Формирующее оценивание в начальной школе.
методическая разработка

Цыжипова Юлия Булатовна

Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ребенка с ОВЗ в стрессовую ситуацию посредством оценивания?         Оценивание  учащихся с ОВЗ должно носить  коррекционное направление, а не контрольно-карательное.  Оценка в обучении таких детей должна быть: стимулирующая; эмоционально-регулирующая; направляющая; организующая; обучающая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         В основу инклюзивного образования положена идеология, которая создаёт особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и самостоятельности таких учащихся.  Совершенствование обучения возможно через оценивание. С помощью оценки ученику  можно поднять настроение, но можно и снизить  эмоциональное состояние, что  повлияет на его здоровье. Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ребенка с ОВЗ в стрессовую ситуацию посредством оценивания?         Оценивание  учащихся с ОВЗ должно носить  коррекционное направление, а не контрольно-карательное.  Оценка в обучении таких детей должна быть: стимулирующая; эмоционально-регулирующая; направляющая; организующая; обучающая.

        Именно таким видом оценивания является формирующее   оценивание или, как его часто называют, оценивание для обучения.  Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Такое оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. Если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится формирующей. Очень часто бывает так, что учитель не знает какую отметку поставить ученику. Разностороннее формирующее оценивание учащихся на каждом этапе урока позволяет учителю видеть работу каждого ученика и помогает при выставлении итоговой оценки. Формирующее оценивание  фиксирует  индивидуальные достижения, личный  прогресс ученика на этапе освоения образовательной программы. Формирующее оценивание является одним из основных видов деятельности на уроке, направленное на самосовершенствование.

         Ключевой момент  стратегии формирующего оценивания -  в оценивание учитель вовлекает каждого ученика. Оно мотивирует ученика и помогает ему сделать следующие шаги в учении, улучшить свои достижения. Учитель помогает ребенку сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо он что - то делает. Для этого в начале  урока вместе с детьми обсуждаются  цели, учебные показатели. На доступном детям языке учитель с учениками  обсуждает, чему они могут научиться, и что смогут сделать  в конце  или по ходу урока. В процессе всего урока детям дается обратная устная и письменная связь  в виде ответов на их вопросы. Это позволяет ученикам определить, в чем они были успешны  и над чем им надо поработать, чтобы продвинуться дальше.

            Наиболее простой, используемой уже в 1 классе при безотметочном обучении, можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофор.

«Цветовые дорожки»  позволят ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, уверенно ли он чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трех цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях на полях или рядом с домашней работой или классной. Красный цвет – это сигнал тревоги:  мне  трудно, я в этом не разобрался, нужна помощь, желтый – я не совсем это понял, зеленый – мне все ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради, видит, кто в каком вопросе нуждается в помощи.

«Светофор», другой вариант той же методики, дает возможность посылать сигналы в реальном времени, по ходу урока. Для этого у детей есть карточки  тех же трех цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание  дети поднимают одну из трех карточек, сообщая о том, насколько им по силам это задание.

«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

     При подведении итогов любого этапа урока законченность придает формирующее оценивание учащихся. Применяются следующие техники:

- «Словесная оценка». Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока.  Этапы стратегии позитивного оценивания: положительная оценка («Я знаю, ты очень старался…»), указания на ошибки («Но сегодня …. у тебя не получилось»),  анализ причин («Посмотри, ты подумал, что…, но это не так»),  обсуждение, выражение уверенности («Но в следующий раз, я уверена, у тебя получится…»).

       Такие виды оценивания как поощрение, похвала, подбадривание, словесная оценка, поддержка затрагивают невидимые струны души и вызывают положительные эмоции, которые сопутствуют формированию внутренней мотивации. Одобрительный взгляд или жест становятся видами формирующего оценивания. Прежде всего, такой вид оценивания важен для детей с ОВЗ начальной школы, когда закладываются личностные основы, способность к самообучению, самостоятельному выстраиванию стратегии решения проблемы.

 «Закончи предложение»  Какие новые знания ты получил? Начни  свой ответ со слов:  я узнал…

Я теперь знаю…  Мне было интересно… Я хочу еще узнать…

«Оценочные листы»  Во 2 классе были совместно с детьми выработаны  критерии:

Критерии на уроке чтения

 Оценка

ученика

Оценка

учителя

Критерии на уроке математики

Оценка

ученика

Оценка

учителя

1. Безошибочное чтение

1. Записал  краткую запись к задаче

2.Правильная постановка ударений и пауз

2. Правильно  выбрал  арифметическое действие

3. Тон, темп, ритм по  настроению произведения

3. Верно выполнил вычисления

4. Чтение целыми словами

4. Правильно оформил задачу

5.Осознанное чтение

5. Написал работу чисто и аккуратно

 На примере урока русского языка во 2 классе  рассмотрим применение методик формирующего оценивания.  Тема: Правописание парных звонких и глухих в корне слова.

