Специфика работы с обучающимися с задержкой психического развития.
статья (1 класс)

Специфика работы с обучающимися с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика работы с обучающимися с задержкой психического развития.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе.

Понятие «задержка психического развития» - психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций.

Мы представим особенности обучения данной категории детей. Обучаясь в общеобразовательной школе, дети с задержкой психического развития испытывают значительные затруднения без создания специальных условий для получения образования. Часто у ребят не формируется учебная мотивация — они не хотят учиться. Преобладает «полевое поведение», во время урока они могут встать, пройтись по классу, поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть, задавать вопросы, не относящиеся к уроку, без конца переспрашивать учителя.

         Самоконтроль низкий, детям очень трудно планировать свою деятельность, ориентироваться в задаче, они не воспринимают и не выполняют школьных заданий.  Ребята очень быстро утомляются.

В состоянии  утомления работоспособность и внимание резко снижаются, возникают  импульсивные, необдуманные действия; в работах появляется множество исправлений и ошибок. У некоторых детей в ответ на замечания педагога и указания на ошибки вспыхивают реакции раздражения, другие категорически отказываются работать, особенно если задание оказывается относительно трудным. Полное истощение наступает после занятий,  требующих интенсивного умственного напряжения,  безразличие к качеству выполняемой работы, нежелание исправлять допущенные ошибки. Старательность и активность сменяются небрежностью и неряшливостью. Работы часто остаются незаконченными, материал урока не понят, ребенок устал и расстроен, желание учиться пропадает.

Такая картина типична для всех ребят с задержкой психического развития.   Без создания специальных условий, без использования специальных коррекционных и современных педагогических технологий, невозможно добиться положительной динамики.

        Специфика работы с детьми ЗПР заключается во многих аспектах, первым из которых является тесная взаимосвязь с педагогом-психологом и учителем-логопедом. Каждый учебный год начинается и заканчивается подробной диагностикой. На основе полученных данных индивидуализируется образовательная, воспитательная и коррекционная деятельность.

В своей работе с детьми используем следующие методы.

1.Комплекс наглядных методов обучения и воспитания

Наглядные методы  являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.). Всё это способствует более прочному усвоению  материала и формированию положительного эмоционального настроя у школьников, повышению их учебной мотивации, активизации познавательной активности и позволяет обеспечить основу восприятия информации.

2.Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) на первых этапах обязательно сочетаем с наглядными и практическими методами.  Работаем со схемами, таблицами, памятками обеспечивая формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний. Мы учитываем особенности понимания речи детьми, поэтому формулируем простые инструкции, чётко отрабатываем новые лексические единицы.

Практические методы обучения и воспитания являются основой в обучении детей с задержкой психического развития. Учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия:  упражнения (речевые, игровые, подражательно-исполнительного, творческого и конструктивного характера) как многократное повторение ребёнком умственных и практических действий; целенаправленные действия с различным дидактическим материалом; формирование элементарных навыков счета, измерения и вычисления; самостоятельные работы;  тренажеры; практические задания;

         Практические, наглядные и словесные методы используем в комплексе, это позволяет нашим ученикам полноценно воспринимать, осмысливать, запоминать и перерабатывать информацию.

Огромный интерес у обучающихся вызывает применение мультимедийных технологий. В процессе применения сенсорной панели, другого современного оборудования на уроках у ребят появилась возможность не пассивного, а активного включения в процесс познания.

Для повышения эффективности обучения и положительной динамики коррекции нарушенных функций и процессов используем различные приемы:

  1. При объяснении подчеркиваем главное, существенное, возвращаясь к нему неоднократно по ходу урока. Больше работаем с учебником, обучая приемам работы с ним, выделяя в его содержании главное. Делаем краткие записи на доске и в тетрадях.
  2. По ходу урока с детьми работаем над типичными ошибками, выявленными при изучении материала.
  3. Отрабатываем общие учебные умения и навыки на большом количестве простых заданий.
  4. Вносим разнообразие в структуру уроков. Учитывая динамику работоспособности наших детей, чаще начинаем уроки с объяснения новой темы, больше привлекаем наглядные средства (компьютерные презентации, интерактивные задания на сенсорной панели, используем документ-камеру)
  5. Учитывая, что работоспособность детей к концу урока падает до 6-10%, особо продумываем формы обобщения результатов урока.
  6. Ставим вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопим их с ответом, даём время на обдумывание.
  7. Привлекаем различные виды деятельности - игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную - для повышения уровня умственного развития детей.
  8. Для того, чтобы избежать быстрого утомления переключаем учеников с одного вида деятельности на другой.
  9. Используем разнообразный наглядный материал в соответствии задачами урока, применяем мультимедийные технологии.
  10. Поддерживаем и поощряем любое проявление детской любознательности и инициативы.
  11. Оцениваем успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного интереса к учению.
  12. Учитываем и не нарушаем этапность формирования способов учебной деятельности: сначала учим детей ориентироваться в задании, затем выполнять учебные действия по наглядному образцу в соответствии с нашими точными указаниями, затем – по словесной инструкции при ее последовательном изложении.
  13. Используем индивидуальный подход при оценивании деятельности детей: обязательно поощряем ребенка, если он справился с заданием.
  14. Не сравниваем результаты труда ребенка с другими учащимися.
  15. Поощряем малейшие успехи детей, развиваем в них веру в собственные силы и возможности, поддерживаем положительный эмоциональный настрой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....

Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР для 1 класса по предмету « Музыка»

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития  (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР  для 1 кл...

Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе

Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе...

«Применение арт-терапии в работе с обучающимися с задержкой психического развития»

Описание практики реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ, создание условий для организации инклюзивного образования в МБОУ школе-интернате по теме:«Применение арт-терапии в работе с обучающими...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.Учителя-логопеды:Блохина Е.В.Комиссарова Е.В.Котрова Е.А.Коррекция недостатков речи  тре...

Методы и приемы работы учителя –логопеда с обучающимися с задержкой психического развития

Для активизации деятельности учащихся с ЗПР на логопедическихзанятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения...