Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся начальной школы
статья

Филиппова Светлана Сергеевна

Методическая статья

Скачать:


Предварительный просмотр:


                        Формирование навыков самоконтроля и самооценки

 у учащихся  начальной школы

Контроль и оценка составляют
основу успешности обучения.
С.Т.Шацкий

               Согласно новым стандартам важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта. Одним из ценностных ориентиров начального образования становится  формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке). 

            В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности  как самоконтроль.

                Самоконтроль – психологический термин (умение контролировать собственные действия и эмоции).

В 1 классе мы сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения.  Поэтому именно с 1 класса мы начинаем формирование навыков самоконтроля и самооценки.

           Уже с первых дней, пребывания в школе, дети начинают овладевать самоконтролем «учебного поведения»: как надо входить в класс; правильно сидеть и вставать из-за парты; поднимать руку, если есть вопрос; собирать портфель, не забывая все необходимое для занятий в школе.

 Затем требования учителя переносятся на развитие самоконтроля собственно в учебной деятельности, например, соблюдение необходимых правил правописания (выдерживание наклона и необходимого расстояния при написании букв).

          Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном  предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

         Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания.

         Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия.


   

   Первым важным условием обучения школьников самоконтролю является установка учителя на его осуществление. В младшем школьном возрасте у ребят слабо развиты процессы саморегуляции и волевая сфера. Поэтому побуждение их к самоконтролю важно на всех этапах самостоятельной работы (ориентировочном, исполнительском, заключительном).
               Другое важное условие развития индивидуальности учащихся – целенаправленное формирование у школьников специальных навыков самоконтроля на разных учебных предметах. Такую работу  мы начинаем уже с 1  класса.   Между тем, самоконтроль необходим на разных этапах учебного процесса, и соответственно на разных этапах урока учащихся следует ему обучать. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в контроле своих усилий. Как сделать, чтобы ученик совершал  усилия не ради учительской похвалы или хотя бы не только ради нее?  Самоконтроль начинается там, где ребенок сам участвует в производстве контроля – в выработке его критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

       В задачу педагога входит постепенное расширение сферы самоконтроля у детей, формирование у них разнообразных приемов его осуществления.

          Ценным методическим приемом в этом плане является предоставление детям возможности упражняться в проверке работ своих одноклассников.

          Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения. Только во втором, но особенно в третьем классе, самоконтроль детей начинает все более заметно проявляться как «составная часть» учебной деятельности. Именно с этого момента можно говорить о том, что самоконтроль вошел в привычку и даже превратился в черту характера.  Нужно побуждение к осуществлению самоконтроля. Но поскольку младшие школьники еще плохо осознают роль самоконтроля в решении поставленных перед ними задач, то необходим систематический и последовательный контроль за учащимися со стороны учителей, родителей и всего коллектива.

        Контроль извне является тем обязательным условием, соблюдение которого создает необходимую основу для формирования самоконтроля.

            Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Формирование самоконтроля на уроках русского языка ведёт к развитию орфографической зоркости у младших школьников.  Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся  работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. Именно в этот период дети учатся обнаруживать орфограммы.

Например, после записи слов (предложений) под диктовку, учащиеся проверяют слова по образцу, исправляют, если есть ошибки.

Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. Нужно не ругать за исправления, а учить детей делать это аккуратно.

Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку и списывания – проговаривание.  

  Задания типа  «Я смогу», (« Я внимателен», «Я повторю»,  «Я запомнил») ориентированы на оценивание своих знаний и умений. После выполнения ученик сравнивает уровень притязаний с возможностями.

           Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.

      В учебниках  и тетрадях по программе «Перспективная начальная школа»  содержатся задания на формирование самоконтроля.

Например, есть такое задание. Раздели текст на три части, обозначь границы частей.  Прочитай, как  Маша и Миша выполнили это задание. Кто выполнил как Маша, поставьте знак +.

Или, найди в Обратном словаре слова, родственные слову возить. Отыщи  слова близкие по значению  и запиши их, затем отыщи слова, противоположные по значению.  Если хочешь себя проверить, посмотри, как выполнила Маша.

На уроках русского языка после диктанта словарных слов, учащиеся сами  проверяют работу по словарю, или проводим взаимопроверку.

С1 класса учим учащихся находить ошибки в написании слов. Это трудное задание, но многие учащиеся быстро находят и исправляют их. Легче выполняется такое задание, когда слова на одну орфограмму или словарные слова.

