Мастер-класс «Инновационные технологии на уроках в начальной школе при введении ФГОС НОО»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Кашапова Наталья Петровна

Данный мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В нём рассказывается о как  можно применять на практике новые технологии, эффективные методы и приёмы на уроках литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республиканские научно-педагогические чтения

педагогов дошкольных образовательных учреждений и

 учителей общеобразовательных учреждений Республики Татарстан

«Современное образование: опыт прошлого – реализация в будущем»

Кашапова Наталья Петровна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №1»

ТЕМА: Мастер-класс «Инновационные технологии на уроках в начальной школе при введении ФГОС НОО»

ЦЕЛЬ: показать, как  можно применять на практике новые технологии, эффективные методы и приёмы на примере уроков литературного чтения.

ЗАДАЧИ:  

  • передача продуктивных способов работы на примере уроков литературного чтения;
  • совместная с коллегами отработка  инновационных методических  подходов  и приёмов;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

ФОРМА:  Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивные презентации, раздаточный материал для участников мастер-класса.

Уже давно не секрет, что  сегодняшний обучающийся с устойчивой мотивацией к учению всегда будет стремиться повышать качество своих знаний. Чего не скажешь об учащемся, слабо мотивированном или вообще не мотивированном на учёбу. И наша с вами задача, уважаемые коллеги, вызвать эти мотивы, но не путём принуждения, а добровольного участия  в учебном процессе.

Поэтому так необходимо использовать на уроке инновации. Это имеет большие преимущества. Учебный процесс становится интересным, повышается активность учащихся, развиваются навыки самостоятельного получения знаний в процессе взаимодействия и поиска. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативности и формирование лидерских качеств личности.

      Обратимся к примерам:

Очень востребованной на сегодняшний день является Технология развития критического мышления (ТРКМ).

Целью этой технологии является:

  • развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
  • умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.

К приёмам ТРКМ относятся:

кластер, верные и неверные высказывания, инсерт, логические цепочки, шесть шляп, дерево предсказаний, чтение с остановками, кубик  Блума, толстые и тонкие вопросы, синквейн, фишнбоун или рыбий скелет,чтение с остановками, толстые и тонкие вопросы, корзина идей и др.

КЛАСТЕР – термин происходит от англ.слова « cluster» - гроздь, скопление. В центральном овале располагается ключевое понятие, в овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого, в овалах третьего уровня – детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Например, Кластер «А.С.Пушкин».

Эта работа проводилась на уроке литературного чтения в 3 классе в разделе «А.С.Пушкин» по программе «Начальная школа 21 века».

На протяжении нескольких уроков дети узнавали новые сведения об этом поэте и писателе. Им было предложено составить кластер на тему «А.С.ПУШКИН».        

Сначала надо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» - центром  идеи, темы. У нас это слово – А.С.ПУШКИН.

   От нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

Рисунок 1

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы (рис.1)

ПРИЁМ «ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ».

Детям можно показать на экране текст, содержащий сведения об авторе (в данном случае об Пушкине А.С.). Затем появляются вопросы по содержанию текста. Дети отвечают на них с помощью сигнальных карточек: да, согласен - зелёный цвет карточки; нет, не согласен – красный цвет карточки.(Слова ДА и НЕТ появляются по щелчку мыши).

Родился А. С. Пушкин  6 июня  1799 года  в Москве, в дворянской семье.

В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. Первые стихи написал в 10 лет на французском языке.

На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки.   

Всё свободное время поэт  посвящал литературному творчеству, изучал иностранные языки. А.С. Пушкин написал 7 сказок и много других произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети.

   

Практическое задание.

  1.       Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года. (да)

2.         Он родился в городе Самаре. (нет)

3.         Его семья была из крестьян. (нет)

4.         Он работал продавцом. (нет)

6.         Пушкин знал несколько языков. (да)

7.         Он начал писать в 5 лет. (нет)

8.         Первые произведения Пушкин написал на французском языке. (да)

9.         Бабушку поэта звали Мария Алексеевна Ганнибал. (да)

ПРИЁМ «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА» 

Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.

При знакомстве с биографией Пушкина А.С. текст высвечивается либо на экране, либо  выдаётся детям на распечатанных листах. Мы поработаем с тем же текстом.

