ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОН-НОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ

         Гуманистические тенденции, связанные с оказанием психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, определяют приоритетные задачи в области специальной психологии и коррекционной педагогики, выделяя главную цель учебно-воспитательного процесса в коррекционных учреждениях (адаптация и социализация аномальных детей), и акцентируя внимание педагогов на поиски новых форм и методов. Одним из инновационных методов коррекционной работы является пескотерапия.

Широко известный в психотерапевтической практике, этот метод, однако, еще не нашел должного места в школе VIII вида. Не хватает ни теоретических исследований, ни практических рекомендаций по использованию песочной терапии в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Песочная терапия или более рас-пространѐнное английское название - sandplay (буквально, в переводе с англ. - песочная игра) становится всѐ более востребованной в коррекционной педагогике.

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

 Позже появилась модификация методики, названная автором Маргарет Ловенфельд - «Техника Мира». Соединение песка, миниатюрных предметов позволило  разработать новый  метод игры в песок.  

Основная цель песочной терапии – достижение ребенка эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

Данный метод позволяет проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне, отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения, изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему.

         Данная работа позволяет педагогу решать следующие задачи: диагностические; коррекционные; терапевтические; творческого развития.

В настоящее время все более актуальными становятся вопросы комплексной психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии и их семьям. Сегодня все большую популярность приобретает песочная психотерапия, которая может быть использована как в индивидуальном формате (родитель или ребенок), так и в консультировании всей семьи. Особой формой этой работы является песочная сказкотерапия. Грабенко Т. М. и Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. предложили систему игр в пескотерапии:

Обучающие игры - игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения.

Познавательные игры – игры, направленные на знакомство с окружающим миром, географические игры.

Фантастические и исторические, игры-экскурсии по городу.

Проективные игры -  проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется  психологическая  диагностика, коррекция и развитие ребёнка. Ребёнок выбирает игрушки и строит свой мир, свою сказку. Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х  человек, и более,  в зависимости от размера песочницы. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Адаптирующие игры для обучения и коррекции детей с ОВЗ.

  Примеры некоторых упражнений.

«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна) 

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. 

- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.

- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

  Скользить по поверхности песка как змейка или как машина. 

  Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

  Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

  Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

  Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

  Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

 Гайворонская Е. А. предложила использовать пескотерапию как эффективный метод развития речи детей.

Благодаря песочной терапии мы можем узнать не только о личностных особенностях детей с нарушениями интеллекта, но сделать это в ненавязчивой и даже привлекательной для них форме. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам межличностных отношений определил большое значение песочной игротерапии в формировании личности ребенка, ее первостепенную роль в дальнейшей его социализации.     В психологических исследованиях песочная терапия рассматривается как система, средство, которое эффективно влияет на межличностные, коммуникативные способности ребенка младшего школьного возраста.

         Процесс игры  в песочной терапии помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Кроме того, песок поглощает негативную энергию. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3х летнего возраста. Коррекция эмоциональной сферы посредством этого метода позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

 В частности, песочная терапия позволяет работать с агрессивными , неуверенными, застенчивыми детьми; с детьми , испытывающие проблемы стыда, вины, лжи,  трудности принятия своих чувств. Кроме того, пескотерапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.

 В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

  Примеры некоторых упражнений.

«Чувствительные ладошки»(Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна) 

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. 

- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.

- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

  Скользить по поверхности песка как змейка или как машина. 

  Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

  Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

  Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

  Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

  Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

 Гайворонская Е. А. предложила использовать пескотерапию как эффективный метод развития речи детей.

В классической песочной терапии  происходит «круговорот» переносов в природе. Сначала внутреннюю реальность переносят на песок. Затем опыт переносится во внутренний мир, в бессознательный слой. Затем в виде некоторых моделей переносится в реальную жизнь. В индивидуальной работе педагог никогда ничего не вносит в песочницу, ничего не изменяет.  Когда в процессе анализа нужно, с разрешения ребёнка можно брать предмет, смотреть, но не менять. «Создает» песочницу и «разбирает» ее сам ребёнок. Во время работы особое внимание обратить на то, какую фигурку выбрал первой – идентификация с собой, со своим «я».

Общие условия организации песочной терапии. В качестве песочницы используется большой ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева, голубой и жёлтый цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо, солнце.

         Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

                  люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;

                  наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

                  летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

                  жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

                  домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

                  деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

                  объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

                  транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

          объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

          объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

          аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

          естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и др.);

          фантастические предметы и персонажи мультфильмов;

Формы и варианты песочной терапии определяются  особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями:

с целью диагностики;

с целью оказания первичной психологической помощи;

с целью краткосрочной психотерапии;

с целью долгосрочного  психотерапевтического воздействия.

 Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из  результативных нетрадиционных методов  в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

 
     

ДОКЛАД

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОН-НОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА»

Подготовила учитель начальных классов Тучковской (специальной) школы – интерната VIII вида Горячева Елена Ивановна.

ЯНВАРЬ 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Формирование пространственных и геометрических представлений у  учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIII вида....

Презентация к уроку по изобразительному искусству в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида во 2классе на тему : «Русская матрёшка».

Цель: знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой.Задачи:Познакомить детей с историей Семеновской матрешкой, Сергиево- Посадской матрешкой  и Полхов - Майданской матрешкой.Воспитание э...

"Формирование звукобуквенного анализа и синтеза в процессе обучения грамоте обучающихся 1 класса специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида"

В работе раскрыты теоретические проблемы готовности к обучению грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью. А также представлены методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа...

Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Возможности использования интерактивной доски на уроках изобразительного искусства в начальных классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Ознакомительная статья о возможностях такого инструмента, как интерактивная доска, е функциях и способах их использования на уроке изобразительной деятельности в начальной школе....