Презентация "Педагогические приёмы формирования УУД на разных этапах урока в начальной школе.
презентация к уроку

Буданцева Ирина Владимировна

Презентация "Педагогические приёмы формирования УУД на разных этапах урока в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические приёмы формирования УУД на разных этапах урока в начальной школе Подготовила: Буданцева И.В. 2021г.

Слайд 2

Этапы урока Формирование УУД Педагогические приёмы I. Мотивация к учебной деятельности. Личностные : - сформированность потребности в самовыражении и самореализации, - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные : - умение передавать информацию интонацией, - слушать, - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные : - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, Регулятивные : - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. "Побуждение" "Оратор« "Яркое пятно« "Фантазёр« "Отгадай ребус, загадку, шараду…« "Ассоциативный ряд"

Слайд 3

Приёмы " Побуждение" На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: - актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"); - вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"); - усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"); - усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности . "Оратор" За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Эмоциональный отклик Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу. Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт. - Что вы уже знаете об этой теме? - Подберите слова на эту тему…. - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно! (Не правда ли, звучит как открытие !) "Яркое пятно " Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Например, урок по теме «Квадрат" во 2 классе. Учитель предлагает рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых квадрат выделен цветом . " Фантазёр" На доске записана тема урока. - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. ………………… - Вот видите, как важно … "Отгадай ребус, загадку, шараду…" Подвести к теме и цели урока через ребус, загадку, шараду. " Ассоциативный ряд" Данный приём используется в технологии мастерских. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова. Пример: Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции, природа. Выводится определение: сентиментализм - литературное направление, возводящее в культ чувство.

Слайд 4

Этапы урока Формирование УУД Педагогические приёмы II. Актуализация знаний. Личностные: - сформированность потребности в самовыражении, самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения, Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие. Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез - выбор оснований и критериев для сравнения, - классификация объектов, - подведение под понятие, - выдвижение гипотез; их обоснование, - сравнение, классификация, синтез. "Столкновение противоречий« "Вопрос к тексту« "Лови ошибку« "Мозговой штурм« " Инсерт « "Практичность теории« "Пресс – конференция« "Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам« "Проведи исследование« "Дай информацию« "Слепой текст« "Придумай название"

Слайд 5

" Столкновение противоречий" Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например, определи и докажи, где какая часть речи: Бревно лежит поперёк канавы. Мы шли вдоль и поперёк…. (В)пустую комнату; спорить (в)пустую; подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста; работать (по)новому; идти (по)новому шоссе. "Вопрос к тексту" Перед изучением учебного текста ребятам ставиться задача: составить к нему ряд вопросов. Заранее оговаривается цель, которую нужно достичь. Необходимо оговорить количество вопросов. Например: 3 основных, не менее 5 расширяющих . "Лови ошибку" 1) Объясняя материал, учитель допускает ошибку. 2) Ученикам показывается текст со специально допущенными ошибками. (Ошибки можно брать из работ учащихся ). "Мозговой штурм" «Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количеств идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток. Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти решение. После предложенных вариантов решения вопроса выясняется, что уже знаем, что необходимо узнать сегодня . " Инсерт " приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия, как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес . " Инсерт " - это:  I - interactive - самоактивизирующая  N _/  S - system - системная разметка  E - effective - для эффективного  R - reading - чтения  T - thinking - и размышления Приём используется в три этапа: 1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы); 2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; 3. Обсуждают записи, внесённые в таблицу. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Слайд 6

" Практичность теории" Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна. Например, вегетативное размножение, полив растений. "Пресс – конференция" Учитель неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы. "Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам" 1) без задания 2) с заданием до просмотра 3) с заданием после просмотра "Проведи исследование" в форме наблюдения, запиши результаты, проведи защиту, в форме анкетирования или опроса в социуме, для выявления тенденций, подтверждения гипотезы, в форме эксперимента. "Дай информацию" Извлечь всю информацию из представленного объекта. Это может быть рисунок, таблица, схема. "Слепой текст" 1.Заполнить «слепой» текст словами или числами 2. восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе 3. восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках. "Придумай название" Придумать название к короткому не более 25-30 слов тексту по теме (можно разбить параграф учебника на части и озаглавить их).

