выступление «Технология рефлексивного обучения в начальных классах»
статья (2 класс) по теме

выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystup._rmo_nach.kl_17-18.docx72.77 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДПО «Методический центр» Коломенского района

Выступление на РМО

учителей начальных классов

учителя МОУ Непецинской СОШ

Быстровой И.Н. по теме:

«Технология рефлексивного обучения в начальных классах»

2017-2018 уч.год

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

В последние годы в педагогической практике рефлексии уделяется достаточно много внимания. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов. Вместе с тем, потенциал этой группы технологий задействован далеко не полностью. Как показывает практика, в основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие понять эмоциональное состояние учеников, отследить ее динамику в ходе урока или учебного предмета. При этом зачастую недооценивается огромнейшая ценность рефлексивного материала, касающегося, например, того, как воспринимается, сам педагог, субъективной ценности учебного материала, пройденного на уроке, или того, как сам учащийся оценивает свое продвижение в освоении предмета или личностное развитие.

Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «учитель-ученик». Более того  рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса. Обучение на основе рефлексируемого опыта эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе «всегда порождение нового знания в сознании индивида».

Одним из принципов обучения по Федеральному Государственному Образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) – принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.

В обиходном смысле, а также в психологии рефлексией называют любое размышление субъекта (в обиходе это чаще всего конкретный человек, в психологии может быть и человек, и группа), обращенное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных поступков, своих состояний и событий, которые уже произошли. При этом степень глубины рефлексии, самоанализа находится в зависимости от степени образованности субъекта, развитости нравственного чувства и уровня контроля самого себя.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. В педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последние десятилетия.

Рефлексию в педагогике рассматривают с двух сторон: 1) доминантой педагогического процесса является развитие;

2) назначение педагогического процесса заключается в создании условий для развития и саморазвития как обучаемых, так и педагога.

Рефлексия в педагогике предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, проникновение педагога во внутренний мир ученика, выявление состояния развития обучаемых. Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями.

Пониманию сущности и процедур осуществления педагогической рефлексии способствует уяснение ее структуры. В структуре рефлексии выделяют такие компоненты как

- рефлексия педагогом деятельности учащихся;

- рефлексия педагогом своей деятельности;

-рефлексия педагогом педагогического взаимодействия;

- рефлексия обучаемыми своей деятельности;

- рефлексия учеником имевшего место педагогического взаимодействия.

Являясь механизмом снятия проблемы, конфликта, рефлексия может быть рассмотрена как культуросозидающая способность личности. Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом сознания, поведения, внутренних психических аспектов и состояний, собственного опыта, личностных структур. Рефлексия – это личностное свойство и одновременно – важнейший фактор развития личности, формирования ее культуры и профессионализма.

Классификация рефлексии.

По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.

По цели выделяют 3 группы рефлексии.

• Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце. Отражает внутреннее состояние ученика; самочувствие (комфортно – дискомфортно); является средством самопознания.

• Рефлексия деятельности – это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока, чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

• Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного.

По функции - рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. При взаимодействии с обучающимся учитель использует (в зависимости от обстоятельств) один из видов личностной рефлексии: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Такая рефлексия отражает человеческую сущность.

Интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Даёт возможность ученику понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка).

Рефлексия различна в зависимости от типа урока (после усвоения ЗУН, промежуточная рефлексия, контрольная и итоговая рефлексия).

В зависимости от способов её проведения это может быть анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

По форме деятельности классифицируется как:

• Фронтальная (выборочная)

• Индивидуальная (предполагает самоанализ урока, событий дня).

• Групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи).

• Коллективная.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.

Виды рефлексии в младшем школьном возрасте

Обучение детей рефлексивной деятельности начинается еще с дошкольной подготовки и активно продолжается в начальной школе Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

Приоритетным направлением, обозначенном в ФГОС, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные варианты. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия.

Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды. Для создания условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:

  • рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;
  • рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
  • рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъективность, т.е. активность, ответственность;
  • рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого – быть в позиции учителя.

В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

  • адекватно воспринимать себя;
  • ставить цель деятельности;
  • определять результаты деятельности;
  • соотносить результаты с целью деятельности;
  • определять наличие ошибок в собственном поведении;
  • описывать прожитую ситуацию.

Развиваются следующие виды рефлексии, возникающие у детей в младшем школьном возрасте:

Личностная рефлексия понимается как осознание действующим лицом того, как он воспринимается партнёром по общению. Когда человек анализирует себя и своё поведение во взаимоотношениях с другими людьми и пытается представить, что о нём думают окружающие, он, таким образом, приходит к некоторому познанию своего «я». Это способствует пониманию особенностей своего характера, как положительных, так и негативных. Такого рода самопознание играет существенную роль в процессе самовоспитания.

Отличие личностной рефлексии от интеллектуальной рефлексии заключается в том, что оценивание положения происходит не на базе заданных (объективных, логических, общепризнанных и т.п.) оснований, а на оценке по собственным, часто глубоко субъективным критериям, которые могут иметь морально-нравственную, этическую, культурологическую природу. Поэтому можно сделать вывод, что процесс личностной рефлексии как одного из механизмов саморазвития личности достаточно индивидуален.

В младшем школьном возрасте личностная рефлексия имеет ряд особенностей. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё. Конечно, мнение окружающих влияет на самооценку младших школьников. Обычно, отвечая на вопрос, что о них думают другие, учащиеся начальных классов концентрируют своё внимание на конкретных делах, и лишь в средней школе дети начинают постигать особенности своего характера.

Оценочные представления младших школьников достаточно ситуативны, и критерии их оценок довольно относительны.

В школьные годы дети способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают.

Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в уточнении своих знаний в выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.

Интеллектуальная рефлексия играет важную роль в развитии младших школьников. Интеллектуальная рефлексия - это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности.

Несмотря на активное использование этого термина, чёткого понятия «интеллектуальной рефлексии» не существует.

Интеллектуальная рефлексия определяется как умение ребёнка оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Основой интеллектуальной рефлексии являются мыслительные операции: анализ, синтез, построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, выводов.

Механизм порождения рефлексии определяется как процесс осознания оснований собственных действий и способности различения собственного знания и незнания.

Интеллектуальная рефлексия неразрывно связанна со сферой общения. Предпосылки учебной деятельности складываются на основе игровой деятельности, где громадную роль играет воображение. Благодаря игре, ребёнок овладевает навыками общения и приобретает рефлексивную позицию в общении. Поэтому рефлексия непосредственно связанна с общением ребёнка с окружающими.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния:

Эмоционально – художественная рефлексия. Обучающимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, весёлым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Эмоционально – музыкальная рефлексия. Обучающиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

На уроках в 1-2классах уместно использование карточек с изображением лица, различных картинок («солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось; «радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – плоховато). Символы, цветовые сигналы могут быть использованы в различных учебных ситуациях.

Удачно закончить урок на положительной ноте помогает: комплимент-похвала; комплимент в деловых качествах; комплимент в чувствах.

Рефлексия деятельности приемлема на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; этот вид даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. А применение его в конце урока покажет активность каждого ученика.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей.

Свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы ребята оценивают при подведении итогов работы. Они по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из «Рефлексивного экрана» на доске:

1) сегодня я узнал…,

 2) было интересно…,

 3)было трудно…,

4)я выполнял задания…,

5) я понял, что…,

6) теперь я могу…,

7) я почувствовал, что… ,

8) я приобрел…,

9) я научился…,

10) у меня получилось …,

 11) я смог… ,

12) я попробую…,

13) меня удивило…,

14) урок дал мне для жизни…,

15) мне захотелось…

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание. Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

Это – рефлексия содержания учебного материала. Её цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.

Рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения).

Рефлексия отношения к проблеме (теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы).

Формы рефлексии могут быть устными и письменными, индивидуальными и групповыми.

Индивидуальная рефлексия - формирование реальной самооценки (за что учащийся может оценить свою работу, беседа педагога с ребенком по результатам самооценки); групповая - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ... (имя)», «Какую помощь в работе оказал... (имя)»).

В работе с учащимися начальной школы в ходе специально организованных уроков ученикам предлагается осмыслить систему их действий (познавательные стратегии) в решении различных учебных задач. Для этого используется специальный план, по которому осуществляется самонаблюдение и ставятся определённые рефлексивные вопросы. Школьникам предлагается сравнить полученные результаты в процессе рефлексии с данными других учеников в группах (6 - 7 человек), что невозможно сделать без повторной рефлексии. В завершении такой многоуровневой рефлексии различных видов ученики обобщают систему действий. Обобщение может проходить по различным основаниям: создание «копилки успешных действий» для реализации данной задачи или разработка памятки для оптимизации учебной деятельности. В целом рефлексия в образовательном процессе представляет собой механизм обратной связи о качестве хода и результатов образовательного процесса (особенно учения и развития ученика). Учителю необходимо на различных этапах образовательного процесса задавать учащимся рефлексивные вопросы. Например: что нового Вы узнали; какие знания помогли Вам в работе; какие знания, полученные на уроке, понадобятся Вам завтра; на каком этапе урока Вы чувствовали себя успешным; благодаря какому алгоритму Вы нашли решение; какие способы и приемы работы Вы использовали (таблица, схема, рисунок, ключевые слова, цитаты); с кем тебе было интереснее работать в паре/группе? Почему?; можете ли Вы похвалить себя за урок; что Вам хочется изменить в своих действиях на уроке; предложите свой вариант работы на уроке.

Для групповой рефлексии используется алгоритм: как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? (делало её более эффективной, тормозило выполнение задания, не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе); на каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? (обмен информацией, взаимодействие, взаимопонимание); какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? (недостаток информации, недостаток средств коммуникации: речевых образцов, текстов, трудности в общении); какой стиль общения преобладал в работе? (ориентированный на человека, ориентированный на выполнение задания); сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? (в группе сохранилось единство и партнерские отношения, единство группы в ходе работы было нарушено); кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? (лидер, выдвинувшийся в ходе работы, нежелание наладить контакт большинства участников группы, непонимание задачи, поставленной для совместной работы, сама задача оказалась неинтересной, трудной).

Рефлексия может осуществляться на различных этапах урока, в результате чего ученик уходит с урока с зафиксированным результатом, выстраивая смысловую цепочку, сравнивая способы и методы, применяемые другими детьми, с личными. При реализации групповой рефлексии ученики могут выражать мнение каждой группы. Важно, чтобы учитель мог грамотно конструировать вопросы ученику в зависимости от целей рефлексии: выявление хода учения и его коррекции, оценку полученного результата учебной деятельности, корректировку межличностной коммуникации учеников. Индивидуализация развития может осуществляться следующим образом: рефлексия учениками сформированных у них познавательных стратегий; рефлексия существующих нормативных познавательных стратегий; сопоставление учениками результатов рефлексии индивидуальных и нормативных познавательных стратегий; осуществление целенаправленного и самостоятельного обогащения индивидуальных познавательных стратегий (личностного познавательного опыта).

