Формирование УУД в рамках ФГОС
статья

Фасхутдинова Нина Николаевна

Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий, которое дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование УУД в рамках ФГОС»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий, которое дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Цель:Создание условий для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.

Задачи:

  • Изучить сущность универсальных учебных действий.
  • Проанализировать УМК «Школа России» с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД.
  • Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД.
  • Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.

Предполагаемые результаты:

  • Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).  
  •   Повышение уровня профессионализма учителя.
  • Повышение качества преподавания предметов.                        

Направления работы:

  • Применение на уроках новых педагогических технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД.
  • Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников.
  • Активное участие в работе школьного МО учителей начальных классов.
  • Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, привлечение их к участию в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
  • Изучение опыта работы лучших учителей школы, района, участие в обмене опытом.
  • Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности.
  • лучширазработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

Функции УУД:  

  - обеспечение возможностей учащегося  самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения., контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;          

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;  обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.  

Структура универсальных учебных действий включает в себя: 

Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они  включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они  обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока, можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД»

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: 

 -состояние здоровья детей;

 - успеваемость по основным предметам;

 - уровень развития речи;

 - степень владения русским языком;

 - умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

 - стремление принимать и решать учебную задачу;

 - навыки общения со сверстниками;

 - умение контролировать свои действия на уроке.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

  1. Дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания.
  2.  Учитель привлекает детей к открытию новых знаний

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах

 4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей.

 5. Учитель, создаёт проблемную ситуацию.

 6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

 7. Учитель учит  способам эффективного запоминания. 

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

 9. Учитель учит оценивать  свою работу.

 10. Учитель учит ребенка ставить цели,  искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. 

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов.

Приёмы и задания, используемые для формирования УУД.

Личностные УУД:

1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза …

2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.

3.Учащимся очень нравятся соревнования.

4. На уроках чтения задания по прочитанным произведениям. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению. 

Я почувствовал (а) … 

Я увидел (а) … 

Я улыбнулся (ась) … 

Я вспомнил (а) … 

Мне стало грустно … 

Я бы продолжил (а) написанное так

Регулятивные УУД.

1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса.

3. При самооценке работ учащихся применять метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагать на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка.

4. Применение такой форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

5. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса).

                     

Познавательные УУД:

1.Проблемное обучение.

2. Проектное обучение

3. Педагогические игры

4. На уроках использовать схемы-опоры для решения различных заданий.

5. На уроках широко использовать различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.

Коммуникативные УУД

1.Работа в парах или группах

2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения

3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»

4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

5.Упражнение«Повторяем с контролем».

Овладение УУД при самопроверке

Важно, чтобы при самопроверке ребенок не просто находил и исправлял ошибки, но и постепенно овладевал таким УУД, как коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Вывод
        Основная цель начального  обучения – помочь ребёнку пробудить все заложенные в  нём  задатки  при помощи учебной деятельности,  понять и найти самого себя.  Решающая роль в этом принадлежит учителю.    Учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании  и обучении детей.  Развитие  системы  УУД   осуществляется  в  рамках  нормативно – возрастного  развития  личностной и познавательной сфер ребёнка.

Используя на уроках в начальной школе перечисленные выше формы, методы, способы и виды работы, учитель обеспечивает формирование УУД, предусмотренные ФГОС НОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД в рамках ФГОС

Особенности проектной деятельности и влияние на формирование ключевых компетенций младших школьников...

Процесс педагогической организации исследования ученика и формирование УУД в рамках ФГОС.

В публикации обобщён собственный педагогический опыт по организации исследования ученика и формировании УУД в рамках ФГОС....

Образовательный проект на тему « Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС НОО».

Формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности обучающихся младшего школьного возраста в рамках реализации проектной технологии, уровень освоения которых в значительной мере ...

«Формирование УУД в рамках ФГОС»

В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда челове...