Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе".
учебно-методический материал по зож (2 класс) на тему

Самойлова Алёна Николаевна

Мастер-класс проведён с целью ознакомления и распространения опыта работы среди педагогов по созданию условий для сохранения, укрепления здоровья учащихся, воспитания личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретения навыков здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_sayt.doc102.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_master-klassa.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

1. Вступление:

- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
- Меня зовут Алёна, мое качество аккуратность.
- А теперь Вы. (Представление участников)

- Познакомились. Давайте оценим, насколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилось, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то - вниз. (см. Приложение 1)

- Спасибо!

- А теперь соберите из букв, расположенных на обратной стороне карточки, слово так, чтобы мы могли его прочитать. (Здравствуйте)

2. Основная часть. ( Погружение в тему)

2.1. Обоснование проблемы.

Вопрос. 

- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему  мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.

Ответы педагогов.

- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность.

Слайд 1

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
                                                                                                          В. А. Сухомлинский.

Многие годы  дети  проводят  в  стенах  образовательных  учреждений, практика  показала, что лишь  малую  часть  выпускников  можно  отнести  к  числу  здоровых. Результаты  научных  исследований  показали,  что  все  изменения  в  здоровье  детей  происходят  именно  в  период  обучения  детей  в  школе.

Сохранить здоровье каждого – наша задача.

- Какого ребёнка можно назвать здоровым?

Слайд 2

Ребёнка можно назвать здоровым, если он:

- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

- в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

- в нравственном – честен, самокритичен, эмпатичен;

- в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

- Я вам предлагаю работу в группах.

2.2. Составление кластера.

Попробуйте предположить, какие внутришкольные факторы влияют на здоровье школьника. Перед вами заготовки, дополните кластер.

- Озвучьте свои предположения. (ответы участников)

Слайд 3  Сравним получившиеся результаты.

2.3. Мозговой штурм.

- Как вы считаете, что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?

- Использовать здоровьесберегающие технологии.

- Что же такое здоровьесберегающие технологии?

Ответы педагогов:

Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.

- В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий  достигается  важный результат - получение учащимися образования  без ущерба для здоровья.

Слайд 4

Все ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ условно можно разделить на три группы, предложенные доктором медицинских наук В.Ф. Базарным:

«технологии сохранения и стимулирования здоровья», «технологии обучения здоровому образу жизни», «коррекционные технологии».

Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.

- Поговорим подробнее о некоторых приёмах, используемых в работе с детьми по данным технологиям.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

- Проведём апробацию некоторых приёмов.

Слайд 5

Один из приёмов – физкульминутки,  динамические паузы для профилактики переутомления на уроке.

Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их проведения 3-5 минут.

Апробация физминутки с участниками.

Мы писали, мы считали,

И тогда мы дружно встали,

Ручками похлопали:

Раз, два, три.

Ножками потопали:

Раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Слайд 6

Приём сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика – тренировка тонких движений пальцев и кисти рук, снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Апробация приёма с участниками.

«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
«Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.»
(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

Нравятся детям минуты расслабления при выполнения Мудр. (приём не по Базарнову, внедряем и другие техники) Это – универсальный способ, целительное воздействие, получаемое обыкновенным сложением пальцев одной или обеих рук. Или просто – МУДРЫ.

Мудра – это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами, в переводе с санскрита, означает "дарующий радость", другой вариант перевода – «печать». Ребятам это, как правило, удается без особого труда: для них складывать пальчики в замысловатые фигуры – это игра, и удовольствие.

Слайд 7

Например, «Лестница небесного храма» улучшает настроение, снимает состояние безысходности и тоски, депрессии. (показ техники)

Методика исполнения: кончики пальцев левой руки прижимаются между кончиками пальцев правой руки (пальцы правой руки всегда внизу). Мизинцы обеих рук свободны, выпрямлены, обращены кверху.

«Черепаха». Показания: переутомление, нарушение функции сердечно-сосудистой системы.

Методика исполнения: пальцы правой руки смыкаются с пальцами левой руки. Большие пальцы обеих рук соединены между собой, образуя "голову черепахи".

Слайд 8

Гимнастика для глаз – упражнения для снятия глазного напряжения, профилактики нарушения зрения. По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

Апробация элементов гимнастики.

- Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

Слайд 9

Часто используем приёмы, включающие не только двигательные упражнения (дыхательная и ортопедическая гимнастики), но и расслабляющие – релаксация – упражнения на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения, снижения двигательного беспокойства.

Апробация приёма.

