«Применение арт-терапии в работе с обучающимися с задержкой психического развития»
материал

Шарф Лариса Викторовна

Описание практики реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ, создание условий для организации инклюзивного образования в МБОУ школе-интернате по теме:«Применение арт-терапии в работе с обучающимися с задержкой психического развития» 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mo_2019.zip1021.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат основного общего образования г. Татарска.

Описание практики реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ, создание условий для организации инклюзивного образования в МБОУ школе-интернате

по теме:

«Применение арт-терапии в работе с обучающимися

с задержкой психического развития»

Педагог- психолог

Шарф Лариса Викторовна

г. Татарск

2019

СЛАЙД 1.

Психолого-педагогическая практика в общеобразовательной школе актуальна и востребована.

Без специальных психологических знаний часто трудно понять проблемы того или иного школьника, трудно найти выход из сложившейся ситуации в воспитании и развитии ребёнка. СЛАЙД 2.

В условиях введения ФГОС НОО обучающихся с   ОВЗ, ФГОС НОО  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьный психолог вместе с учителями, родителями и социумом содействует становлению личности школьника. СЛАЙД 3

8Цель деятельности: сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в   рамках реализации ФГОС через интеграцию и продуктивное взаимодействие в образовательном учреждении и окружающем социуме.

 В нашей школе обучаются дети из МБУ «Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей Татарского района», ГБУ НСО «Социального реабилитационного центра для несовершеннолетних» г. Татарска, дети из малообеспеченных семей и опекаемые г. Татарска, Татарского района, Омской области. Из общего количества обучающихся школы  50%- дети с ограниченными возможностями здоровья. СЛАЙД 4.Это дети с нарушением речи, с пониженным зрением (с пограничным зрением между слабовидением и нормой), с  нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра, с интеллектуальными нарушениями.

  Имеется необходимая материально-техническая база, а также полное ресурсное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Оборудование получено в рамках программы « Доступная среда» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мы начинаем сопровождать ребёнка с момента поступления в  школу. Организуем консультации для родителей (лиц их замещающих). Изучаем рекомендации ПМПК. Составляем образовательный маршрут, в котором учитываются все особенности здоровья ученика. Каждый родитель в нашем понимании является и наставником, и другом, и помощником. Психолого-педагогическое сопровождение может длится для каждого ребёнка по-разному (от 1 месяца и на протяжении всего

обучения в образовательной организации).

В нашем учреждении мы работаем по программе «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ». Она имеет многоуровневый характер, поскольку реализуется на разных уровнях; включает в себя различные компоненты (образовывающие, воспитывающие, развивающие и социализирующие пространства). Эти уровни и компоненты взаимосвязаны между собой, и в то же время, в зависимости от реализации целей и задач, тот или иной уровень или компонент может доминировать. В программу включены механизмы мониторинговой деятельности учреждения. Программа объединяет деятельность разных специалистов, от которых ребёнок будет получать дополнительную помощь для своего полноценного развития. Ресурс сенсорной комнаты помогает увеличить эффективность психологической работы. Комплексное сопровождение ребёнка с ОВЗ гарантирует положительную динамику в его развитии и обучении.

        СЛАЙД 5.        При психолого-педагогическом сопровождении используются следующие  технологии: (они представлены вашему вниманию на слайде)

- технология проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;

- технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов (психологической, клинической и педагогической типологизации состояния ребенка) его проблем, для задач создания адекватной реабилитации и сопровождения ребенка и его семьи;

- технология построения последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей ОВЗ по каждой отдельной компетенции, адекватной возможностям ребенка;

- технология выделения детей по различным видам дезадаптации (образовательной и/или поведенческой);

- технология собственно коррекционно-развивающей работы;

- технология социализации детей с ОВЗ.

В нашей практической деятельности мы используем приёмы сказкотерапии, игротерапии,

арт- терапии.

На каждом занятии используем приёмы психогимнастики, приёмы релаксации и саморегуляции.

Хотелось подробнее остановиться на приёме арт- терапии для  категорий детей с задержкой психического развития. СЛАЙД 6.

Задержка психического развития «характеризуется, прежде всего, замедленным темпом деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимся от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию»

К.С. Лебединская выделяет 4 основных варианта задержки психического развития:

  • конституционального происхождения,
  • соматогенного происхождения,
  • психогенного происхождения,
  • церебрально-органического генеза.

Выделяются социально-психологические факторы, усугубляющие задержку психического развития:

− субъективные (многообразные, но обязательно сверхзначимые для развития ребенка);

− сверхсильные, острые, внезапные (стрессовые);

− психогенные травмы, лежащие в основе посттравматических расстройств;

− психогенные факторы, сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной);

− психогенные травмы в периоды возрастных кризисов (астенизация, кризовые психологические комплексы);

− социально-психологические факторы, связанные с неправильным  воспитанием;

− хронические психические травмы (неблагоприятная семья, закрытые детские учреждения)

Психологическая коррекция нарушенных функций может проводиться несколькими путями, каждый из которых приводит к восстановлению или компенсации функций (растормаживание нарушенных функций; перестройка функций; перемещение функций в сохранные отделы больших полушарий;

 спонтанное восстановление).СЛАЙД 7.Одним из эффективных способов по восстановлению и компенсации функций является применение методов арт-терапии. При этом арт-терапия для обучающихся с задержкой психического развития может быть использована как собственно с коррекционной целью, так и в качестве поддержки эмоционального состояния ребенка.

