Мир моих увлечений
творческая работа учащихся по технологии (2 класс) на тему

Гилмиева Энзиля Иншаровна

Игрушки из бисера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biser.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                    Управление образования Исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

                        ЦДОД по работе с одарёнными детьми

II Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке»

Город Нижнекамск

Школа №19

Класс 2 «А»

Направление: «Мир моих увлечений»

                                 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

               Тема: Объёмные изделия, игрушки из бисера

                    Руководитель     Гилмиева Энзиля Иншаровна        

                            первой квалификационной категории

                               Учащаяся        Миннегулова Зарина Ильдаровна

                                                      2011

                                                        Содержание.

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1. История бисера…………………………………….............4

1.1. Бисерная азбука. ………………………………………………..4

1.2. Виды работ из бисера.………………………………………………….6

Глава 2. Как  я занималась бисерным рукоделием…………………

Заключение………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………

Приложение………………………………………………………….

                                                 Введение

     Интерес к теме моей работы возник у меня потому, что однажды погостив у прабабушки я увидела  у неё в старинном сундучке  деревянную шкатулку. Я попросила у неё  показать, что там находиться. В этой шкатулке были очень красивые и необычные украшения, которые были сделаны своими руками бабушки. Там были бусы сделанные из кусочков дерева, из сушёных ягод рябины, браслеты из раковин. Меня это так заинтересовало  и, поступив в 1 класс, я решила заниматься  в кружке бисероплетения. Этот кружок стал самым любимым кружком в школе. Там мы  делаем объёмные изделия, игрушки и украшения из бисера. Мне захотелось узнать больше об этом рукоделие.

   Целью моей работы является изучение истории появления этого красивого материала, познакомиться с различными видами работ  и сделать объёмные изделия, игрушки и украшения из бисера. В настоящее время бижутерия является неотъемлемой частью образа практически любой женщины, подчёркивает стиль и просто служит изысканным украшением. И совершенно необязательно тратить большие деньги на покупку красивых бус или колье, всё можно сделать своими руками, приложив немного фантазии и творчества!

  Я с учительницей Энзилёй Иншаровной решили сделать из бисера браслеты и подарить девочкам нашего класса. Украшения, игрушки и  разные изделия из бисера можно подарить родителям, друзьям, родным и близким.

 Гипотеза: выгодно,  красиво, можно создавать настоящие шедевры, приносит радость, поднимает    

                    настроение.

 Задачи исследования:

1) проанализировать литературу по бисеру;

2) сделать изделия, украшения, игрушки из бисера.

Объект исследования: изделия из бисера

Предмет работы: изготовление украшений, игрушек.

   

                                         Глава 1. История бисера.

1.1. Бисерная азбука. История бижутерии началась еще в каменном веке. Наши предки стали украшать себя различными подручными и подножными предметами - цветами, травами, перьями, косточками плодов, костями животных, раковинами - еще до того, как начали носить одежду.

В разных временных отрезках и географических точках планеты, бисер выполнял различные функции:

 - являлся амулетом от сглаза, оберегом и др.;

 - иногда выступал в роли современного паспорта – подтверждал принадлежность владельца к  

 тому или иному сословию (польский бисер);

 - выступал в роли средств общения (любовное письмо, написанное с использованием бисера у народа банту);

- играл роль денег (как средство оплаты);

- применялся древними шаманами и медиумами как инструмент их работы.

    Нет точных данных и о том, где и когда появилось стекло, однако, весьма распространенной версией считается версия о его Египетском происхождении. И приблизительная дата - 6000 лет до н.э. Вместе со стеклом появились и бусины различных форм и размеров. И чем совершенней становились технологии изготовления и обработки стекла, тем мельче становились бусины.

   Первоначально бисер выглядел не совсем привычно для современного человека: в роли бисерин и бусин выступали мелкие раковины, зубы, зернышки, мелкие кости, которые в руках мастера превращались в оригинальные украшения. Для подобных целей использовались даже маленькие кусочки сталактитов из сумрачных пещер. Эти известковые образования сочетались с бусинами разной величины, зубами добытых на охоте животных, разноцветными перьями птиц

       Во времена Римской империи центром изготовления бисера становится Александрия, где был изобретен способ выдувания стекла (как правило, из металлической трубки или тростника). С изменением технологии производства, меняется и бисер. По новой технологии, стеклодув выдувал из капель расплавленного стекла длинные трубочки, которые потом резались и проходили различную обработку. Так появился стеклярус.

  Бусины и бисер, произведенные в Древнем Риме, особенно в Александрии, еще долго ценились очень высоко, за качество обработки и богатство цветовой гаммы.

   В средние века центром по изготовлению стекла становится Венеция. Венецианские мастера держали в строжайшем секрете состав и технологии производства стекла. На родине мастерам-стеклоделам предлагались невиданные привилегии, а перебежчики жестоко наказывались. На многие века Венеция стала центром бисерного производства. Венецианский бисер ценился очень высоко. Его обменивали на золото, шелка, пряности.

  Со временем конкуренцию венецианскому стеклу стали составлять египетские стекольщики, появился финикийский, датский, голландский бисер. Развивались виды и формы бисера, возникали новые секреты производства, изделия из бисера получали популярность. Производство бисера перешло на промышленную основу.

   В XVI-XVII веках в прошлое отходят стекольные мастерские. Им на смену приходят заводы, строящиеся по всей Европе. Бисер становится доступным широкому потребителю. Бисер производится в Германии. Особой популярностью начинает пользоваться чешское стекло и чешский бисер.

  В конце XIX века, благодаря изобретению машин для производства бисера, сильно упала его стоимость. Однако, с уменьшением количества видов рукоделия, постепенно снизилось и производство бисера.

    Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник сарафанный комплекс одежды. Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.

  Среди этого разнообразия встречаются удивительные предметы. Например, чехольчик для мела. Наденешь бисерный чехольчик на мелок — и красиво, и руки не пачкаются. Или грецкий орех, покрытый бисерным орнаментом, — основа для клубка, которую и под нитками-то не видно.

   Сейчас трудно представить, как среди многочисленных забот крестьянки умудрялись находить время и силы для того, чтобы украсить себя и свой быт. Ведь хозяйство было почти натуральным: печь затопи, воды принеси, скотину накорми, за детьми присмотри, хлеб испеки, масло сбей, пиво свари, некрашеный пол помой, да еще огород... И, прежде чем одежду сшить, надо лен вырастить или шерсть настричь, обработать, нить спрясть, ткань соткать... И несмотря на это, темными зимними вечерами при тусклом свете лучины, а позднее керосиновой лампы творили крестьянки чудеса: вышивали полотенца, плели кружева, вязали из бисера бусы-змейки, низали ожерелья. И делали еще многое такое, что, увидев сегодня в экспозиции русского национального костюма, не знаешь, как назвать и к чему приложить.

Большая удача — возможность подержать и рассмотреть старинные изделия из бисера. В моей семье хранятся такие реликвии. Можно взять в руки и предметы, которые находятся в сундуке. Разглядывая узор, технику исполнения, чувствуешь руку мастерицы. Видно, из какого она сословия, каков был ее достаток, уровень мастерства. Бывают заметны возникшие в работе трудности и интересные решения по их преодолению. Как ни странно, огрехи в работе не портят общего впечатления. Они подчеркивают рукотворность изделия, неповторимость. Это работа для души, на радость себе и близким.

             В наши дни плетение бисером заняло собственную отдельную нишу в прогрессивной моде. При наличии неплохой фантазии, возможно устроить потрясающие по красоте вещи, по собственной искусности и тонкости исполнения не уступают в том числе и драгоценным изделиям.

1.2. Виды работ из бисера.

Низание, или плетение из бисера, началось с того, что несколько нитей с нанизанным на них бисером, соединили через одну бисерину. Со временем эта техника развилась, и такие изделия получались все более красивыми по внешнему виду и сложными по исполнению.

   В настоящее время к этому виду бисерного искусства особый интерес. В технике низания выполняются различные украшения – колье, ожерелья, браслеты, серьги, броши, плетутся салфетки, кружева из бисера к одежде и другие вещи.

Ткачество бисером – старинная техника изготовления украшений. Соткать можно от простеньких «фенечек» с рисунками и надписями до богато орнаментированных гайтанов, сложных в цветовом решении панно, а также различных цепочек, кулонов, заколок для волос и других украшений.

Ткачество выполняется на специальном станке. Техника выполнения таких изделий несложная, но требуется терпения и внимания.

Вышивка бисером. Техника вышивки бисером известно давно. Как только появился бисер, рукодельницы стали использовать этот новый и красивый материал в древнем искусстве вышивания.

   Вышивка бисером украшала национальные костюмы многих народов во всём мире. Узоры из бисера располагались на головных уборах, обуви, украшали манжеты, кокетку, шли каймой по подолу и вороту  платья.

    Вышивку бисером можно было встретить в богатых домах, где вышивались целые картинки, ризы на иконах, шкатулки, кошелки, подстаканники, а иногда бисер покрывал всю обивку мебели и стен комнат.

    В настоящее время возрос интерес к работе с бисером, в том числе и к вышивке.

    Бисер стал появляться на одежде, особенно праздничной, стали вышивать нарядные костюмы, сумочки, пояса, панно и картины.

    Существует и другие виды работ с бисером, например вязание и выдавливание бисера в воск.

                         Глава 2. Как я занималась бисерным рукоделием.

1) Подготовительный этап.

    Изготовлений изделий из бисера – занятие очень увлекательное. Но чтобы оно не стало утомительным, важно правильно подобрать материал и организовать рабочее место.

   На гладкую поверхность стола нужно положить мягкую ворсистую ткань спокойной расцветки, чтобы на ней хорошо был виден бисер и при этом не уставали глаза.

 Лучшее освещение рабочего места – рассеянный солнечный свет или яркая потолочная люстра. Но можно использовать настольную лампу, с матовой лампочкой мощностью не более 40 Вт.

   Для работы с бисером понадобятся нити, на которых будем низать. От их качества зависит внешний вид изделия. Каждый тип нитей имеет свои достоинства и недостатки. Удобнее всего использовать капроновые нити, достаточно прочные при небольшой толщине. Однако они очень скользкие и неупругие. Для изготовления фигурок применяют медную проволоку, благодаря чему изделию можно придать любую форму. Иногда для низания используют леску.

   Лучше всего работать специальными бисерными иглами. Нужны пара ножниц, плоскогубцы, клей. Не обойтись и без специальной ювелирной фурнитуры – замков, карабинов и наконечников для кулонов, колье и ожерелий. Так же нужен бисер стеклянный, металлический, пластмассовый, керамический, стеклярусы и бусины  разного цвета и разных размеров.

2) Изготовление цепочки с «бугорками».  (см. рис.1)

 На нить набираем 5 бисеринок. Иголку с ниткой пропускаем через вторую бисеринку, подтягиваем нить и получается бугорок из трёх бисеринок, а две бисеринки из пяти набранных уйдет на основную цепочку.

    Далее набираем 6 бисеринок и пройдём иглой в 3-ю бисерину от нового набора. «Бугорки» можно разместить ближе или дальше друг от друга. Они могут располагаться по обе стороны цепочки, находиться друг под другом или чередоваться.

3) Изготовление цепочки «крестик»  в две нити. (см. рис.2,3)

 Такие цепочки различной длины, сплетённые из разноцветного бисера, соединённые в ожерелья украшали наряд русской крестьянки.

 Выполняем простую цепочку в две нити. Для этого нам необходима нить с иголками на обоих концах. При плетении на леске толщиной около 0,2 мм можно работать и без иголок.

 На середину нити набираем 4 бусинки. Придерживая набранные бусинки левой рукой, правой иглой войдём в 1-ю бусинку навстречу левой нитке, чтобы нитки скрестились в 1 –й бусинке – связке. Подтягиваем нить. Образовался первый элемент цепочки в виде колечка из 4 бусин.

   Набираем  на левую нить 2 бусинки, а на правую 1 и войдём правой иглой в крайнюю бусинку на левой игле. Подтягиваем нить. Образовался второй элемент цепочки.

   Продолжаем плести, повторяя предыдущий набор. Нити после каждого нового элемента цепочки меняется местами: левая нить переходит вправо, а правая влево.

 Цепочку «крестик» можно разнообразить, взяв, например, для первого набора 6 бусинок, тогда для второго набора необходимо нанизать на левую иглу 3 бусинки, а на  правую 2. (рис. 3)

4) Изготовление паука. (Рис.4)

  Нам понадобятся следующие материалы:

-круглые и рубленные черные, красные бисеринки;

-2 крупные красные бусинки;

-латунная проволока (130 см).

Метод плетения: параллельное низание. Работа выполняется  двумя концами одной нити или проволоки. На один конец проволоки нанизываем бисеринки для очередного ряда, затем через них пропускаем второй конец проволоки навстречу первому. Начинаем плести паука сзади, строго по схеме. (См. схему №1)

5) Изготовление пчёл (Рис.5)

 Нам понадобятся следующие материалы:

-круглые и черные бисеринки;

- круглые желтые рубленые (цилиндрические) бисеринки;

-латунная проволока (60 см).

Метод плетения: «навстречу». Набираем одну бисеринку на середину рабочей нити, которую держим двумя руками. Затем нанизываем одну бисеринку на  правую. Левую же нитку продеваем в ту же бисеринку навстречу правой. И так далее. Внимательно следим за схемой. (См. схему №2)

 Как только подойдём к крыльям, через 4 жёлтые бисеринки нанизываем 12 цилиндрических бисеринок на каждую и вновь перейдём к двум нитям в 4-х бисеринках. Затем продолжаем плести остаток туловища.

 

   

                                               

                                                 

                                                  Заключение.

   В Интернете можно узнать практически обо всём. Информации о бисероплитении показывают, что многие люди занимаются  бисероплетением.

История бисероплетения очень интересна. Я рассказала бабушке, родителям, своим подругам. Познакомила их различными схемами, методами плетения, показала свои работы и подарила им свои работы.

       Я многому научилась, многое узнала. Освоила замечательное рукоделие, которое получило в моих руках новую жизнь, стало по – настоящему современным и необходимым в быту.

  Гипотеза подтвердилась полностью. Изготовление украшений и игрушек выгодно,  красиво,  приносит радость, поднимает настроение. Милая безделушка, выполненная с фантазией моими умелыми руками, - чем не чудесный подарок друзьям или родственникам? Как говорится, дешево и сердито, а главное – несложно.  

      В дальнейшем я хочу изготавливать более сложные украшения и научиться вышивать бисером.

                                             Список использованной литературы

1) Бисер: сквозь века  http://maxybaby.net.ua/index.php?loc=art-vospitanie&art=azbuka .Добрая азбука

2) biseropletenie.com/istor.html -  Мир бисера – история, виды, бисероплетение

3) biserplanet.ru .  Своими руками

4) Аполозова Л. Бисероплетение. М.: Культура и традиции.

5) Бисер / Л.В.Базулина, И.В.Новикова. Ярославль: Академия развития,2008.-224с.: ил.

6) Фигурки из бисера / авт.-сост. Н.В.Белов.- Минск: Харвест, 2010. – 144 с.: ил.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мир моих увлечений"

Расширить кругозор детей, сформировать положительную мотивацию к саморазвитию;Побуждать к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов; Воспитать пон...

Классный час "Мир моих увлечений"

Классный час помогает увидеть каждого учащегося с новой стороны, узнать об увлечениях ребят вне школы, создать ситуацию успеха для каждого участника мероприятия.Такой классный час требует от классного...

"Мир моих увлечений"

Разработка включает план-конспект занятия и презентацию....

Мир моих увлечений.

В 2012 году я приняла участие в конкурсе "Профессионал - 2012". Заданием для последнего этапа конкурса было рассказать о своих увлечениях.  Я решила рассказать о своем увлечении - росписи по дере...

Мир моих увлечений

В жизни каждого человека есть увлечение, которое сближает с миром искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Я выбрал футбол!...

Мир моих увлечений

Классный час...