хотя одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, при этом коммуникативные процессы претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения - исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции).
  3. Охрана и укрепление здоровья; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом (современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью, чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем).

Программа сопровождения  должна разрабатываеться совместно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет контроль за реализацией программы.

  1. Диагностический этап
  • педагогическая диагностика;
  • психологическая диагностика;
  • специальная диагностика (углубленная);
  • диагностический мониторинг (анализ динамики развития).
  1. Информационный этап
  • подбор литературы по тематике;
  • создание банка информации по работе со способными детьми;
  • подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;
  • просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса.

III. Подготовительный этап

  • определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;
  • составление индивидуальной программы развития для каждой категории специальной направленности;
  • разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития способного ребенка.
  1. Развивающий этап
  • организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися (по индивидуальному плану);
  • организация мероприятий по социализации и адаптации способного ребенка в группе сверстников;
  • организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для способных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагоги, воспитатели, администрация, психолог, родители и др.).

Функции субъектов воспитательно-образовательного процесса при организации работы со способными детьми различны.

Психолог:

  1. Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.
  2. Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития способностей.
  3. Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.
  4. Развивающая – участие в развитии ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи специалистам при составлении программ индивидуального развития способного ребенка).

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

  1. Организационная – осуществляет организацию и координацию процесса сопровождения способного ребенка.
  2. Информационная – консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения их детей.
  3. Контролирующая – разработка схемы наблюдения за процессом сопровождения способного ребенка. Коррекция деятельности субъектов процесса на основе мониторинга и анализа их работы.
  4. Методическая – организует методическое оснащение процесса сопровождения способного ребенка (пособия, литература и другое оборудование). Оказывает методическую помощь педагогам в разработке программ.

Педагоги:

  1. Информационная – сотрудничество с родителями с целью распространения информации по способностям ребенка.
  2. Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей  детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.
  3. Координирующая – осуществляет координацию деятельности учителя-предметника, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках программы сопровождения способного ребенка.

Другие субъекты педагогической деятельности:

  1. Диагностическая – выделение группы детей со специальными способностями. Углубленная диагностика способного ребенка с целью определения зоны его ближайшего развития.
  2. Развивающая – осуществляет развитие музыкальных, физических и др. способностей и эмоциональной сферы ребенка. Учитывает индивидуальные особенности детей, осуществляет дифференцированный подход к подбору групп одаренных школьников. Активно участвует в преобразовании среды развития ребенка.

Субъекты педагогической деятельности составляют карту способного ребенка, которая включает:

  1. ФИО ребенка.
  2. Возраст ребенка (год, месяц).
  3. Медицинское заключение (последний профосмотр).
  4. Сведения о родителях.
  5. Состав семьи.
  6. Статус семьи.
  7. Результаты психологической диагностики
  8. Результаты педагогической диагностики
  9. Результаты социометрического исследования
  10. Область способностей
  11. Диагностика способностей
  12. Выводы и рекомендации
  13. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).

Структура программы сопровождения одаренного ребенка включает:

  1. Определение целей и задач программы сопровождения.
  2. Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.
  3. Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.
  4. Мониторинг программы.

Таким образом, в настоящее время психолого-педагогическое сопровождение школьников выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию детской одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание творческой среды для педагогического сопровождения одаренных учащихся

статья об инновационной деятельности учителя-словесника...

Психолого-педагогическое сопровождение перехода учащихся из начальной в среднюю школу

          Решение вопросов преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса:...

Структура психологического мониторинга учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальск в условиях психолого-педагогического сопровождения.

Структура психологического мониторинга учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальскв условиях психолого-педагогического сопровождения...

Дневник социально - педагогического сопровождения на учащихся с ОВЗ.

Документы, необходимые для работы педагога с детьми с ОВЗ....

Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО

В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для мо...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования учащегося с ОВЗ(образец)

Индивидуальная программа  психолого-педагогического сопровождения образования учащегося с ОВЗ. Мой составленный образец на основании требований. ВНИМАНИЕ! при скачивании документа формат может сд...

Дневник социально - педагогического сопровождения на учащихся с ОВЗ.

Документы, необходимые для работы педагога с детьми с ОВЗ....