Под арт-терапией «в научно-педагогической интерпретации понимается обеспечение эмоционального самочувствия и психологического здоровья личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности»

СЛАЙД 8.Использование арт-терапии в работе педагога-психолога образовательной организации несет несколько полезных следствий:

− установление контакта с ребенком;

− проживание ребенком психотравмирующих переживаний в приемлемой форме;

− улучшение эмоционального самочувствия ребенка;

− развитие воображения и других познавательных процессов;

− повышение адаптивных возможностей ребенка;

− изучение норм и правил поведения;

− повышение самооценки и способности проявлять себя;

− овладение навыками и умениями художественной деятельности;

− способ самопознания и др.

Г.В. Рыбакова обозначает следующие правила проведения арт-терапии

 1) неприемлемость команд, указаний, требований, принуждения;

2) принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности;

3) запрет  сравнения, оценивания, критики.

Процесс арт-терапии требует от психолога гибкости, готовности принимать ребенка и его проявления. Ребенок может сам определять содержание своей творческой деятельности, материалы, темп. Также ребенок может отказаться от выполнения каких-то заданий или беседы по продукту и процессу работы. В этом случае можно предложить ребенку другое задание, или дать возможность

выбрать самому, чтобы он хотел делать из имеющихся вариантов. СЛАЙД 9.

Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов: (список используемых материалов представлен на слайде)

 а) краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

б) для создания коллажей или объемных композиций используются журналы,

газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от

конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;

в) природные материалы: кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

 г) для лепки: глина, пластилин, дерево, специальное тесто;

д) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

е) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Было бы желательно предоставлять ребенку достаточно широкий выбор, но можно обходиться и скромными средствами, например, бумагой, карандашами и красками. Выбор между красками и карандашами так же может быть важным моментом в деятельности ребенка. Карандаш более контролируем в отличие от кистей и краски, но краской легче закрасить пространство. В слу-

чае, например, высокой тревожности ребенок может выбрать карандаш, поскольку он более предсказуем, а, следовательно, в меньше степени повышает тревогу, чем краски.

СЛАЙД 10.Особое место среди направлений арт-терапии занимает изотерапия. Это наиболее простой и вместе с тем эффективный способ работы. Как правило, дети любят рисовать. Хотя среди детей с задержкой психического развития как раз много таких, которые не уверены в свих изобразительных способностях.

Что интересно, что у детей с интеллектуальными нарушениями независимо от того, как они рисуют, обычно не возникает проблем. Если они отказываются рисовать, то просто потому что это им в данный момент не интересно. Дети же с задержкой именно испытывают стеснение. Что вызвано как раз получением негативной оценки со стороны окружающих людей, а следовательно, созданием

дополнительных поддерживающих отставание условий. Задача психолога состоит в том, чтобы расположить ребенка к рисованию, создать безоценочную среду, в которой ребенок сможет проявлять себя и не бояться критики. Как правило, при установлении достаточно доверительного контакта или объяснении, что результат совсем не важен, дети соглашаются на то, чтобы нарисовать что-то по заданию или на свободную тему.

Рисунок является важным диагностическим материалом. Например, рисунок человека позволяет, с одной стороны, увидеть уровень интеллектуального развития ребенка, с другой стороны, показывает сформированность образа тела. То есть рисунок может показать направление, в котором целесообразно проводить не только арт-терапию, но и развитие познавательных процессов.

Для интерпретации и понимания рисунков детей имеет смысл воспользоваться рекомендациями Г. М. Ферса, который занимался анализом рисунков тяжелобольных детей и выделил следующие опорные моменты в интерпретации рисунка, которые можно применить и для других видов арт-терапии. СЛАЙД 11, 12. Важно обратить внимание на:

− чувство, которое передает рисунок;

− что выглядит странным;

− чего не хватает у изображенных объектов;

− что находится в центре (как правило, наиболее значимый объект);

− размеры и пропорции изображений;

− наличие повторяющихся объектов;

− ракурс (перспектива) изображения, сочетание нескольких ракурсов;

− наличие надписей на работе;

− эксперимент по представлению себя частью этого рисунка.

СЛАЙД 13.Рассматривая работу с детьми с задержкой психического развития, можно заключить, что в программу психологической коррекции входят следующие этапы: (они представлены на слайде).

1) первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенности эмоциональной сферы детей;

2) направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей;

3) рекомендации родителям по осуществлению коррекционно-воспитательных воздействий на детей; 4) заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия».