На уроках математики тоже важен самоконтроль. Например, при  выполнении  сложения чисел столбиком, учащиеся проверяют примером на вычитание. Или, при нахождении корня уравнения. При замене неизвестного числа корнем уравнения получается верное равенство - значит верно найден корень уравнения.

При  проверке  знания таблицы сложения (вычитания, умножения, деления)   проводим  математический диктант.  1 вариант. Учащиеся показывают ответы с помощью веера или блокнота, затем говорим вслух ответ. Во время диктанта учащиеся  осуществляют самоконтроль, а в  конце диктанта подводят итог – как знают таблицу. 2 вариант. Учащиеся записывают ответы в тетрадь (на листок). Далее проводится самопроверка или взаимопроверка. По окончании диктанта - зачитываются ответы, ошибки исправляются.  Этот же приём используем при проверке умения решать задачи.  

Иногда используем такой приём. Учащиеся самостоятельно  решают примеры на сложение (вычитание).  Выполнили верно, если ответ равен, например  245. Можно проверить работу, сверив её с эталоном.

При изучении темы «Деление пополам и половина», учащиеся самостоятельно делили прямоугольник пополам. Когда была выполнена работа, на доске были продемонстрированы 3 способа деления пополам. Учащиеся сравнивали, определяли, как выполнили они и узнали о разных способах.  

На следующем уроке  учащимся было предложено такое задание: 1 варианту  разделить прямоугольник ( со сторонами 2см и 8 см) на 4 равные части, а 2 варианту – прямоугольник (со сторонами 3 см и 6 см) на 6 частей.

 На уроках окружающего мира также формируем навыки самоконтроля и самооценки. Задания учебника и тетради помогают нам в этом. Например, такое задание: Рассмотри, как выглядят тля, водомерка, медведка, плавунец. Что в них общего? Обсуди  с соседом по парте. А теперь прочитайте текст. Кто прав ты или сосед?

При изучении темы «Земноводные», просим учащихся рассмотреть рисунки, а затем соотнести рисунок с названием. Затем учащиеся проверяют работу по учебнику.

Другое задание.  Прочитай загадки (для каждого варианта 2 загадки), найди и подчеркни в тексте слова, которые говорят о способах защиты этих животных. Запиши отгадки.  После выполнения задания проводим взаимопроверку. Если выполнено верно проверяющий ставит плюс, есть ошибки- минус. Затем тетради проверяет учитель. Обводит кружком, если согласен.

   Самооценка – как один из компонентов контрольно-оценочной деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего с баллами. Самооценка включает самоконтроль и самопроверку.

  Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

      В 1 классе безотметочная система обучения.

Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний  по предметам и уровень его развития. Эта система ориентирована на обучение  по адаптивной модели – обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей. В этот же период следует учить школьников самооценке.

Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Необходимо отметить,  что для оценивания (самооценивания), особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).

  Так на уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» Дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.

 При изучении  написания букв (цифр),  предлагаем детям карандашом обвести (подчеркнуть) самую правильную.

     Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

При самооценке мы используем следующие формы:

Лесенка. Нижняя ступенька –учащийся  не понял  материал,  вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, жёлтый - всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить. В начале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

Светофор. Оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен,  красный – нужна помощь.

 Смайлики. (улыбающий, грустный, задумчивый)
Словесное оценивание

                          Сегодня на уроке ….

Я научился….                                        Я узнал…

Меня удивило….                                   Я  теперь  умею….

Было интересно….                                Было трудно……

С 1 класса мы учим детей оценивать свои успехи и фиксировать их в портфолио. Правдивая и искренняя самооценка помогает учащимся при достижении целей. Сначала они делали это с помощью родителей: заполняли  в конце каждой недели  «спидометр успехов» по всем основным предметам, а в конце года подводили  итоги, оценивая себя по критериям: что я умею, что могу самостоятельно, мои результаты в конкурсах и олимпиадах. Во 2 классе, работая в портфолио, свои успехи учащиеся  оценивают  еженедельно по пятницам на классных часах.

Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самоконтроля и самооценки в 1 классе.

    Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. "Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, - что рациональнее всего в нач...

Формирование навыков самоконтроля и самопроверки у обучающихся с ОВЗ на уроках математики в начальной школе.

В статье описан метод программированного обучения , который способствует формированию навыков самоконтроля  и самопроверки у обучающихся с ОВЗ на уроках математики...

Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся начальной школы

В 1 классе мы сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собствен...