Мастер-класс. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Затонская Ирина Александровна

Многие годы  дети  проводят  в  стенах  образовательных  учреждений, практика  обнажила, что лишь  малую  часть  выпускников  можно  отнести  к  числу  здоровых. Современная  школа  не  улучшает  здоровья  детей. Результаты  научных  исследований  показали,  что  все  изменения  в  здоровье  детей  происходят  именно  в  период  обучения  детей  в  школе. За  это  время  70% детей  из  категории  здоровых  переходят  в  группу  детей  страдающих  какими – либо  заболеваниями. Ситуация  усугубляется ещё  и тем , что  из  семьи  и  дет. сада приходя  80% детей  имеющие  различные  заболевания.. В  таких  катастрофических  условиях  одним  из  приоритетов  в  образовании  являются  здоровьесберегающие  технологии,  которые  должны  помочь предотвратить  ряд  проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_3_kl.rar142.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Конспект мастер-класса

1. Вступление:

- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Алёна, мое качество аккуратность.
- А теперь Вы. (Представление участников)

Познакомились. Давайте оценим, насколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилось, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то - вниз.

Спасибо!

А теперь соберите из букв, расположенных на обратной стороне карточки, слово так, чтобы мы могли его прочитать. (Здравствуйте)

2. Основная часть. ( Погружение в тему)

2.1. Обоснование проблемы.

Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему  мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.  

Ответы педагогов.

 - Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность.

Слайд 1-2

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
                                                                                                          В. А. Сухомлинский.

    Многие годы  дети  проводят  в  стенах  образовательных  учреждений, практика  обнажила, что лишь  малую  часть  выпускников  можно  отнести  к  числу  здоровых. Современная  школа  не  улучшает  здоровья  детей. Результаты  научных  исследований  показали,  что  все  изменения  в  здоровье  детей  происходят  именно  в  период  обучения  детей  в  школе. За  это  время  70% детей  из  категории  здоровых  переходят  в  группу  детей  страдающих  какими – либо  заболеваниями. Ситуация  усугубляется ещё  и тем , что  из  семьи  и  дет. сада приходя  80% детей  имеющие  различные  заболевания.. В  таких  катастрофических  условиях  одним  из  приоритетов  в  образовании  являются  здоровьесберегающие  технологии,  которые  должны  помочь предотвратить  ряд  проблем.

   

Слайд 3

Ребёнка можно назвать здоровым, если он:

  • в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  • в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном – честен, самокритичен, эмпатичен;
  • в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться

- Я вам предлагаю работу в группах.

2.2  Работа в группах.

Она поможет нам оценить роль здоровья для человека.

 (Группы работают одновременно 3 минуты, потом представляют работу)

1 группа Вам  я предлагаю опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых всё резко изменится и обосновать своё решение (разделить учителей  на  2  группы  по 3- 4 человека, на столе  листы А-4, и ручки)

(Формула жизни:  Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.) 

-Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).

2 группаУпражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека) ( Раздать листы)

 Перед вами рисунки воздушного шара, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?   Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.

- Вы заметили, что  группы работали над одной и той же темой, хотя задания были совершенно разные.

- К какому выводу мы  пришли?  Что  главное  в жизни человека?

- А что определяет здоровье школьника?

2.3. Составление кластера.

 Попробуйте предположить какие внутришкольные факторы влияют на здоровье школьника.

( Слайд 4) Давайте сравним получившиеся результаты.

2.4. Мозговой штурм.

Вопрос: А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?

Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии.

Вопрос: Каковы требования к современному уроку с точки зрения здоровьсбережения?

Слайд 5

     Требования к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения:

  • гигиенические условия в классе,
  • разнообразие видов учебной деятельности и их чередование,
  • использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся,
  •  динамические и физкультпаузы,
  • включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни,
  • благоприятный психологический климат на уроке

Вопрос: Что же такое здоровьесберегающие технологии?

Ответы педагогов:

Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.

Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.

В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий  достигается  важный результат - получение учащимися образования  без ущерба для здоровья.

 Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

Вопрос: Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?

Ответы педагогов

Слайд 6

Все ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ условно можно разделить на три группы:

«технологии сохранения и стимулирования здоровья», «технологии обучения здоровому образу жизни», «коррекционные технологии».

Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.

Слайд 7

Физкульминутки – динамическая пауза для профилактики переутомления на уроке.

упражнения по формированию осанки,

упражнения по укреплению зрения,

упражнения по укреплению мышц рук,

упражнения для отдыха позвоночника,

упражнения для ног,

релаксационные упражнения для мимики лица,

потягивание,

массаж области груди, лица, рук, ног,

психогимнастика,

упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.

 Например:

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу,

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

                                  Мы писали, мы считали,

                                 И тогда мы дружно встали,

                                  Ручками похлопали:

                                  Раз, два, три.

                                  Ножками потопали:

                                  Раз, два, три.

                                  Сели, встали, встали, сели

                                  И друг друга не задели.

                                  Мы немножко отдохнем

                                  И опять писать начнем.

    Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.

Слайд 8

Пальчиковая гимнастика – тренировка тонких движений пальцев и кисти рук, снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

1) «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
2) «Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.»
( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
3) «Руки мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочется быть не хуже всех.
( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

Слайд 9

Мудры «Лестница небесного храма», «Черепаха»

Это – универсальный способ, целительное воздействие, получаемое обыкновенным сложением пальцев одной или обеих рук. Или просто – МУДРЫ.

Мудра – это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами.

Мудра, в переводе с санскрита, означает "дарующий радость", другой вариант перевода – «печать»

Ребятам это, как правило, удается это без особого труда: для них складывать пальчики в замысловатые фигуры – это игра, и удовольствие.

Слайд 10

Гимнастика для глаз – упражнения для снятия глазного напряжения, профилактики нарушения зрения.
По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
• Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
• Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
• Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
• Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
• Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
• Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

Слайд 11

Гимнастика ортопедическая – система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Для начала по порядку - утром сделаем зарядку! И без всякого сомненья.  

Есть хорошее решенье - бег полезен и игра. Занимайся ,детвора!

Чтоб успешно развиваться, нужно спортом заниматься.

От занятий физкультурой будет стройная фигура.

Нам полезно, без сомненья все, что связано с движеньем.

Вот, поэтому ,ребятки ,будем делать мы зарядку.

Станем прямо, ноги шире ,мяч поднимем – три-четыре,

Поднимаясь на носки. все движения легки.

 Все движения разучим Станем крепче мы и лучше.

Будем  прыгать высоко, как кузнечики – легко.

Обруч, кубики помогут гибкость нам развить немного

Будем чаще наклоняться приседать и нагибаться.

1. Поза дерева. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойно вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Удержать позу 15 – 20 секунд.

2.  «Медвежьи покачивания». Качаться из стороны в сторону, подражая медведю. 

3.      Поза скручивания. Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижато к спинке. Правой рукой следует держаться за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. То же движение, но в другую сторону.

Дыхательная гимнастика – упражнения направленные на укрепление дыхательной мускулатуры, улучшения состояния учащихся, помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

На одном вдохе произнести 5 – 10 звуков «ф», делая между ними короткие промежутки. Затем произносится скороговорка: «Водовоз вез воду из водопровода» или другие.

Релаксация – упражнения на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения, снижения двигательного беспокойства.

Зарядка - релаксация

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке.

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

Слайд 12

Кинезиологическое упражнение «УХО-НОС»

Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

  ускорение темпа выполнения;

  выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

  подключение движений глаз и языка к движениям рук;

  подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Слайд 13

Использование тренажёров на уроках (цветные траектории)

Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами.

 окружающий мир

Слайд 14

На уроке математики

На листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали, числа), толщина линии 1см.