Слайд 7

Этапы урока Формирование УУД Педагогические приёмы III. Подготовка к изучению нового материала Личностные : - развитие "Я-концепции" и самооценки личности, - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия . Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы. "Составление алгоритма" Составить алгоритм, записать в виде схемы. "Слепая таблица" Заполнить пробелы в частично пустой таблице (алгоритме). "Расшифруй!" Расшифровать схематическую запись, прочитать информацию, опираясь на схему, записать словесную формулировку схематической записи.

Слайд 8

Этапы урока Формирование УУД Педагогические приёмы IV. Постановка учебной задачи . Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве . Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации . Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. "Помощники“ "Тема в виде проблемного вопроса“ "Проблемная ситуация“ "Группировка"

Слайд 9

"Помощники" Дополнение цели урока с помощью слов-помощников: -Повторим -Изучим -Узнаем -Проверим Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения. "Тема в виде проблемного вопроса" Формулировка темы в виде вопроса. Тема урока может быть сформулирована так "Почему этих животных отнесли к одному виду?"; выявляются признаки по которым классифицированы животные и в соответствии с этим на первом этапе урока уже можно показать морфологические отличия разных групп животных. " Проблемная ситуация" Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка задачи урока. Например, на урок русского языка по теме "Правописание слов с ъ и ь разделительными знаками" можно предложить желающим записать на доске ряд слов и по возможности объяснить правописание (Слова дети могут написать по зрительному опыту знакомства с ними): семья, варенье, подъезд, вьюга, съемка. " Группировка" Обучающимся предлагается разделить на группы ряд слов, предметов, фигур, цифр, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока .

Слайд 10

Этапы урока Формирование УУД Педагогические приёмы V. « Открытие» нового знания Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей. "Проблемная ситуация“ "Мини – рассказ« "Упрости!« "Ромб ассоциаций"

Слайд 11

"Мини – рассказ " Составь мини рассказ, используя термины из списка, а так же словосочетания «так как», «потому что», «следовательно», «если - то», прочитать и рассказать в классе. " Упрости!" Упростить предложения без потери смысла (текст учебника или научно-популярного журнала ). "Ромб ассоциаций" Описание: приём актуализации субъективного опыта. Применяется, например, при анализе стихотворения, текста, эпизода на основе ассоциаций. Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы. Пример. Урок литературы. Этот прием удобно применять при подготовке к ЕГЭ заданию части С для выявления собственной позиции по проблеме.

Слайд 12

Этапы урока Формирование УУД Педагогические приёмы VI. Закрепление нового Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. «Феномен» «Реклама» «Учимся сообща»

Слайд 13

«Феномен» Этот прием работы предлагает А. Кушнир для отработки грамотности письма в начальной школе. Это ПОКАЗ грамматического (орфографического) феномена. Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После даёт ученику читать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ребёнок прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Этот прием можно использовать, предложив обучающимся более старших классов фрагмент текста с выделенными терминами, датами, именами или явлениями. Прием дополняется информацией на стенде и постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей информацию. « Реклама» Учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе. Придумайте слоган таблице умножения. « Учимся сообща» Алгоритм действий: 1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.). 2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса». 3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе. 4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса. 5.Учитель вносит дополнительные разъяснения.

Слайд 14

Этапы урока Формирование УУД Педагогические приёмы VII. Включение нового знания в систему знаний Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей, - учёт правил в контроле способа решения, - осуществление итогового и пошагового контроля по результату. - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. "Тренировочная к/р" Учитель проводит мини-к/р, но отметки в журнал идут по желанию учеников. "Блиц-контрольная" Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязательно должны овладеть учащиеся для успешной работы. 7-10 заданий по минуте на каждое. "Творческий тест" Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос - впиши пропущенное слово; - закончи предложение; - дай ответ на вопрос; - творческие задания.