Комплекс используемых методик: светофор, пятиуровневая шкала для оценивания письменной и устной работы, знаки + - для оценки согласия и несогласия с решением одноклассника.

 Цель применения методик: 1. Учить детей критично относиться к своей работе. 2. Помочь ученикам понять, что им уже известно и чего они еще не знают. 3.Вырабатывать умение замечать свои ошибки. 4.Стимулировать учеников больше стараться  и делать меньше ошибок. 5.Научить детей сверять свою оценку за работу с оценкой учителя

Ход урока:  Первый из оценочных инструментов, с которым начинают работать ученики – светофор.

Красный цвет – я не знаю, не справлюсь  Желтый цвет – я сомневаюсь, что справлюсь Зеленый цвет – я справлюсь

Учитель: Ребята, познакомьтесь с заданием, которое вам предстоит сейчас выполнить. Покажите с помощью светофора,  насколько вам будет сложно с ним справиться. У вас как обычно для этого 3 цвета.

Задание: Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.  В ельнике было много маслят со сколь..кими шля..ками. Под ги..кими ве..ками берё..ки мальчики нашли гри..ки-боровички на ни..ких но..ках.

Учитель:  Помните, что в конце урока мы также оценим  правильность и аккуратность ваших работ.

Учитель:  Проверяем вашу работу. (Дети по очереди объясняют какие буквы написали)

А остальные возьмите знаки  + - и с их помощью покажите, согласны ли с отвечающим.

(Те, кто не согласен, объясняют, почему и какое  правильное объяснение)

А теперь возьмите еще раз светофор и оцените  снова  свои знания по теме урока.

И сейчас мы оценим правильность и аккуратность ваших работ по пятиуровневой шкале. Давайте определим критерии.

Правильность: 1)  Высокий – у меня нет ошибок.  2) Выше среднего – у меня 1-2 ошибки.   3)  Средний – у меня 3-4 ошибки.  4)  Ниже среднего – много неправильно.  5) Низкий – я не справился.

 Аккуратность  1) Высокий – написал чисто, без исправлений.  2)Выше среднего – написал чисто, но есть исправления.  3) Средний – написал не очень красиво, есть исправления.  4) Ниже среднего – написал грязно и плохо.   5) Низкий – написал совсем непонятно и грязно.

На полях начертите две шкалы. Подпишите их. Поставьте крестик на шкале на том месте, которое соответствует вашей оценке.

Анализ:  Цель работы со светофором до самостоятельной работы – выявить самооценку детей по данной теме. Учитель видит, кто из детей не усвоил материал, да и сами дети понимают, чего они не знают.

 При проверке работы учитель спрашивает только тех учеников, которые поднимали  зеленый сигнал. Это помогает ученикам, которые не совсем хорошо усвоили материал, еще лучше в нем разобраться.

При повторном поднятии светофора учитель  получает информацию о том, в  какой точке теперь находятся ученики, кто из них продвинулся, а кому еще нужна помощь.

     Итак,  формирующее оценивание служит не  только для повышения успеваемости учащихся с ОВЗ,  но и позволяет  сформировать навыки самостоятельного обучения. Такое оценивание ориентировано на конкретного ученика, поддерживает обратную связь ученика и учителя, помогает ученику обнаруживать пробелы в знаниях и ликвидировать их.  Заставляет концентрироваться, сосредотачиваться на уроке, быть собранным, внимательным, чтобы в конце урока получить    положительную оценку не только от учителя и одноклассников, но и провести самооценку, которая вызовет самоудовлетворение  ученика, в чём и заключается важность  оценивания.

Использованная литература:

1.Фишман И.С, Голуб Г.Б, «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся»

2.Пинская М.А., «Формирующее оценивание: оценивание в классе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание в начальной школе

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по проблеме формирующего оценивания в начальной школе. Статья основана на материалах ведущих методистов....

Система формирующего оценивания в начальной школе.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся....

Система формирующего оценивания в начальной школе.

Материал содержит описание техник, обеспечивающих формирующее оценивание в начальной школе (обобщён и представлен свой опыт и опыт других учителей, успешно использующих данные техники в своей педагоги...

Методика формирующего оценивания в начальной школе

Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области, определяя степен...

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...

Система формирующего оценивания в начальной школе

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения обучающихся, устанавливается обратная связь ...

Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития

Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...