Слайд 15

На уроке русского языка

Возможно использовать бумажные офтальмотренажёры. Например, на доске расставлены:
Пирамидки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?
Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

Слайд 16

Физминутки по методике сенсорно-координаторских тренажёров

Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя “1-2-3-4” начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто “пробежать” глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 картинки и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.

Слайд 17

Визуализация здоровья. (Сопровождение под музыку) «Водопад»

Вариация: упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг). “Водопад”

- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами… (пауза 15 секунд)

Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Слайд 18

Психологическая саморегуляция «Солнышко»

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание  на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь  друг другу.

Слайд 19

«Технологии обучения здоровому образу жизни»:

  • урок физкультуры – организованная форма обучения 3 раза в неделю;
  • точечный массаж – проводится в осенне- зимний период для профилактики простудных заболеваний;
  • коммуникативные игры – игры направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

Коммуникативные игры:

Добрые слова не лень

Повторять нам трижды в день.

Кузнецу, ткачу, врачу –

С добрым утром! – я кричу.

Добрый день! – кричу я вслед

Всем, идущим на обед.

Добрый вечер! – так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Слайд 20

Самомассаж и точечный массаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение. Это простая и безопасная терапия. Массирование производится надавливанием на определённые точки.

Кончиком указательного пальца надавливать на точку 3-4 раза по 1-2 минуты.

Слайд 21

«Коррекционные технологии»:

  • технология музыкального воздействия – музыкальное сопровождение, которое способствует коррекции имеющихся проблем в развитии, в процессе двигательной деятельности;
  • цветотерапия;
  • сказкотерапия - используют для психологической и терапевтической помощи;
  • технология коррекции поведения – игры с правилами, игры-соревнования, психотехнические освобождающие игры;
  • психогимнастика – упражнения по специальным методикам;
  • речевая гимнастика – упражнения на развитие грамотной речи без движений.

Психогимнастика

Ученики встают парами, лицом поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает ладони, другой – накрывает их. «Дети посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь по очереди скажите несколько слов друг другу, но нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше…»                                    

Речевая разминка на уроках чтения (скороговорки, чистоговорки, поговорки, стихи, которые читаются в разном темпе).

Сказкотерапия

Сказка - одно из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию, заставляет думать, даёт свободу, лечит.

Направления сказкотерапии:

1. Интерпретация сказок.

2. Рассказывание сказок.

3. Переписывание сказки.

4. Придумывание, сочинение сказки.

Из всех  перечисленных методов сказкотерапии, на мой взгляд,  процесс придумывания сказок учащимися, является наиболее продуктивным. Он не только благоприятно сказывается на  психическом здоровье детей и развивает способность видеть даже в самой сложной ситуации позитивную сторону, но и способствует развитию речи, фантазии, творчества.

Слайд 22

Артикуляционная (речевая) гимнастика – упражнения для формирования правильного произношения.

Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.

"Окошко"
широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно"

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) 

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

"Маляр"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

"Грибочек"
улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
прикососать широкий язык к нёбу

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

Слайд 23

Цветотерапия.

  • Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности.
  •         Жёлтый – цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется.
  •         Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов.
  •         Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.

Игра – цветные сны.

В положении сидя после напряженной работы учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами “увидеть” в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце). Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.

Придумать переход к следующему этапу мастер-класса.

2.5. Работа в парах. Составление кластера.(  Раздать  листы ,  клей,  ножницы, картинки)

Вопрос. Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?  

Творческий характер процесса обучения (Слайд 11)

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры,  уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии,  что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.  

Использование оздоровительной силы природы. ( Слайд 12)

(Можно  использовать  те же  ролики  о природе)

- прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);

- экскурсии;

     - подвижные игры на свежем воздухе и т.д.

5.Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс 

(Слайд  13 )

Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. В практике     работы использую разно уровневые разъяснительные инструкции.

 

  Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физ.минутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности,  на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании уделяют вопросам здоровья.