Слайд 15

Этапы урока Формирование УУД Педагогические приёмы VII I . Включение в систему знаний и повторение Регулятивные : - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий. Познавательные : - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. "Повторяем с контролем" Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. "Дай информацию" Извлечь всю информацию из представленного объекта. Это может быть рисунок, картина, таблица, схема и др. "Восстанови текст" 1.Заполнить «слепой» текст словами или числами, 2. восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе, 3. восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов (в виде текстов на разных карточках). "Кроссворд" Составить или решить "Немая схема" Восстановить подписи к «немой» схеме процесса или подписать части объекта

Слайд 16

Этапы урока Формирование УУД Педагогические приёмы IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия , - формирование границ собственного «знания и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, - установление причинно-следственных связей. «Ладошка» приём позволяющий учащимся оценить уровень активности на уроке. «Солнышко» «Смайлики» «Светофор»

Слайд 17

Из опыта работы. Как я выбираю приёмы в урок ? Всегда отталкиваюсь от цели, которую должна решить на уроке ; В зависимости от того, какие технологии я реализую в учебном процессе . Учитываю интерес детей . Приём «Я беру тебя с собой» Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала. Прием направлен на формирование познавательных УУД: особенно хорошо отрабатывается классификация. Можно изменять этот прием так, как того требует тема урока и умение, которое формируем . На уроке математики формируем умение различать четные и нечетные числа (Взять с собой только четные числа из предложенных: 45,90,25,67,56,78,16,32,44,21,11,72.) На уроке русского языка: распределить глаголы по группам. Название групп уже даны. Первый ряд берет с собой глаголы прошедшего времени, второй ряд – глаголы настоящего времени, третий ряд - глаголы будущего времени. Ученик задает вопрос, по вопросу определяет и говорит «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой » (сдадут, испугался, поплакал, узнает, спрашивает, кряхтят, тикают, взглянула, вскрикнет, закончится, вздыхают, догоню). Плюс приема еще в том, что его можно использовать как динамическую паузу на уроке. Если использовать интерактивную доску или раздаточный материал, тогда будет задействован весь класс.

Слайд 18

«Лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Учитель может даже подсказывать «опасные места» интонацией, жестом. Можно ученикам предложить роль учителя (раздаются тексты или разбор решения со специально допущенными ошибками ). Использую на русском языке и математике. Приемы направленные на формирование регулятивных УУД: Ситуация «Яркого пятна » Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока . (По математике во 2 классе тема урока «Квадрат») «Группировка» Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9 . Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Слайд 19

Рефлексия Приём « Светофор» – оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов: Красный – нужна помощь ! Зелёный – я умею сам . Жёлтый – умею, но не уверен ещё. «Смайлики» – весёлый –я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные Клеше 1 . Сегодня я узнал… 2 . Было интересно… 3 . Было трудно… 4 . Я понял, что … 6 . Теперь я могу…

Слайд 21

Вывод: данные приемы мотивируют ученика на учебную деятельность, усиливают непроизвольное запоминание и помогают снять чувство усталости. Использование описанных приемов на разных этапах урока является важным условием профессионального роста учителя. Подобная работа педагога формирует способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о формировании УУД обучающихся , т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"

Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...

Формирование УУД на разных этапах урока в начальной школе

На конкретном уроке рассматривается возможность формирования УУД в начальной школе....

Применение педагогических приёмов для формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в начальной школе.

Поэтапное применение педагогических приёмов для формирования УУД на уроках в начальной школе...

Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."

Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....

Приёмы дифференцированной работы на разных этапах урока окружающего мира.

Предлагаемый материал разработан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является результатом методической деятельности педагога.В материале представлены приёмы дифференцированной рабо...

Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе

Педстудия для председателей методических объединений...

Практическое применение игровых технологий на разных этапах урока в начальной школе.

Педагогические игровые технологии — это комплекс методов и приемов, использующих игровые средства для образовательного и воспитательного процесса. Такая игра отличается четко поставленными и нап...