Мастер-класс "Учение с увлечением"
методическая разработка

Гуданцева Елена Григорьевна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master2_.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС

«Учение – с увлечением!»

(Использование активных методов на уроках в начальной школе)

 Хочу поделиться опытом работы и представляю Вам мастер-класс «Учение – с увлечением!»

    Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.

Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.

Предлагаю сегодня  не просто слушать, а действовать, чтобы % запоминания материала был высок.

Цель сегодняшнего мастер-класса: показать применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе.
Существуют различные методы в педагогике. Известны
 пассивные методы, когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монологовый режим обучения; активные (здесь педагог является главным источником информации, но учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, решение задач)

Однако, существует ещё одна очень интересная форма обучения детей – интерактивная. Педагог в ней теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат. Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов.

Как гласит китайская мудрость : «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».

Наиболее полную классификацию активных методов обучения дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения. Имитационные в свою очередь делятся на игровые и неигровые. Остановимся на
игровых.

1. АМ начала образовательного мероприятия

Начало урока может быть необычным.

Цель:  положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Примеры:

 Метод «Добро в ладошках» 

    Учащиеся соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.

Метод «Поздоровайся локтями»  

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с упражнения «Поздоровайся глазами».

 Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча -

глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

А теперь давайте познакомимся друг с другом. Используем метод «Автограф».

На столах у вас приложения к мастер-классу.

Найдите ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Пока звучит музыка вам необходимо собрать как можно больше автографов, заполнив таблицу. Кто собрал больше всего автографов?

Этот метод можно проводить для знакомства с новым классом, во время проведения воспитательных мероприятий. Графы могут быть разными: к примеру, записать имя и прилагательное, которым ребёнок себя характеризует (Иван-смелый, Ира –ответственная, и т.д.)

 

2. АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений

можно использовать следующие методы:

Примеры: «Фруктовый сад», «Осенний сад», «Поляна снежинок».

Цель: учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика,

полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими

образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на

каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Дерево ожиданий», второе – «Дерево опасений». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки двух цветов: зелёные и красные.

- Уважаемые коллеги, предлагаю  вам изложить свои ожидания и опасения от мастер-класса, на зелёных яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения - на красных.

-Например, я ожидаю увидеть заинтересованных, активных коллег, получить удовольствие от общения(прикрепляю своё зелёное яблоко с записью на дерево); мои опасения – малая активность, материал не заинтересует (прикрепляю своё красное  яблоко с записью на дерево).

(Участники мастер-класса пишут свои ожидания и опасения на яблоках и прикрепляют их на деревья)

-В конце мастер-класса мы вернёмся к нашим деревьям и посмотрим, подтвердились ли ваши ожидания и опасения.

3.АМ презентации учебного материала

 Примеры: «Инфо-угадай-ка», «Инфо-карта», «Инфо-ромашка», «Ковёр идей», «Фонтан идей»,  «Инсерт» или «Пометки на полях».

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала,

оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах.

Идея методов: доска или ватман делится на определённое количество секторов. Сектора пронумерованы, но чисты. Сведения в них вносятся по мере прохождения на уроке или уроках. Например, при изучении темы «Термометр», в начале урока карта выглядит так, в конце урока – так!

Это «Инфо-ромашка», обобщение по теме «Местоимение».

Посмотрите ПРИЛОЖЕНИЕ 2 в ваших листах.

Перед вами «Инфо-карта», названа она  «Активные методы обучения». Карта   разделена на сектора.

Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу.(Ответы педагогов)

-Запишите.(Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие

мыслительной и практической деятельности учащихся)

Сектор 2 – этапы урока.

-На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

- (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие

эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 – виды АМО.

- Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите.

К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.

(«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Автограф», «Инфо-карта»)

Сектор -4. Цели применения АМО.

-Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных

навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт

быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.

Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на

разных этапах урока.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-

лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Метод «Пометки на полях» или «Инсерт».

Следующий метод « Инсерт» или «Пометки на полях». Он позволяет ученику

отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он

достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и

предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или  специально подобранного текста. Помечать следует, отдельные задания или

предложения в тексте.

Знаком «галочка» ( V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.

Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 3 классе является

разбор имени существительного как часть речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения метода «Инсерт» у ученика

появились такие знаки . После этого ученик может самостоятельно искать

ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу( работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.

Предлагаю вам найти ПРИЛОЖЕНИЕ 3 в ваших листах и сделать пометки + и -. + - если вы знакомы с методом, - - если вы не знакомы с таким методом, и ! знак, если вам понравился или удивил какой-либо метод. Надеюсь, что какие-то из «минусов» смогут превратиться в «плюсы» в конце мастер-класса.

4.АМ организации самостоятельной работы над темой

«Ульи», «Cветофор», «Инфо-карусель», «Автобусная остановка»

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов.

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

5. АМ релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь

иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно

расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят

сделать это, не выходя из класса.

Упражнение "Четыре стихии" (Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995, с. 66)

- Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь.

"земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола

 "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх

 "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах

Подобные упражнения «Воздушный шарик» , « Тряпичная кукла и солдат».

АМ презентации учебного материала

Метод «Написание синквейна»

На этапе обобщения знаний используем приём синквейн. В чем смысл этого

методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких

выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы.На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «школа».

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.(красивая, уютная)

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна. (учить, дружить. наполнять)

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.(Школа- целый мир!)

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.(Дом)

Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении «словарных слов»

- Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою.

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!

- Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно.  ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Итак, тема синквейна

Метод.

Эффективный, активный.

Мотивирует, увлекает, учит.

Применяется на разных этапах урока.

Заслушиваются ответы.

- Вот какой синквейн составила я.

6. АМ рефлексии

Метод «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися

Ученики получают карточки с изображением солнышка и тучи на  для каждого ученика. Я этим «убиваю двух зайцев» В начале урока дети пишут свои ожидания – на солнышках, опасения – на тучках.

В конце урока: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Предлагаю воспользоваться другим методом для этого этапа нашего мастер-класса.

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от участников.

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

- А теперь возьмите карточки для метода «Инфо - карта» и допишите в графу

«виды». С какими методами и упражнениями ещё сегодня познакомились..

(«Кластер», «Инсерт», «Четыре стихии», «Синквейн»).

 Добавьте  пометки на полях ПРИЛОЖЕНИЯ  3.

- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.

- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех кто заинтересовался ими, предлагаю вот такие распечатки.

В презентации использован  приём интерактивная лента. Этот и многие другие приёмы есть на сайте «Дидактор»,для тех, кто интересуется созданием презентаций, полезные ссылки в буклете.

- Надеюсь, мастер-класс был полезен, и очень хочется, чтобы учение  с увлечением сделало наших детей личностями:

Активными

Креативными

Творческими

Инициативными

Волевыми

Неравнодушными

Ы

Е                              МЕТОДЫ

 

Источники.

http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет»

http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд»

http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов

http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.

http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой.

http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение - увлечение или наказание?

«ЧТЕНИЕ - УВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ НАКАЗАНИЕ?» Материал по развитию беглого, выразительного и осознанного чтения на уроках и во внеклассной работе ...

Обмен опытом работы "Умножение с увлечением"

Таблицы умножения и деления, несомненно, являются одним из камней преткновения в младшей школе. Мало того, что механическое зазубривание строчек таблицы трудоёмко и не нравится детям, без постоянной т...

Ярмарка увлечений. Внеклассное мероприятие для учеников и родителе 1 класса.

На данном мероприятии  подводится итог внеурочной деятельности учащихся 1 классов. Выставка рисунков и поделок учащихся служит оформлением мероприятия. На празднике ребята читают стихи, отгадываю...

Ярмарка увлечений. Внеклассное мероприятие для учеников и родителе 1 класса.

На данном мероприятии  подводится итог внеурочной деятельности учащихся 1 классов. Выставка рисунков и поделок учащихся служит оформлением мероприятия. На празднике ребята читают стихи, отгадываю...

Мир моих увлечений

Игрушки из бисера...

Игровая программа "Учение с увлечением"

Игровая программа для третьеклассников содержит сценарий. Проведение игровой программы представлено в виде путешествия по станциям....

Приложения к игровой программе "Учение с увлечением"

Представлены задания, которые можно использовать в играх-путешествиях по станциям. Данные задания к разработке игровой программы "Учение с увлечением"...