Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира
методическая разработка по окружающему миру

Румянцева Мария Михайловна

Читательская грамотность на уроках окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Формирование читательской грамотности у учащихся начальных                      

                                классов на уроках окружающего мира.
                 
   

   В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования к читательской грамотности отражены в планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.  

    Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

                             

        Группа читательских умений «Находить и извлекать информацию» Задания, проверяющие читательские умения, связанные с поиском информации в одном или нескольких фрагментах текста, в разных текстах, а также умения локализовать и определять наличие или отсутствие данной информации в тексте.

       Группа читательских умений «Интегрировать и интерпретировать информацию» Правильное выполнение заданий этой группы требует глубокого погружения в текст, соединения отдельных сообщений друг с другом, извлечения из текста такой информации, которая не сообщается напрямую, установления скрытых смысловых связей. Для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, факты и мнения, кратко формулировать основные мысли.

       Группа читательских умений «Оценивать содержание и форму текста» Умения этой группы требуют от читателя способности «взглянуть на текст со стороны», осмыслить и оценить прочитанное, соотнести информацию текста с собственными знаниями и опытом. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов и личного опыта. Серьезной работы читателя требует оценка полноты, достоверности информации, выявление противоречий, содержащихся в одном или нескольких текстах. Особую трудность представляет анализ формы текста, понимание назначения элементов текста, соотнесение использованных приемов с авторским замыслом.

    Какие трудности испытывают ученики начальных классов?

• находить в тексте конкретные сведения, представленные как в

явном, так и в неявном виде;

• связывать информацию из разных частей текста, в том числе

визуальную (фотографии, рисунки) в целостное сообщение;

• устанавливать последовательность событий; причинно-следственные связи;

• интерпретировать информацию из текста;

• использовать текст для доказательства своего мнения;

• понимать иносказательный смысл сообщения;

• выделять главное, определять основную мысль и тему высказывания;

• использовать информацию из текста для размышления о других

ситуациях, в том числе связанных с личным опытом.

    Из определения следует, что читательская грамотность - основная, ведущая не только при обучении в школе, но и в жизни. Читательскую грамотность следует рассматривать как основу всех функциональных грамотностей. Основы читательской грамотности формируются в начальной школе.

Какие это умения?

-потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

 -готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;  

-способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;

 -ориентироваться в жизненных ситуациях на основе или с помощью различной текстовой информации

    При высоком уровне сформированности читательской грамотности школьники владеют умением выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях - т.е.  овладевают метапредметным умением – функциональной читательской грамотностью. 

    В начальной школе, кроме уроков литературного чтения, ученики получают информацию, читая текст, на уроках окружающего мира.  Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными (учебными) текстами. В формировании ЕНГ (Естественно-научной грамотность) ученикам помогает сначала предмет «Окружающий мир», затем изучение биологии, географии, экологии, физики и химии. Для эффективного образования основы ЕНГ должны быть заложены в начальной школе. В основной школе ЕНГ получает своё развитие и совершенствуется, т.е. идёт преемственная связь начальной и основной школы. Поэтому умение работать с научной статьёй мы начинаем формировать в начальной школе.

    Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его активность интересоваться естественнонаучными идеями.

    Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:

1.Научно объяснять явления.

2.Понимать особенности исследования.

3.Научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

    Из этого определения вытекают требования к заданиям – они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетенций и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Они группируются по следующим контекстам: здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, связь науки и технологии.

    Контекст – очень важное условие того, чтобы данное учебное задание можно было считать заданием на естественнонаучную грамотность. Ведь ЕНГ (как и другие виды функциональной грамотности) как раз и предполагает способность применить знания в реальной ситуации, а не в рафинированных абстрактных условиях.

    Для заданий по ЕНГ определяются уровни познавательных действий, которые должен выполнить ученик для выполнения задания. Выделяются следующие познавательные уровни:

1.Низкий – это выполнение одношаговых процедур (распознавать факты, термины, принципы или понятия)

 2.Средний -  использование и применение понятийных знаний для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

3.Высокий - анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.  

   Основываясь на этом для достижения умений, компетенций были разработаны следующие приемы работы по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира.

Актуализация знаний (Подготовительный этап)

Цель: побудить познавательный интерес детей.

Облако понятий - на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.

2 класс Тема: «Формы земной поверхности» (Равнина, гора, холм, овраг, горный хребет)

3 класс Тема: «Тела, вещества, частицы» (Тела, вещества, частицы)

4 класс Тема: «Мир глазами астронома» (Астрономия, Вселенная, Солнечная система)

Использование загадок по теме текста – детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста.

1 класс. Тема: «Разнообразие грибов» (загадки про боровик, опята, лисички, мухомор)

2 класс Тема: «Какие бывают животные» (загадки про насекомых, рыб, птиц, зверей)

3 класс Тема: «Разнообразие растений» (загадки про водоросли, мхи, папоротники)

4 класс Тема: «Наши подземные богатства» (загадки про нефть, природный газ, уголь, золото)

 Составление пазла – детям в парах (группах) раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чём они узнают из текста, нужно собрать картинку.

1 класс. Тема: «Кто такие рыбы?» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображениями рыб)

2 класс Тема: «Явления природы» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображениями явлений природы)

3 класс Тема: «Животноводство» (картинки животных)

4 класс: Тема: «Пустыни» (картинка пустыни)

Проблемный вопрос – классу задаётся проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений, а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержание научного текста.