Развивать рефлексивную деятельность в начальной школе необходимо с анализа учениками их внешних действий, затем следует комментарий учителем ключевых действий, которые осуществляются в процессе решения проблемы, различных творческих видов деятельности. Учащиеся при этом наблюдают, слушают, обсуждают и задают вопросы: зачем, как именно, что это даст? В заключении, проводится работа ученика с листом планирования и анализа познавательной стратегии. В листе планирования в произвольном порядке указан набор ключевых действий — внешних и внутренних. Ученику предлагается отметить цифрами порядок своих действий и также самостоятельно их дополнить, спланировать свою деятельность. Затем, после реализации учебной задачи, ученику предлагается лист анализа, где он может проанализировать свою деятельность на уроке. Тем самым, с помощью пропедевтики формируются регулятивные учебные действия — осведомленность и управленческие умения. Затем педагог может перейти к работе с вопросниками для выявления познавательных стратегий. Вначале они содержат вопросы, которые применяются к конкретной учебной цели и виду деятельности (например, вопросник для выявления стратегии чтения учебного текста, разбора слова по составу, решения задачи). Далее ученики работают самостоятельно с усложненными вопросниками для выявления познавательных стратегий полностью самостоятельно. Дети легче рефлексируют свои внешние действия, а затем известные им предметные действия и сложнее рефлексируют действия и операции внутреннего плана действия. В данной технологии школьники самостоятельно выявляют сложность учебной задачи и способы ее решения, что приводит их к успешному учению и саморазвитию, и сложность учебной задачи перестаёт быть проблемой. В случае если ученик не знал способа решения и самостоятельно нашел его, осознавая свой успех, то это может стать поводом для развития интеллектуального азарта. У учеников возрастает мотивация к учению, что способствует продолжению своего образования на долгие годы. Научить этому можно на специальных рефлексивных «островках», как на уроках, так и вне уроков. А начинать следует с того, что надо учить ребенка задавать себе вопросы: «Почему так получилось? Что стоит за тем или иным моим действием?»

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап - анализ своего настроения, своих успехов;

2 этап - ежедневный самоанализ;

3 этап - анализ работы одноклассников;

4 этап - анализ работы своей группы, других групп.

Диагностику становления рефлексии в учебной деятельности младших школьников можно провести по следующим критериям:

1) умение обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного;

2) умение учащихся указать в определённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

3) умение учащихся начальной школы рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны»;

4) умение учащихся начальных классов критично, но не категорично анализировать мысли и действия других учащихся.

Из всего сказанного можно сделать вывод: рефлексия — это не пустая трата времени, а важная и необходимая составляющая учебного процесса в начальной школе. Все, что делается на уроке по формированию рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитие очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом формирование рефлексивной деятельности на уроках - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Средства формирования рефлексии:

1.Формирование мотивационной готовности к развитию рефлексивных способностей. Организация специального взаимодействия с учащимся для открытия смысла и мотивационной значимости рефлексии, выработка осознанного желания сосредоточить внимание на процессе и результатах мыслительной деятельности.

2.Знание учащимися структуры и содержания учебной деятельности, наличие представлений об эффективных способах ее регуляции. Система внешних требований к организации деятельности.

3. Преодоление поглощенности собственной деятельностью, обеспечение позиции анализа для выполнения дополнительных мыслительных действий. Включение учащихся в диалоги, противоречивые ситуации, диалоговый режим, метод беседы, постановка обучаемого в роль обучающего. Совмещение анализа предметного содержания деятельности с анализом собственных способов деятельности (знаково-символические, структурно-логические схемы, обобщающие таблицы для структурирования больших разделов изученного материала)

4.Обучение интеллектуальной саморегуляции. Развитие осознаваемых действий самоконтроля (анализа цели, условий, способов, результатов, обучение самооценке, исправлению допущенных ошибок, стимуляция процессов самоанализа). Разработка научно обоснованных учебно-методических пособий, выполняющих организационно-контрольную и управляющую функции, создающих условия самоконтроля, самокоррекции, активации учебной деятельности (специально сформулированные вопросы, алгоритмы самоконтроля). Развитие процессов самонаблюдения, отслеживания наличия или отсутствия знаний, привычки оценки результатов

5. Развитие творческого компонента мышления. Стимуляция самостоятельной постановки научных проблем в развивающем обучении. Наличие проблемных ситуаций, решаемых сообща, учет результатов индивидуальной творческой деятельности («портфель достижений»).

6. Развивающее содержание форм контроля. Замена системы отметок, системой критериев, формулировка вопросов, ориентированных не на восприятие готового, а на поиск решения поставленной задачи.

7. Реализация принципов системности и проблематизации в сочетании с использованием рефлексии как метода. Игровое обучение (организационно-развивающие игры), групповая работа (обмен знаниями, навыки межличностного взаимодействия), решение учебных задач.

8. Субъект-субъектное взаимодействие и живое общение. Диалоговые формы работы, задания на осознание следующих целей развития, постановка целей саморазвития, побуждение к выражению действий в слове.

Место классного журнала и планов уроков должны занять табло планирования и учета рефлексивных умений, программы некоторых видов занятий, приемы работы учащихся, особым образом оформленные учебные тексты, алгоритмы.

Таким образом, чтобы успешно формировать рефлексивные умения учащихся необходимо:

1. Сделать рефлексию одним из компонентов содержания образования.

2. Предоставлять возможность учащимся активно действовать в каждой конкретной ситуации, а затем осознавать свои действия.

3. Учителю самому владеть техниками организации понимания и выведения в рефлексивную позицию.

4. Постоянно использовать специальные средства для организации учебного процесса.

Технология рефлексивной деятельности в начальной школе

 Организация рефлексии на уроках в начальной школе

Перед учителем начальных классов стоит задача организовать урок таким образом, чтобы стимулировать рефлексию учащихся. Для осознания цели деятельности школьнику необходимо ощутить потребность в деятельности. Это происходит, когда ученик сталкивается с противоречием между имеющимися у него знаниями и тем, чего он еще не знает. После этого он осознает свое незнание и формулирует его в виде учебной задачи. Таким образом, формируется внутренний мотив к выполнению учебной деятельности. Понимание способа действия позволяет обосновывать решение частных задач, сознательно осуществлять контроль и оценку собственной деятельности. После выполнения каждого задания учащиеся выявляют причины ошибок, соотносят результат выполнения задания с его целью. При подведении итога урока важна актуализация новых знаний, которые дети получили на занятии. Необходимо соотнесение учебной задачи и результатов урока. Это также стимулирует рефлексию, в ходе которой применяются различные рефлексивные технологии. Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то, и другое невозможно без рефлексии.

Исходя из того, что ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, основная структурная единица учебной деятельности – учебная задача, на которую учащиеся могут выйти самостоятельно или в сотрудничестве после правильно организованного рефлексивного контроля прежнего способа действий, «старого» знания.

Современные технологии обучения требуют от учителя организации таких ситуаций на уроке, когда младшие школьники вначале совместно, а затем самостоятельно контролируют свои результаты, способы действий, соотнося их с эталонами или программными требованиями, после чего выходят на новую цель и задачи, производя на уроке целеполагание.

В соответствии с этим становится целесообразно осуществлять рефлексию уже в начале урока, когда ученики после демонстрации своих умений в применении изученного способа, алгоритма, правила оценивают уровень их освоения, соотнося свои действия с образцом, предъявленным учителем или составленным совместно.

Не только на начальном этапе урока, но и во время исследования нового учебного материала или в поиске нового знания учащиеся также могут выполнить рефлексивные действия, например:

- зарисовать или смоделировать новый способ решения, правило и т.д;

- составить алгоритм старого или нового способа действия;

- заполнить таблицу или кластер в соответствии с заданными критериями;

- соотнести свой способ, алгоритм, правило с образцовым, приведенным в учебнике или справочнике;

- осмыслить и оценить предпосылки, условия или результаты собственной деятельности (ссылка).

Данные операции нецелесообразно все выполнять на одном уроке, поэтому учитель организует их в соответствии с содержанием, типом урока, уровнем развития учащихся, последовательно распределяя на разных уроках.