Зарядка – релаксация (проводится в комплексе с цветотерапией, радужной релаксацией «Гармония цвета»)

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке.

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

Другой приём - гимнастика ортопедическая – система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Апробация упражнений.

- Поза дерева. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойно вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Удержать позу 15 – 20 секунд.

- «Медвежьи покачивания». Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.

Дыхательная гимнастика – упражнения направленные на укрепление дыхательной мускулатуры (прерывистое произношение звуков на вдохе и выдохе, заучивание скороговорок) - помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

Апробация приёма.

На одном вдохе произнести 5 звуков «в», делая между ними короткие промежутки. Затем произносится скороговорка: «Водовоз вез воду из водопровода».

Слайд 10

Интересный приём - кинезиологическое упражнение «УХО-НОС»

Кинезиология, буквально изучение своего тела – это целостный подход балансирования движений и взаимодействия человеческих энергетических систем. Основатель в современном виде американец Джордж Гудхард принял за основу древний метод индейцев. Об использовании полной методики речи нет, но некоторые упражнения использую.

Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Для постепенного усложнения упражнений использую:

- ускорение темпа выполнения;

- выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля)

- подключение движений глаз и языка к движениям рук;

- подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Для реализации направленности технологии сохранения и стимулирования здоровья использую наглядный материал, тренажёры.

Слайд 11

Тренажёр на уроках окружающего мира (цветные траектории), по которым дети « бегают» глазами. Обыгрывается темой урока.

Слайд 12

На уроке математики.

На листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры, толщина линии 1см.

Примеры заданий:

Находим однозначные, двузначные числа.

Каких геометрических фигур больше?

На уроке русского языка - деление букв на группы.

Слайд 13

Для физминуток по методике сенсорно-координаторских тренажёров можно использовать данный тренажёр.

Под команду учителя “1-2-3-4” дети фиксируют взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто “пробежать” глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 картинки и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.

Слайд 14

Визуализация здоровья «Водопад». (Сопровождение под музыку)

Апробация метода

Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. С каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами… (пауза 15 секунд)

Остановимся подробнее на следующей технологии.

Слайд 15

«Технологии обучения здоровому образу жизни»

К ней относятся: урок физкультуры, точечный массаж, коммуникативные игры.

Коммуникативные игры создают предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивают необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого поведения.

Апробация игры «Через стекло»

Побудьте в роли ребёнка. Вам предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Темы для разговора выбираем любые, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».

Самомассаж и точечный массаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение. Это простая и безопасная терапия. Массирование производится надавливанием на определённые точки 3-4 раза по 1-2 минуты.

Последняя группа технологий:

Слайд 16

«Коррекционные технологии»

технология музыкального воздействия, цветотерапия, сказкотерапия, технология коррекции поведения, психогимнастика, речевая гимнастика.

Психогимнастика направлена на преодоление барьеров в общении, снятии психического напряжения, создание возможностей для социально приемлемого самовыражения.

Слайд 17

Один из приёмов - психологическая саморегуляция - «Солнышко».

Апробация приёма.

С закрытыми глазами представьте, что на ладошках лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Переключается внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание  на дыхание.) Оно успокаивается, становится плавным, равномерным. В заключении - улыбнулись друг другу.

Слайд 18

Артикуляционная (речевая) гимнастика – упражнения для формирования правильного произношения. Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.

Апробация упражнений.

"Чистим, зубки" - улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

"Дудочка"- с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

"Месим тесто"- улыбнуться, пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя...",
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

"Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

Слайд 19

Цветотерапия – воздействие цветом.

Подходы разные. Это и запись на доске цветными мелками, и разнообразие цвета в тренажёрах, цветные ассоциации.

Апробация игры – цветные сны.

В положении сидя закрываем глаза, прикрываем их ладонями и опускаем голову. Я называю цвета, а вы с закрытыми глазами стремитесь «увидеть» (представить) в чем-то заданный цвет - синее небо, зеленая трава, желтое солнце. Выборочно подхожу к каждому, касаюсь плеча и опрашивает о том, что вы увидите. Затем называю другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.

Использование апробированных здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть их творческие способности.

Слайд 20

Внедрение ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся.

2.4 Практикум. Работа в парах.

- Предлагаю вам применить полученные знания на практике.

На столах лежат учебники. Задание: выбрать тему урока, применить здоровьесберегающие технологии на любом его этапе. Время выполнения – 3-5 минут.

Выслушивание ответов. Обмен мнениями.