1 класс. Тема: «Уроки здоровья» (Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным)

2 класс Тема: «Берегись автомобиля!» (Как нужно переходить улицу?)

3 класс Тема: «Наше питание» (Как правильно питаться?)

4 класс Тема: «Начало истории человечества» (Когда появились люди, по своему облику похожие на современного человека?)

Второй этап Работа с текстом (Основной этап)

Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми.

 Словарная работа – по ходу чтения текста дети простым карандашом подчёркивают непонятные им слова и научные термины, далее идёт работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием.

3 класс Тема: «На севере Европы» (фьорды, гейзеры)

4 класс Тема: «Поверхность нашего края» (овраг, балка, терриконы)

Восстановление текста- по ходу работы с текстом дети должны заполнить пропуски, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа.

 2 класс Тема: «Явление природы», «Путешествие по Москве», «Пожар!»

3 класс Тема: «Что такое экология», «Размножение и развитие животных», «Чтобы путь был счастливым»

4 класс Тема: «Мир глазами географа», «Пустыни», «Земля-кормилица».

Можно отдельно приготовить карточки

4 класс «Мир глазами астронома»

4 класс «Во времена Древней Руси»

Редактирование текста –

Прочитай текст. Найди в нём несоответствие. Запиши исправленный вариант текста.

3 класс Тема «По знаменитым местам мира».

Выборочное чтение – дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.

 4 класс. Тема «Пётр Великий»

1 группа -Детство Петра Первого

2 группа –Царь-преобразователь

3 группа – «Морским судам быть!»

4 группа – Град Петра

Чтение с остановками – чтение научного текста по абзацам или по частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, объяснению, обсуждению научной информации.

Выбор верных и неверных высказываний с опорой на текст и рисунок

Прочитай статью учебника. Рассмотри иллюстрацию. Выполни задания.

2 класс Тема: «Ты и твои друзья»

3 класс Тема: «Превращения и круговорот воды»

4 класс Тема: «Моря, озёра и реки России»

3 класс «В центре Европы»

Укажи верные утверждения.

Перенос информации в таблицу с применением собственных наблюдений

С 1 класса ребята ведут научный дневник. Куда записываются данные наблюдений за сезонными изменениями в природе. Связь с жизненным опытом.

Наблюдение за погодой, наблюдения в природе осенью, зимой, весной и летом.

Дополнение готовых информационных объектов

4 класс

Здесь можно использовать задания ВПР по окружающему миру.

Объекты и явления живой и неживой природы

Формировать умения составлять схемы к тексту.

Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев.

2 класс Тема: «Невидимые нити».

Кустарники – птицы – жуки, гусеницы – деревья.

Сопоставление информации текста учебника и таблицы

4 класс Тема: «Равнины и горы России»

(Установление соответствия

Формирование умения находить конкретные факты в тексте)

Третий этап: Итог, рефлексия (Заключительный этап).

Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.

Работа с пословицами и поговорками - детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации)

1 класс Тема: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Сделал дело - гуляй смело.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука.

Лучше поздно, чем никогда.

2 класс Тема: «Будь природе другом!»

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Не все то золото, что блестит.

Тише едешь, дальше будешь.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

 «Ярмарка вопросов» - дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами «Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?»

 Составление памяток, инструкций.

1 класс Тема: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Режим дня школьника»

Памятка

Чтобы зубы были здоровыми и крепкими их нужно чистить.

Чистить зубы два раза в день.

Соблюдать правила чистки зубов.

Полоскать рот после каждого приема пищи

Не употреблять много сладкой пищи

Чаще употреблять овощи и фрукты

Посещать стоматолога два раза в год

Памятка

Нужно тщательно мыть руки с мылом, чтобы уничтожить вредных микробов.

Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом – ещё раз, выйдя из него.

Не забывайте мыть руки перед едой и после еды.

Вымойте руки после игр с домашними животными.

Необходимо вымыть лицо и руки перед сном.

3 класс Тема: «Берегите воду!»

Памятка

Закрывайте водопроводные краны.

Не засоряйте водоемы.

Не оставляйте мусор на берегу.

Нельзя мыть транспортные средства в водоёмах.

   Использование различных методов и приёмов способствует формированию читательской грамотности, уроки окружающего мира становятся более интересными, живыми. Разнообразие заданий привлекает внимание детей, а главное развивает интерес к научно-познавательным текстам, с которым они перейдут в старшие классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом по читательской грамотности на уроках окружающего мира и литературном чтении

В работе представлены тексты с заданиями по развитию читательской грамотности у детей 2 класса....

Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе

Выступление на школьном методическом объединении по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»...

Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира

Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира....

Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира.

Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира....

Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира 2 класс, программа Занкова.

Материал содержит вопросы по текстам из учебника "Окружающий мир" 2 класс, программа Л.В. Занкова....

Методы и приёмы работы с младшими школьниками по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира

Читательская грамотность формируется не только на уроках чтения, но и  на уроках окружающего мира. Окружающий мир – это предмет, на котором ученики получают информацию, в основном сталкивая...

Читательская грамотность на уроке окружающего мира в 4 классе

Предметный результат : умение соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России и своей малой Родины....