Разнообразные приемы рефлексии могут быть использованы в игровой части урока. Следует отметить, что младшие школьники с большим удовольствием включаются в их выполнение.

Например, первоклассникам предлагается:

  • выразить свое удовлетворение от выполненной работы или настроение на уроке цветом, каким-либо символом;
  • найти свое место на лестнице успеха сегодняшнего урока;
  • выбрать соответствующее определенному уровню понимания, умения или знания изображение (фигурку, цвет и т.п.);
  • высказать благодарность однокласснику, группе ребят за какое-либо действие или поступок;
  • определить уровень интереса, легкости выполнения заданий на шкале или соответствующим значком.

В последующих классах на заключительном этапе урока младшие школьники могут не только рефлексировать, но и оценивать свое участие в исследовании, в решении любой учебной задачи; определять уровень овладения материалом или способом действия; творчески выражать образ урока (словесно или в рисунке); определять и фиксировать динамику своего продвижения в учебе, прогресса в физическом здоровье, в духовном развитии.

В первом классе основным способом формирования рефлексии является анализ динамики своего восприятия окружающего мира. Происходит это в специально организованном пространстве – на «пятиминутках общения». Учитель стремится поставить ребенка в такую ситуацию, когда он должен осознавать свое собственное «Я», искать средства выразить себя (Что я понял о себе? Мои впечатления от вчерашнего дня? Что мне понравилось? Что не понравилось? Почему? Что я чувствовал?). Для того чтобы школьник мог выразить все свои чувства и эмоции учитель использует различные игровые приемы. Достаточно часто на уроках в начальной школе используется для данной цели сказочный герой, например, сегодня в наш класс заглянул инопланетянин. Какими он нас увидел? (фигурка рисуется или используется кукла). Какими были наши лица? Выражение лица? Наши позы? О чем они говорят?

По мнению А.В.Хуторского, организация рефлексии учащихся на уроке должна быть пошаговой:

  1. Остановка предметной деятельности. Для проведения рефлексии необходимо приостановить или завершить выполняемую деятельность – математическую, физическую, художественную и иную.
  2. Восстановление последовательности выполненных действий. Необходимость устно или письменно описать все, что сделано на данный момент.
  3. Осмысление составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам.
  4. Выявление и формулирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть выделено несколько: предметная продукция деятельности – то есть идеи, предположения, ответы на вопросы и так далее; способы, которые использовались в ходе той или иной деятельности; общее состояние – то есть эмоциональные ощущения; личностная динамика – что изменилось в самом учащемся после проделанной работы

При введении элементов рефлексии в учебный процесс учитель сталкивается с проблемой, состоящей в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. В связи с этим обучение рефлексии необходимо начинать уже с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Одним из способов адекватной самооценки учебных достижений младшего школьника может стать индивидуальная рефлексия результатов учебной деятельности. Но для этого необходимо учитывать необходимость не только формирования, но и совершенствования навыков самооценки, соблюдать некоторую последовательность в использовании приемов рефлексии, переходя от простого к сложному:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия содержания учебного материала;

- рефлексия содержания учебной деятельности;

- рефлексия результатов учебной деятельности.

Существует множество приемов, позволяющих отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в классе: «Букет настроения», «Дерево чувств», «Корзинка», «разноцветье», «музыкальный фрагмент», «Мой город», «Лесенка настроения» и др. Это наиболее легкие и понятные для детей способы рефлексии. Данные приемы можно использовать как в начале, так и в конце урока. Они универсальны для всех учебных предметов.

Рефлексия содержания учебного материала требует учета специфики изучения отдельного предмета в начальной школе, поэтому наряду с традиционными приемами («Незаконченное предложение», «Лист обратной связи», «Плюс-минус-интересно», «Я не знал – теперь я знаю» и др.), можно применять приемы «Строим дом», «Книжка-раскраска», «Лесенка затруднений», «Кирпичики».

Школьник, научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, гораздо легче переходит к оцениванию содержания своей деятельности. Это особенно важно на начальном этапе становления личности младшего школьника.

При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе начинаем с более легких приемов, таких как «Графическая рефлексия», «Полянка», «Украсим торт» - и переходит к более сложным, таким, как «Синквейн», «Кластер», «Аргумент», «Разговор на бумаге», «Точка зрения», «Карта активности» и др.

Умение оценивать результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от ее содержания, позволяет научить младшего школьника панировать свою деятельность и выстраивать программу саморазвития и самоконтроля. Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений, достаточно широко известны. К таким относятся «Диаграмма успешности», «Оценочная лесенка», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».

Таким образом, рефлексия учебной деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с помощью рефлексивных упражнений осмысливают свои методы, приемы и средства работы с учебным материалом. То есть школьники сами участвую в повышении эффективности учебного процесса.

В начальной школе очень распространены рефлексивные вопросы, которые построены по принципу незаконченного предложения. Такие вопросы в основном предлагаются в конце учебного занятия. Проведение рефлексии в конце учебного действия или в конце учебного занятия дает возможность каждому, и учителю и ученику, осознать полезность произошедшего для себя, свои промахи и удачи, повод задуматься, что имеет смысл закрепить и освоить, а какие из собственных способов и приемов познания нуждаются в совершенствовании. Следует отметить, что с рефлексивного упражнения урок может и начинаться. К примеру, учитель напоминает известную мудрость о том, что в одну реку нельзя войти дважды, а значит, сегодня мы встретились не такими, какими расстались на прошлом уроке: что-то переосмыслялось, какие-то новые мысли пришли в голову. Поочередно каждому желающему ученику предлагается кратко ответить на такие вопросы: что происходило на прошлом уроке? На чем мы остановились?

Важным является и то, что на уроке может оценивать не только себя, но и работу коллектива. Особенно это касается тех занятий, где используются групповые методы работы. После окончания работы в группах, обязательно проводится рефлексия. Школьники должны оценивать эффективность коллективной работы. Чтобы рефлексия показала более честные мнения, ее можно провести в форме анкетирования. После этого учитель может проанализировать результат и подкорректировать работу на следующих этапах урока.

Важным является то, что рефлексия учебной деятельности может осуществляться не только в конце или начале урока, но и на каждом его этапе

Успешно вовлечь учащихся начальной школы в учебный процесс помогали следующие личностно ориентированные ситуации: ситуации вхождения в урок, ситуации интриги и сюрприза, театрализация и творчество, игровые ситуации, дискуссии, ситуации успеха, решение различных задач, ситуации выбора, подведение итогов (рефлексия). Были использованы личностно ориентированные ситуации не эпизодично, а постоянно, из урока в урок.

Для создания психо-эмоциональной комфортности детей на уроке каждый новый урок начинался с вхождения в урок, то есть с рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления контакта с детьми.

Приветствие «Ладошка к ладошке». Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами.

Самый простой вариант – показ учащимся карточек с изображением лиц . Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики .

Интересен, по нашему мнению, и прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и конце урока. В данном случае могу проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызывать интерес причина изменения в настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока говорю детям: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – голубой» (Приложение 4). Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.

Еще один цветовой прием «Дерево настроения». Если ребята чувствуют себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево яблоки красного цвета, если нет, зеленого Завершая урок, применяются другие приемы рефлексии –

«Светофор». Дети сигналят карточками:

Зелёной – тема раскрыта, все понятно;

Жёлтой – остались вопросы;

Красной – не удалось разобраться в теме.

«Ёлочка настроения». Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

«Карта настроения». В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

«Мордашки»

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.

«Солнышко». Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению.

«Дерево творчества». По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворён днём.

«Сказочное дерево (поляна)».

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

Договариваемся с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

«Почта». В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.

Если хочется завершить урок на более высоком эмоциональном уровне, если к этому располагает и содержание урока, то можно использовать еще один вариант – эмоционально-художественную рефлексию:

- учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению .

- эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений. Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков. Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, н и свое эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаю опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса. Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.

Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Используется на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ с целью осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

В конце урока – для оценки активности каждого на разных этапах урока, эффективности решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации).

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Предлагаются некоторые приемы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

«Лесенка успеха» - если урок проходит в традиционном виде, то на доске обозначены этапы деятельности. В конце урока предлагается учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху (Приложение 7).

«Мишень»

Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая

1. активность на уроке

2. все ли было понятно

3. было ли интересно

4. узнал новое

«Дерево предсказаний»

Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям – «да» и «нет» (количество «ветвей» не ограничено), и «листья» - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

«Метод пяти пальцев».

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

У (указательный) – выбор. Какие задания понравились больше всего?

Б (большой) – преодоление. Какие трудности испытали?

«Дерево успеха».

Если чувствую себя уверенно, то вешаю на дерево листики красного цвета, если сомневаюсь, то желтого, если нуждаюсь в помощи, то зелёного.

«Пятерочка – 1»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

«Пятерочка – 2»

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке ребята на листочке условно отмечают свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я устал / не устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

Рефлексия содержания учебного материала.

Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективен прием незаконченного предложения.

Прием «Выбор афоризма или пословицы».

Для включения учащихся в урок предлагаются 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы. Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмами пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствуют теме урока, обосновывая свой выбор. Использование пословиц и афоризмов делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.

Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…). Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Этот прием помогает оценить:

- личностные достижения: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения, развитие мотивов учебной деятельности личностного смысла учения;

- предметные достижения: публично выражать свои мысли, оценивать свои достижения;

- метапредметные достижения: адекватно оценивать собственное поведение и поведение товарищей.

Определить уровень понимания поможет следующий вариант:

3 балла – я все очень хорошо понял, мне было интересно;

2 балла – мне все понятно, н материал не всегда интересен;

1 балл – я не все понял, но мне было интересно;

0 баллов – я ничего не понял и на уроке скучал.

Или баллы заменить цветом:

Зеленый – Я все понял, я молодец!

Жёлтый – Не все удалось, но я могу лучше!

Красный – Мне надо больше стараться!

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«Волшебный мешочек». Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке».

«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

«Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

В конце учебного занятия учащимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;

«Я похвалил бы себя…»;

«Особенно мне понравилось…»;

«После урока мне захотелось…»;

«Я мечтаю о …»;

«Сегодня мне удалось…»;

«Я сумел…»;

«Было интересно…»;

«Было трудно…»;

«Я понял, что…».

«Ступени». С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.

«Звездочки». На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.

Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно, например, оценить по составленному учителем алгоритму.

Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Проводимая работа по формированию рефлексии у учащихся начальных классов позволила добиться определенных результатов.

Результаты опроса детей и родителей показали повышение мотивации детей к учебной деятельности по математике, русскому языку и чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель технологии рефлексивных умений учащихся начальных классов

По требованиям ФГОС НОО у выпусники должны уметь планировать , прогнозировать,контролировать ,вносить коррективы,оценивать адекватно свои результаты.Данный методический прием более эффективно способст...

Технология смешанного обучения в начальных классах

Предлагаемый материал передает опыт изучения технологии смешанного обучения....

Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах».

Цели проблемного обучения:- Дать прочные знания- Стимулировать интеллектуальное развитие- Воспитывать активную личностьОбразовательные результаты:- Умение решать проблемы- Вести диалог- Извлекать инфо...

Презентация по теме "Использование технологии проблемного обучения в начальных классах"

Презентация к мастер-классу по теме " Педагогические технологии в начальной школе"...

Использование технологии проблемного обучения в начальных классах

Научно-методическая статья с примерами проблемного обучения в начальных классах...

Педагогические технологии безотметочного обучения в начальных классах.

Материал предназаначен для учителей начальных классов....