3. Подведение итогов. Рефлексия:

Сегодня на занятии мы с вами:

1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.

2.  Метод «Работа в группе» помог определить внутришкольные факторы, которые влияют на здоровье школьника.

3. Метод «мозговой штурм»  и работа в парах помогли педагогам апробировать приёмы, поделиться опытом работы в использовании здоровьесберегающих технологий в своей практической деятельности.

4.  Мы освоили методику проведения тренинговых технологий и интерактивного метода «составление кластера».

- Вы вернетесь в свои классы….  Что бы вам хотелось попробовать в своей практике  из увиденного сегодня. (высказывания педагогов)



Предварительный просмотр:

Технологическая карта мастер-класса.

  Тема мастер-класса: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

  Учитель начальных классов: Алёна Николаевна Самойлова        

          Актуальность темы: Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Здоровые дети – здоровое будущее. Здоровье определяется как составная полного физического, психологического и социального благополучия. Человеку, начиная с раннего детства, необходимо вести здоровый образ жизни. Учитель может много чего сделать для здоровья школьников. Это соблюдение гигиенических норм в общеобразовательном процессе, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни, систематическое проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни, систематическое проведение динамических пауз, физкультминуток, бесед о правильном отношении к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребенку полюбить свое здоровье, себя самого и самому оценить проблемы собственного здоровья.

Тип мастер-класса: комбинированный урок.

Цель – ознакомление и распространение опыта работы среди педагогов по созданию условий для сохранения, укрепления здоровья учащихся, воспитанию личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретению навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.

Задачи:

  • раскрыть значение здоровьесберегающих технологий и пути их реализации в начальной школе;
  • познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;
  • поделиться личным опытом работы по сохранению работоспособности на уроках и здоровья учащихся.

          Методы работы с аудиторией:  беседа, мозговой штурм, работа в группах, практикум.

         Планируемый результат

Участники научатся:

• разделять различные виды здоровьесберегающих технологий;

• использовать полученные знания на практике.

Формы работы – фронтальная и групповая.

Необходимое техническое оснащение: проектор, презентация Power Point; карточки с поднятым пальцем руки, на обороте которых – буквы; листы формата А 4, ручки.

 

Ход мастер-класса

  Этапы мастер класса

       Деятельность учителей

    Деятельность участников

       Осуществляемые действия

     коммуникативная

    Осуществляемые действия

    Формируемые умения

1

2

3

4

1.     Актуализация знаний и постановка цели и задачи мастер-класса.

1.     Вступление.

1.     Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителями.

Воспринимать на слух ответы участников, строить понятные для собеседников высказывания.

2. Основная часть. 

3. Подведение итогов. Рефлексия.

1. Обоснование проблемы.

Вопрос: Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему  мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.  

Взаимодействуют с учителями и другими участниками во время фронтального опроса.

Строят монологические высказывания, делают выводы о ценности здоровья.

2.   Работа в группах.

Составление кластера «Внутришкольные факторы, влиящие на здоровье школьника».

В группах(2 группы по 4-6 человек) обсуждают задание, кооперируют усилия по решению учебной задачи. Отвечают сами и слушают ответы участников.

Выделить лидера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. В том числе в ситуации столкновения интересов; в коммуникации строить понятные для партнера высказывания; понимать на слух ответы участников, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи.

3. Мозговой штурм. Апробация приёмов.

Здоровьесберегающие технологии. Организация. Внедрение.

Взаимодействие с учителями во время демонстрации презентации.

Слушать ведущего; уметь разделять виды и приёмы здоровьесберегающих технологий.

4.     Практикум. Работа в парах.

Самостоятельно по предложенному алгоритму применить здоровьесберегающие технологии на примере темы урока. 

Самостоятельно применять здоровьесберегающие технологии на любом уроке. 

Фронтально выполняют задания, слушают ответы участников, выстраивая последовательность фраз в диалоге.

Уметь слушать других участников, осознанно дополнять речевое высказывание предыдущего участника.

Организуют обсуждение по итогам работы.

Участники строят монологическое высказывание по теме, слушают других участников.

Осознанно строят речевые высказывания, понятные для участников; рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Я постаралась описать  систему своей  работы по здоровьюсбережению на уроках в начальной школе.  С огромным желанием на протяжении многих лет применяю в своей работе здоровьесберегающие...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Одна из важнейших задач современного образования - помочь ребёнку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если ребёнок не обладает хорошим здоровьем. Здоровье – актуальная тема...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...