При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Опыт  показывает, что использование  здоровьесберегающих технологий в учебном  процессе   ведет  к  снижению  показателей  заболеваемости   детей, улучшению  психологического  климата  в  дет. коллективе.

Учителю, освоившему эти  технологии,  легче  и  интереснее  работать,  поскольку  исчезает  проблема  учебной  дисциплины,  открывается  простор  для  его  творчества.

 Многое еще предстоит сделать: менять психологию учителя, преодолевать авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходить от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.  

3. Подведение итогов. Рефлексия:

Сегодня на занятии мы с вами:

1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.

2.  Метод «Работа в группе кооперативного обучения» помог определить ценность здоровья для каждого из вас.

3. Метод «мозговой штурм» помог поделиться педагогам опытом работы в использовании здоровьесберегающих технологий в своей практической деятельности.  

4.  Мы освоили методику проведения тренинговых технологий и интерактивных методов «составление кластера», «работа в группах КО». Более подробно о методике вы можете прочитать в раздаточном материале (Приложение ).

         5.Вы вернетесь в свои классы….  Что бы вам хотелось попробовать в своей практике  из увиденного сегодня. (педагоги высказываются по кругу)

Свой мастер-класс я хочу закончить легендой. ( Слайд 14)

Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих  учеников.

Литература:        

Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва, 2005.

Базарный В.Ф. Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях. В.Ф. Базарный, Л.П Уфимцева, - М., 1983. - 232 с.

Гоникман, Э.И. Как вытащить себя из стресса. Э.И. Гоникман, - М., 1996.

Журавлева, Е.Л. Целительные пальчики. Е.Л. Журавлева, - Кемерово, 1996.

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.
Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.

Русский язык
Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.
- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
- Я хочу быть здоровым!
- Я могу быть здоровым!
- Я буду здоровым!

Вставка 2. Списывание текста о здоровье.
Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».
Или такой текст:
«Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.
После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.

Вставка 3. Разбор слова по составу.
Пясть- пястные кости- запястье.
Перст – персты – перстень -перстенёк.
Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.
Пальцы – пяльцы – пялить глаза.
Ухо – подушка – заушница – заушная область.
Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными. Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».
Перст – старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда. « Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин )
Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.
Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово
«заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.

Вставка 4. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.
« Колобок».
Дети легко и охотно приходят к заключению:
- Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.

Математика
Вставка 1. Задачи по анатомии.
Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.
Вопрос 1 : На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорождённого?
Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350 – 260 = 90.
- Куда деваются эти кости?
- Они срастаются.
Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого.
Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.
Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни?
Ответ: 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.
Задача 2. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?
Ответ: в 2 раза.
- Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.

Окружающий мир
Вставка 1. Лекарственные растения твоего края.
- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.
Вставка 2. К теме « Введение». Природа и человек.
- Нет неживой природы. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1класс - за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80%, то к концу 4класса процент заболевших снизился до 16%.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
• выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
• правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
• применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
• создать специальную образовательную прогромму факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
• соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы . А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Учащимся приходится много писать, поэтому учитель начальных классов  должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Уроки русского языка я нередко начинаю с орфографической пятиминутки, цель которой актуализировать определенные орфографические правила. Эти пять минут можно использовать и в целях формирования мотивационной сферы гигиенической культуры, подобрав соответствующий материал. Работая над орфограммами в таких упражнениях, имеет смысл ненавязчиво и легко коснуться описанной ситуации, например, «Здоровый сон – прекрасное самочувствие днем».

         Большое значение имеет организация урока. Я  стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

         Во избежание усталости учащихся  чередую  виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

          Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках  разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся  и способствует сохранению здоровья  детей.

        Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

        Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.