 Все эти этапы возможно проводить с использованием методов арт-терапии.

Больше возможностей арт-терапия имеет при работе с детьми с задержкой психического развития психогенного характера, но и с другими вариантами генеза можно достичь положительной динамики в развитии детей. Важно учитывать степень полезности интервенций при работе с такими детьми. Например, при рисовании, иногда достаточно того, чтобы рисунок был нарисован и дальнейшая работа с этим рисунком небезопасна для психики ребенка. Иногда допустимо предлагать что-то перерисовать, дорисовать, изменить, добавить, что-то сделать с рисунком, но только по желанию ребенка. В данном случае важно прислушиваться к желаниям ребенка и доверять им, так мы можем ориентироваться на возможности психики ребенка переносить сложные переживания, с которыми он может столкнуть в ходе работы над рисунком. Полезно идти за ребенком, быть рядом, сопровождать, поддерживать, при затруднениях с согласия ребенка помогать. Иногда ребенку требуется участие в совместной деятельности, где он оказывается равноправным партнером.

Для психолога важно создать физически и психологически безопасную для ребенка атмосферу, установить с ним эмоциональный, доверительный контакт. В ходе работы психолог определяет правила работы с материалами, что важно в работе с детьми с задержкой психического развития, тем самым прививаются нормы поведения, развивается произвольность. При этом необходимо

находить баланс, чтобы правила не мешали творческому самовыражению ребенка в выбранной им или психологом форме.

В работе с ребенком психолог должен быть ориентирован на снятие и коррекцию этого психоэмоционального состояния, с которым ребенок сам не справляется. Можно предполо-

жить, что если каким-либо образом создать условия для того, чтобы ребенок смог успешно прожить это место в своей жизни, то тогда энергия освободится для учения.

Также  хотелось бы поделиться опытом работы по коррекции или терапии стеснительности детей с задержкой психического развития на индивидуальных занятия. Среди ребят с задержкой психического развития много таких, которые стесняются или даже боятся одноклассников, имеют трудности в самопредъявлении. Эта стеснительность часто обусловлена негативной оценкой со стороны окружающих результата их учебной деятельности, какими-либо речевыми дефектами, общей интровертированностью ребенка.

Основываясь на изложенном выше, в работе с такими детьми психологу имеет смысл придерживаться следующего алгоритма. Изначально необходимо наладить контакт с ребенком. В этом случае психолог приглашает ребенка в кабинет, предлагает выбрать комфортное место и немного рассказывает о себе, о том, кто такой психолог, что делают у психолога на занятиях, как часто будут встречи, также обозначаются правила. Сама эта информация может выдаваться

в диалоговом режиме, можно поинтересоваться, насколько удобно и комфортно ребенку находиться в кабинете психолога, хотел бы он, например, пересесть или изменить позу (в том случае, если предполагается, что ребенку неудобно). Затем ребенку предлагается, что-то рассказать о себе, о своем настроении, о том, какие события у него произошли, и эмоционально откликнуться на эти со-

бытия в позитивном, поддерживающем ключе.

Далее по возможности предлагают познакомиться с кабинетом и его зонами: где можно играть, где рисовать и выполнять задания, где разговаривать.

Затем собственно и начинает арт-терапия, в ходе которой, как и говорилось ранее, психологу важно «следовать» за ребенком, опираться на рекомендации Г. М. Ферса, ориентироваться на собственные эмоциональные реакции, принимать ребенка. Создавая такие условия, можно увидеть, как ребенок сам находит приемлемый способ выхода из негативных переживаний, при этом будут разви-

ваться и психические процессы, и эмоциональная сфера, и умения и навыки.

Конечно же, это происходит не за одно занятие, но при регулярно работе повышается способность ребенка справляться с трудностями как в учении, так и социальной жизни.

Используется арт-терапия как в групповой, так и в индивидуальной работе с обучающимися с задержкой психического развития. Использование арт-терапии наравне с другими методами коррекции позволила части детей выровняться с нормой по уровню развития психических

процессов, а также повысить степень осознания своих переживаний и адаптироваться в классе. С другими ребятами с подобными ограничениями здоровья работа с применением методов арт-терапии продолжается.

Таким образом, можно резюмировать, что применение арт-терапии эффективно, но способ её использования зависит от особенностей ребенка, ситуации взаимодействия на занятии, личности психолога и его квалификации.

Мы не останавливаемся на достигнутом, ищем новые приёмы для возникающих трудностей, учимся новым технологиям работы и готовы к сотрудничеству со специалистами других организаций. СЛАЙД 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....

Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...

Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе

Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.Учителя-логопеды:Блохина Е.В.Комиссарова Е.В.Котрова Е.А.Коррекция недостатков речи  тре...

Специфика работы с обучающимися с задержкой психического развития.

Специфика работы с обучающимися с задержкой психического развития....

Методы и приемы работы учителя –логопеда с обучающимися с задержкой психического развития

Для активизации деятельности учащихся с ЗПР на логопедическихзанятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения...