Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира.
материал

Заволодько Лариса Геннадьевна

Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

Дата: 31.01.2022

Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира

 

Титульный слайд

           Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Формирование читательской грамотности»

           Сегодня я поделюсь своим небольшим опытом, расскажу какие приемы, помогающие формировать читательскую грамотность, я использовала на уроке окружающего мира.

Слайд 2.

           Тема урока «История древнего мира»

           Для начала выясним, что же такое читательская грамотность? 

Слайд 3

             Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

             На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.

             Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. 

Слайд 4

Выделяют четыре основных способа осмысления текста:

  • постановка вопросов к тексту;
  • построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов);
  • создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа, дополнения);
  • конструирование собственных высказываний о прочитанном

 Слайд 5

             В своем уроке на этапе «Усвоения новых знаний и способов действий я использовала прием «Смысловая выборка». 

Слайд 6

             Этот прием позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.

Слайд 7

            Класс был разделен на 3 группы, каждая группа работала с разными государствами древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция и Древний Рим. Внутри группы ученики работали парами. На листочках были даны задания с указанием страниц, на которых можно было найти ответ на вопрос.

Вопросы составлялись таким образом, чтобы ученик работал не только с частью текста, а со всей информацией.

Слайд 8

            Несколько пар работали с дополнительной информацией, которой не было в учебнике. Каждая пара решала, кто будет гидом (экскурсоводом) по своему государству.

Слайд 9

           Из ответов на вопросы складывался текст с главной (важной) информацией о государстве древнего мира. Затем обобщали полученные знания. Свою добытую информацию крепили на доске.

Слайд 10

           На следующем этапе «Включение в систему знаний и повторение» закрепили, полученные в ходе урока, знания. По ключевым словам на карточке учащиеся определяли принадлежность к государству.

Слайд 11

           В итоге на последнем этапе урока ученики создали кластер.

Слайд 12

           Кластер предполагает способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему урока. А продуктом такой деятельности является моделирование – информация, выстроенная в определённой последовательности.

Овладение данной информацией и есть достижение планируемых результатов.

Слайд 13

В течение всего урока учащиеся выделяли смысловые единицы текста и графически оформляли в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

          Таким образом, в конце урока ученики получили продукт своей деятельности, а после оценили свою деятельность.

Слайд 14

          Итак, на уроке окружающего мира я использовала два приема, которые способствуют формированию читательской грамотности. Это «Смысловая выборка» и «Кластер».

Заволодько Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом по читательской грамотности на уроках окружающего мира и литературном чтении

В работе представлены тексты с заданиями по развитию читательской грамотности у детей 2 класса....

Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе

Выступление на школьном методическом объединении по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»...

Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира

Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира....

Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира 2 класс, программа Занкова.

Материал содержит вопросы по текстам из учебника "Окружающий мир" 2 класс, программа Л.В. Занкова....

Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира

Читательская грамотность на уроках окружающего мира...

Методы и приёмы работы с младшими школьниками по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира

Читательская грамотность формируется не только на уроках чтения, но и  на уроках окружающего мира. Окружающий мир – это предмет, на котором ученики получают информацию, в основном сталкивая...

Читательская грамотность на уроке окружающего мира в 4 классе

Предметный результат : умение соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России и своей малой Родины....