         На каждом уроке в любом классе  в течение урока провожу физкультминутки, делаю игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.    Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения я совмещаю работу по теме урока и двигательную гимнастику. Например, тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только ед.ч». Я называю ряд существительных, задача учеников встать, если прозвучит имя существительное, которое имеет форму только ед.ч, хлопнуть в ладоши, если существительное имеет форму и ед.ч и мн.ч. Или, например, при изучении Ь после шипящих на конце  существительных, я предлагаю поднять правую руку вверх, если у существительного  есть  Ь, поднять левую, если нет Ь. Такие «минутки по теме » можно проводить по любому учебному материалу.

           Кроме того, учащиеся начальных классов любят загадки, шарады, ребусы, кроссворды, сказки, творческие задания. Например, при изучении новых словарных слов можно провести спортивный диктант, где по значению слова нужно назвать имена прилагательные. Сказки,  как элемент игры, тоже всегда встречают с радостью. Такой материал дети не забывают. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

.  Стремлюсь вызывать положительное отношение к предметам. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

         Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности— вот далеко не весь арсенал, которым пользуюсь я, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

        При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Использую следующие методы и формы  обучения: словесные, наглядные, проблемные, поисковые, ситуации выбора, тестовые задания  и другие.

        На  уроке провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.

        На уроках литературного чтения использую элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений).

        Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.

      Задача учителя – заботиться не только о физическом, но и духовном здоровье учащихся. Уроки литературы предоставляют широкие возможности для достижения этой цели. При знакомстве с биографией писателя показываю тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Л.Н.Толстого, который писал: «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Учащиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни. Изучение «искусства слова» невозможно без живописи и музыки. Чтение художественных произведений сопровождаю иллюстрациями великих художников, фрагментами музыкальных произведений композиторов-классиков, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся. При анализе литературного произведения акцентирую внимание на проблемах гуманизма, добра и зла, оказываю влияние на формирование нравственного здоровья. Использование   разноуровневых заданий также способствуют сохранению здоровья учащихся.

           На уроках математики в качестве контрольных, самостоятельных работ  использую тексты задач, пропагандирующие  разные  виды спорта, туризм. Знакомство с нумерацией чисел, многозначными числами  даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

На уроках изобразительного искусства дети рисуют плакаты  «Мой любимый вид спорта»

         Общий объем домашних заданий  соответствует требованиям СанПиНа. Домашнее задание чётко комментируется на уроке. За годы работы в школе пришла к выводу, что дети не умеют рационально распределять время при выполнении домашних заданий, что ведёт к физическим и умственным перегрузкам . Поэтому, в первой четверти мы проводим урок по теме «Учись учиться», на котором говорим о режиме дня, о правилах выполнения домашних заданий.

          Часто при выставлении оценок дети испытывают психологический стресс. Для снятия эмоционального напряжения я использую три вида оценивания:

Ученик оценивает сам свою работу.

Взаимопроверка (работа в парах).

Обоснованная оценка учителя.

   

         Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование  компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, можно удерживать внимание учащихся , при этом то, что происходит на экране,  требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий  характер. В своей практической деятельности я использую презентации.   Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но  дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить  индивидуальное задание на тренажерах. Использование компьютера  с демонстрацией видеоряда и мультимедиа  материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.

     При работе с компьютером я всегда соблюдаю основы безопасности и гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03,  СанПиН 2.2.2/2.4.2198-07)

В соответствии с требованиями  санитарного законодательства для занятий детей  использую лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.

 Я всегда выполняю требования к организации режима учебных и внеучебных занятий. Непрерывная длительность занятий  с компьютерной техникой не превышает

- для учащихся II -IV классов - 15 минут;

После  работы  с применением компьютергых технологий провожу комплекс упражнений для глаз(приложение 1) и физические упражнения для профилактики общего утомления.

Во время  перемен провожу сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса.

         Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, но не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. 

             Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе".

Мастер-класс проведён с целью ознакомления и распространения опыта работы среди педагогов по созданию условий для сохранения, укрепления здоровья учащихся, воспитания личной ответственности за со...

Мастер-класс на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.Ответ- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говори...

Мастер класс на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя на каждом уроке проводят  физ.минутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за пра...