  После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Выстраивается следующая логическая цепочка – «Москва – книги - бабушка и няня - 7 сказок».

ПРИЁМ «ШЕСТЬ ШЛЯП»

Этот приём помогает детям глубоко проанализировать и синтезировать содержание произведения.

БЕЛАЯ – новые знания;

ЖЁЛТАЯ – полезные и интересные знания;

ЧЁРНАЯ – трудности;

КРАСНАЯ – эмоции;

ЗЕЛЁНАЯ – область применения знаний;

СИНЯЯ – обобщение, вывод.

Практическое занятие

Л.Толстой «Зайцы» (3 класс, «Начальная школа 21 века»)

БЕЛАЯ – Я узнал, что зайцы бывают лесные, полевые, гуменники. Лесные – питаются корой деревьев, полевые – озимями, а гуменники – хлебными зёрнами на гумнах.

ЖЁЛТАЯ – этот рассказ научно-популярный, так как в нём приводятся научные сведения о видах зайцев, их питании, их местах обитания, их врагах.

ЧЁРНАЯ – значение слова «озимями».

КРАСНАЯ – эмоциональная сторона отсутствует; автор не передаёт никаких чувств, так как рассказ научно-популярный.

ЗЕЛЁНАЯ – эти знания применю на уроках окружающего мира, в олимпиадах т.д.

СИНЯЯ – зайца называют хитрым, якобы он умеет запутывать свои следы. А на самом деле он вовсе не хитрый, а только всего боится, поэтому и следы у него путаные из-за того, что он скачет со страху то взад, то вперёд, то влево, то вправо.

     

ПРИЁМ «УГОЛКИ»

      Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.   

Практическое задание.

Незнайка

Положительный герой

Отрицательный герой

Доброта

Легкомыслие

Весёлый нрав

Безответственность

Любознательность

Лень

 

ПРИЁМ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ»

Тонкие вопросы подразумевают под собой краткие ответы, а толстые – наоборот, развёрнутые подробные ответы.

Практическое задание.

Л.Толстой «Прыжок»

Тонкие вопросы:

Кто забавлял всех на палубе? (обезьяна)

Что обезьяна забрала у мальчика? (шляпу)

Кем был для мальчика капитан корабля? (отцом)

       Толстые вопросы:

В каком эпизоде вы испытали сильное волнение? Почему? (когда мальчик взобрался на самую верхнюю перекладину и мог упасть; когда отец крикнул мальчику, что выстрелит)

Как вы думаете, отец действительно выстрелил бы в сына? Тогда почему он закричал: «Прыгай сейчас в воду! Сейчас застрелю!»

     Работая с данными приёмами, я отмечаю следующие преимущества:

  • Развитие интереса к предмету и повышение мотивации к обучению;
  • активизация процесса развития у учащихся коммуникативных навыков;
  • расширение словарного запаса;
  • уважение к собственным мыслям и опыту;
  • обострение любознательности и наблюдательности;
  • повышение самооценки.

Недостаток, может быть, в том, что при работе с данными приёмами на

уроках создаётся шум при обсуждении проблем, но он вполне допустимый, рабочий.

Приведенные мною  методы – лишь малая часть  известных на сегодняшний день методов обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе".

Мастер-класс проведён с целью ознакомления и распространения опыта работы среди педагогов по созданию условий для сохранения, укрепления здоровья учащихся, воспитания личной ответственности за со...

Мастер-класс. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Многие годы  дети  проводят  в  стенах  образовательных  учреждений, практика  обнажила, что лишь  малую  часть  выпускников  можно  отнести...

Мастер–класс: «Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»

Мультфильм демонстрирует традиционную школу. А современная школа должна  не только дать учащимся определенный объем знаний, но и воспитать человека, способного творчески мыслить, принимать решени...

Презентация к мастер–классу: «Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»

  В своем мастер-классе я хочу показать, как, применяя инновационные технологии, можно формировать коммуникативные компетентности ученика.    Актуальность проблемы формирова...

Мастер-класс "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе при введение ФГОС НОО"

Мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения педагогов, представляют собой профессиональные объединения педагогов, в них объединяются учителя, желающие освоить п...

Мастер–класс «Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»

  В своем мастер-классе я хочу показать, как, применяя инновационные технологии, можно формировать коммуникативные компетентности ученика...