Педагогические технологии безотметочного обучения в начальных классах.
статья (1 класс)

Материал предназаначен для учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Педагогические технологии безотметочного обучения в начальных классах.

                  В системе образования долгое время существовала единая система оценивания знаний, умений и навыков. Так называемая пятибальная отметочная система. На ней выросли несколько поколений родителей и учителей сегодняшних школьников. Главным критерием работы ученика была и остается школьная отметка. Понятно, что данная система несовершенна и негативно влияет на ребенка. Это выражается в следующем:

              1.Дети с первого класса, чувствуют страх от возможного получения двойки. Они чувствуют себя униженными от давления с двух сторон: школы и семьи.

              2.Школьная отметка выполняет все чаще функцию наказания.

               3. Школьная отметка не позволяет отмечать отдельные небольшие продвижения ребенка, оставляет его в рамках того же показателя. Она является малоинформативной

За три ошибки ставится «3» и за пять ошибок ставится «3». Или за десять ошибок ставится «2» и за шесть ошибок ставится та же отметка.

Произвольность норм и расплывчатость критериев отметки делают систему оценивания непонятной и закрытой для учащихся. В свою очередь это ставит их в зависимость от внешней оценки, от реакции на нее окружающих, препятствует становлению и развитию самооценки детей.

                Найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся. Это одна из главных проблем современной педагогики. Поэтому идет поиск ее разрешения. Так одним из результатов этих поисков стало появление безотметочного обучения в начальной школе в 1 классе и в первом полугодии 2 класса.

                Поиск нового подхода к оцениванию - безотметочное обучение позволяет преодолевать недостатки ныне существующей «отметочной» системы оценивания. Какие же педагогические технологии можно отметить и использовать при безотметочном обучении в начальной школе?

             Взаимообучение.

Ученик на уроке ставится в позицию учителя. Это позволяет создать условия для развития у него теоретическую позицию. Обучая другого, школьник должен будет выделить способ выполнения той или иной деятельности, найти возможные варианты передачи его своим ученикам, получая возможность освоить не только исполнительскую, но и контрольно – оценочную часть совместного действия.

             Тетрадь продвижения.

Такие тетради лучше использовать, анализируя однотипные задания. Это даст возможность увидеть степень продвижения ученика. Например, учителем проводится диктант по определенной теме программы, состоящий из 15 слов. Затем после проверки чертится график по количеству допущенных ошибок. Такие тетради помогают формировать у учащихся навык самооценки и самоконтроля. Процесс формирования предметного знания у учащегося можно наглядно пронаблюдать и сделать нужную коррекцию вовремя. Тетради становятся «справочником изученного». Можно наглядно увидеть, какая тема усвоена ребенком не в полном объеме.

             Папка достижений.

Она готовится ребенком для родителей в конце учебного года. В нее вкладываются лучшие работы по разным достижениям: рисунки, творческие работы, аппликации, образцы каллиграфического письма в первом классе, успешные проверочные и контрольные задания и пр. Сам ребенок может написать о том, что дал ему прошедший учебный год.

            Характеристика на ребенка.

Она предназначена в первую очередь самому ребенку. В ней указываются положительные личностные качества, успехи в учебе, достижения в различных сферах деятельности. Характеристика публично зачитывается, дополняется одноклассниками. Заканчивается она пожеланиями на следующий учебный год. Может в этом хорошем деле принять участие и педагог. Например, подарив каждому ученику именную открытку, со словами: «Саша, мне очень нравится в тебе…Хотелось бы, чтобы в следующем учебном году…»

            Оценка – не отметка.

Учитель оценивает работу школьников словами, интонацией, жестами, мимикой. А дети оценивают работу одноклассников цветными полосками.

            Расширение поля оценки.

Свой «оценочный арсенал» учитель может расширить с помощью записей в дневник или папку достижений. Может вручить грамоты дипломы, отметить успехи на доске почета в Уголке класса. Очень важно, чтобы дети обязательно участвовали в оценке своих одноклассников! Радовались не только своим успехам, аплодировали, высказывали добрые пожелания.

           Знакомство детей с критериями.

На уроках надо обсудить проблему оценки. Очень полезно, когда каждый ученик оценил бы сам свою работу и сравнил свою оценку с учительской оценкой, с работами одноклассников. Хорошо, когда дети оценивают работы друг друга.

           Своя «валюта».

Очень важно подкрепить успех школьника. Например, за удачный ответ ученик получает

маленькую звездочку. Накопив пять звездочек, учитель дает ему одну большую звезду. Получив пять больших звезд- ученик получает поощрительную запись в дневник, папку достижений. Этот прием позволяет решить проблему кратких ответов с места, удачных реплик и вопросов. Учитель, пользуясь им, расшевелит любой пассивный класс, сформирует у детей потребность активно работать на уроке. А потом, приучив детей активно работать на уроке, учитель постепенно уходит от этого приема.

Для обеспечения плавного перехода к отметочному обучению можно пользоваться следующими приемами:

            Райтинг (от англ. Right – правильно).

Этот прием вводится в период согласования критериев отметки. Сначала ученик сам ставит себе отметку за работу, а потом ее оценивает учитель. Такие отметки записываются дробью. Например: 5/4. Через какое – то время числитель и знаменатель все чаще начинают совпадать. Это приносит пользу и в плане приучения ученика к регулярному оцениванию своего труда.

          Защитный лист.

В него ученик до урока записывает свою фамилию, если он не готов к ответу. Теперь, ученик не испытывает страха, что его спросят. Учитель держит ситуацию под контролем, подшивая листы.

          Кредит доверия.

Используется, например, при выставлении спорной оценки за четверть. Дети ценят доверие и его можно подкрепить и поддержать, сказав: «Давай поставим тебе за эту четверть высокую оценку. В следующей четверти будет ясно, насколько мы были правы».

            Отсроченная отметка.

Плохую отметку можно не ставить сразу в журнал, а только ограничиться оценочным суждением. Тем самым ученику дается дополнительное время для подготовки.

Существуют правила оценочной безопасности, список которых постоянно дополняется и уточняется.

  • Не скупиться на похвалу (необязательно словесную: часто достаточно одобрительно кивнуть или улыбнуться)
  • Хвалить исполнителя, а критиковать только исполнение. Уместнее учителю сказать: «Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки, а не более принятое у учителей высказывание: «Ты сделал в этом примере три ошибки.»
  • Ставить перед учеником только конкретные цели. Вместо: «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв», уместнее установка: «В прошлом диктанте ты пропустил пять букв, а сегодня только четыре. Если завтра ты пропустишь три, а послезавтра две, то к концу недели ты напишешь диктант без ошибок!»
  • Формула «опять ты НЕ» - верный способ выращивания неудачника.
  • Взрослый, начни практику оценочной деятельности с личной самооценки.
  • Приемов педагогической технологии великое множество. Их становится все больше. Ведь они являются результатом творчества учителей, которые любят своих учеников и свою профессию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология смешанного обучения в начальных классах

Предлагаемый материал передает опыт изучения технологии смешанного обучения....

Современные педагогические технологии на уроках в начальных классах

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве......

Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)

Наиболее  эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов...

Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах».

Цели проблемного обучения:- Дать прочные знания- Стимулировать интеллектуальное развитие- Воспитывать активную личностьОбразовательные результаты:- Умение решать проблемы- Вести диалог- Извлекать инфо...

О педагогических технологиях в работе учителя начальных классов

Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определенные требования к школе. Главн...