Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО
статья (1 класс) по теме

В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для молодых специалистов педагогов-психологов, которые пришли работать в школу. В будущем каждый выберет свои виды и способы работы, но в начале профессионального пути так необходима помощь и подсказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dubnikovoy_o.a.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО

Continuity of psycho-pedagogical support of students in kindergarten and school. Psychological support of students in the adaptation period, in accordance with the GEF LEO

Дубникова О.А., педагог-психолог МБОУ «СОШ № 8»

г.Симферополя РК

Вы молодой специалист, который пришел работать в школу? И Вы не знаете, как наиболее эффективно провести исследование адаптации первоклассников? Надеюсь, данная статья даст Вам возможность начать свой профессиональный опыт. В дальнейшем Вы сможете уже построить свое видение работы с новичками школы (ведь первоклассники – это новички в общеобразовательном учреждении), которым наша задача помочь справиться с очередными нововведениями в их жизни.

Если не забывать, что процесс обучения является постоянным процессом, который никогда не прекращается, то нужно помнить, что ни одно звено в этой цепи под названием «Обучение» не может существовать друг без друга. Становится понятным необходимость преемственности и тесного взаимодействия детских садов и школ в обучение детей.

Наша образовательное учреждение взаимодействует с МБДОУ №75. В начале каждого учебного года составляется и согласовывается общий план работы, в который включено и сопровождение педагога - психолога. В рамках данного плана проводятся следующие мероприятия:

  • Корректировка списков;
  • Экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу;
  • Беседы с учителями на темы: «Сегодня пятилетка, а завтра - ученик», «Критерии готовности ребенка к школе согласно ФГОС»;
  • Заседание круглого стола для воспитателей «Готовность ребенка к школе. Личностные особенности первоклассника»;
  • Общее заседание «Об эффективности совместной работы педагогического состава МБДОУ и МБОУ по подготовке детей к школе»;
  • Педагогический консилиум по преемственности и адаптации первоклассников;
  • Родительское собрание: «Готов ли ребенок к школе. Как помочь ребенку легче адаптироваться к школе»;
  • Занятия по подготовке детей к школе; во время подготовительных курсов в школе с детьми педагог - психолог проводит занятия, которые преследуют две цели: знакомство детей с новым человеком (психологом), а так же развитие познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер, мелкой моторики. Например, занятие по развитию мелкой моторики «Морские приключения» предложенное Колмаковой И.А. [8];
  • Психодиагностика готовности ребенка к школе проводится по запросу родителей или лиц их заменяющих (опекунов). Данную диагностику проводит педагог - психолог МБДОУ, но соблюдая этический кодекс и сохраняя конфиденциальность данных, полученных в ходе работы, они не передают информацию в школу. Поэтому педагог - психолог учебного учреждения может получить данные либо в сентябре месяце, когда ребенок становится полноправным участником учебного процесса, либо, как уже было сказано выше, по запросу родителей или лиц их заменяющих (опекунов) до начала учебного года.

Здесь можно использовать «Психолого-педагогическую оценку готовности к началу школьного обучения», в основе лежит программа Н.Я.Семаго, М.М.Семаго[10]. Предъявляемые задания, к примеру, могут оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также дает возможность остановить выполнение любого задания и переключиться на следующее. Тем самым, оценивая сформированность регуляторного компонента деятельности в целом и т.д. В то же время любой диагностический материал, который предлагают  Н.Я.Семаго и М.М.Семаго, рекомендуют использовать в работе педагога – психолога инклюзивный центр и КРИППО, и другие структуры, которые сопровождают психологическую службу учебных учреждений.

Следующий этап в обучении - это школа. Нужно сказать, что, в жизни ребенка это самый важный момент, который резко меняет его жизнь (не зависимо от того посещал он детский сад или нет). Из-за этого именно в адаптационный период к школе ребенок, нуждается в сопровождении педагога - психолога.

В своей работе я использую следующие методы и методики:

1. Анкетирование родителей[8]. Из-за того, что время и сроки этого момента зависят не от педагога - психолога, необходимо начать именно с этого. Анкетирование может быть проведено в групповом варианте (на родительском собрании) или индивидуально (текст анкеты раздается родителя) - этот способ использую я. Каждый способ имеет свои особенности известные педагогам - психологам.

Автор анкеты не известен, т.к. она представлена во многих пособиях с незначительными изменениями - каждый педагог - психолог вносит свои корректировки, все зависит от того, какие данные и информацию он хочет получить от родителей.

2. Анализируем данные медицинских осмотров детей (узнаем у медсестры школы).

3. Анкетирование учителей первых классов с помощью «Опросника дезадаптации Л.М.Ковалёва и Н.Н.Тарасенко [8].Опросник прост в обработке и много времени не занимает.

В конце учебного года можно использовать адаптированный и модифицированный педагогом - психологом Кулешовой Н.В., вариант методики Александровской Э.М. для изучения процесса адаптации[8].

Данные методики позволяют проанализировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

4. Психодиагностика учащихся.

Так как и родители и учителя в заполнение опросников могут дать ответы социально желательные, я в анализе дезадаптации школьников предпочитаю опираться на результаты психодиагностики детей. С детьми предпочитаю использовать проективные графические методы, которые помогают отобразить психологическое состояние личности. Процесс рисования, как правило, увлекает ребенка (особенно шестилетнего возраста), вызывает устойчивый и продолжительный интерес. Кроме того, в процессе образотворчества на задний план отступает наш контроль – сознание, и на бумагу начинают проецироваться настоящие эмоции и чувства ребенка. Дети прекрасно понимают моральные нормы и социальные ожидания - редкий случай, когда обучающийся честно скажет, что ему не нравится ходить в школу, потому, что у него плохая учительница или его обижают одноклассники.[2]

С учащимися проводятся следующие проективные методики:

На первом этапе (октябрь) это рисунок «Школа зверей» и проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”. Они показывают личностные УУД (внутреннюю позицию школьника, самоопределение, эмоциональное состояние, ведущую деятельность).

«Школа зверей» С. Панченко. Здесь детям предлагается изобразить не какую-нибудь существующую школу (класс), а фантастическую, сказочную, придуманную. Таким образом, с одной стороны убирается компонент социального ожидания, а с другой – убираются любые правила и ограничения, что дает возможность реально оценить психологическое и эмоциональное состояние учеников.

В основу теста «Домики» лег цвето-ассоциативный тест отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [6] и дает возможность провести диагностику эмоционального отношения ребенка к школе.

В результате получаем следующие данные:

  • вегетативный коэффициент, характеризующий энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.
  • считается суммарное отклонение от аутогенной нормы. Значение которого отражает устойчивость эмоционального фона, т.е. преобладающее настроение ребенка.
  • задания позволяют увидеть эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют педагога - психолога в вероятных проблемах адаптации обучающегося - характеристика сферы социальных эмоций и отражение эмоционального отношения ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.

На втором этапе (январь, февраль) рисунок «Я – первоклашка». С детьми предварительно обговаривается, что они уже четыре месяца ходят в школу, что стали полноценными учениками и сейчас должны нарисовать рисунок на тему «Я - первоклашка». По результатам интерпретации данного рисунка мы видим - уровень адаптации (дезадаптация, начальный уровень, средний уровень, высокий уровень адаптации), какая ведущая деятельность (игровая или учебная) и сформировалась ли внутренняя позиция школьника.

Коррекционную работу после первого и второго этапа я строю на основании результатов психодиагностического исследования. Здесь использую психокоррекционные сказки для дошкольников и младших школьников «Лесная школа» М.Панфиловой [7]. Среди ее сказок можно подобрать те, которые необходимы: внутренняя позиция школьника, демонстративное поведение, отношение к учителю и т.д. Сказки М.Панфиловой можно рисовать, делать аппликации, сочинять спектакли, обыгрывать, придумывать собственные концовки и т.д. Педагогу - психологу предоставляется полный полет фантазий в том, как можно использовать сказку.

До момента использования данных методик я испробовала многие психодиагностические, но они, к сожалению, не давали необходимого объема информации. Результаты и информативность предложенных методик меня радуют как психолога. Особенно простата проведения и малое количество затраченных сил – что считаю в нашей работе не маловажным. Так же данные проективных методик позволяют мне количественно (в диаграммах) показать на педконсилиуме мои выводы по адаптации первоклассников. Это очень нравиться участникам педконсилиума, т.к. диаграммы говорят сами за себя и мне нужно только дать рекомендации по дальнейшей работе.

Литература.

  1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.
  2. Деркач О.А. Педагогіка творчості: Арт-терапія та казкотерапія на допомогу вчителю, вихователю, практичному психологу: Навчально-методичний посібник. – Винниця, ВДПУ, 2009.
  3. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С.А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,1995
  4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2004. – 144с.
  5. Лескова – Савицкая А. Проблема дезадаптации первоклассников// Психолог. – 2003. – август, № 29 – 32.
  6. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.
  7. Панфилова М. Психокоррекционные сказки для дошкольников и младших школьников «Лесная школа»// интернет.
  8. Подборка газет  «Школьный психолог» .
  9. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.
  10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога (Библиотека психолога-практика). — М.: АРКТИ, 2000.
  11. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 1995 .
  12. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...

Выступление в детском саду перед родителями "Преемственность детского сада и школы"

Выступление содержит рекомендации, как готовмть ребенка к школе...

Педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период в условиях реализации ФГОС

Федеральные государственные стандарты определяют задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных.От того, насколько благоприятно пройдет у ребенка период вступления в школьную ж...

Программы психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ в начальной школе

Данные программы представляют собой систему психолого-педагогической работы с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР) и интеллектуальными нарушениями (легкой степенью умственной отсталост...

Методическое сопровождение педагогов, ответственных за преемственность детского сада и школы в вопросах безопасности детей на дорогах

Изучение ПДД  ориентируется на основные принципы развития школы                с учетом современной государственной поли...

"Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС ДО"

laquo;…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,а всегда опирается на определенную стадию развития,проделанную ребенком ранее»В.А. Сухомлинский...